Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе системы управления организацией и предложение мер по ее совершенствованию. В соответствие с этой целью необходимо выполнить следующие задачи:
-дать краткую характеристику производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- представить основные технико-экономические показатели;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…...3
Глава 1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной
деятельности ТД «Надежда» ИП Алажинов М.А ………..…….……6
1.1. Общая характеристика организации………….…………………….…6
1.2. Основные технико-экономические показатели организации…….….8
Глава 2. Анализ системы управления ТД «Надежда» ИП Алажинов М.А … 12
2.1. Стратегическое и текущее планирование в ТД «Надежда» …..…....12
2.2. Анализ организационной структуры ………………….………….….14
2.3. Система мотивации в организации…….………………………….… 20
Глава 3. Совершенствование управления ТД «Надежда» ИП
Алажинов М.А………………………………………………….………24
3.1. Рекомендации по совершенствованию стимулирования работников ТД «Надежда» ИП Алажинов М.А……………………………………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….... 37
Таблица 3.1.1
Критерии стимулирования
Стимулы (критерии стимулирования) | Средний балл |
1. Достижения (квалификация) и признание успеха. | 4,1 |
2. Работа как таковая (интерес к работе и заданию). | 3,5 |
3. Ответственность | 3,3 |
4. Продвижение по службе | 5 |
5. Способ управления. | 3,1 |
6. Условия труда. | 4,7 |
7. Межличностные отношения на рабочем месте. | 4,3 |
8. Заработок. | 4,9 |
Критерия были взяты из двухфакторной теории мотивации Герцберга, которая и стала основой для разработки стимулирования в ТД «Надежда».
Проведя анализ, придем к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами (диаграмма 3.1.1).
На удовлетворенность работой влияют факторы - “мотиваторы”, вызывающие удовлетворенность работой, связаны с содержанием работы и внутренними потребностями личности в самовыражении:
1. Продвижение по службе. Работник хочет обладать возможностью влиять на других и поэтому ищет такие задания и должности, где у него был бы соответствующий статус, дающий возможность использовать власть и авторитет. Планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
2. Достижения (квалификация) и признание успеха. Работник, имеющий значительную потребность в достижении цели, ставит себе высокие, но реальные цели. Для него важны хорошие достижения. С другой стороны, личность работника оказывает влияние в тех случаях, когда видны причины успеха и неудач. Недооценивающий себя
Диаграмма 3.1.1
человек переносит на себя даже маленький упрек или неудачу, а другой ищет причину вне себя - зачастую у него виноваты начальники, руководство или условия труда.
3 Работа как таковая (интерес к работе и заданию).
4 Ответственность. Чтобы использовать свои ресурсы эффективно, предприятия должны искать для выполнения каждого задания такого человека, чья основная мотивация соответствует особенностям задания. Если работник мог бы успешно справиться с весьма сложным заданием, за выполнение которого он один нес бы ответственность, то, получив задание, важное, но с большой степенью рутинности и разделением ответственности на многих работников, он, очевидно, это задание не выполнит. Правда, мотивация не всегда сохраняется в неизменном виде. На нее оказывают значительное влияние как ситуация, так и рабочая обстановка в организации.
На неудовлетворенность работой влияют внешние факторы - “гигиенических”, связаны с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать:
1. Условия труда. Плохи условия труда препятствуют работнику в выполнении задания желаемым способом (например, отсутствие инструментария), и таким образом появляются препятствия на пути к достижению цели.
2. Заработок. Одной из основных форм стимулирования является заработная плата. Определяя сущность заработной платы как цену рабочей силы на предприятии, материально – вещественным воплощением которой является стоимость предметов потребления (продовольственных и непродовольственных товаров), услуг, налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, удовлетворение физических и духовных потребностей как самого работника, так и членов его семьи, тем самым обозначаем и основу организации оплаты труда – потребительский бюджет работника. В качестве такого бюджета на предприятии используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, на котором основывается минимальная заработная плата. Она представляет низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму. Заработная плата, характеризующая оценку вклада в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях, однако в условиях рыночной экономики руководителю предоставлено право самостоятельно решать и назначать уровень благосостояния своих работников. Заработок работника должен определяться в зависимости от уровня его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включать различные доплаты и премии.
3. Межличностные отношения на рабочем месте. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, технологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Моральное поощрение работников.
4. Способ управления. Управление руководителя делает вывод о том, что достижение цели ни в коем случае не повлечет за собой желаемого вознаграждения. Препятствия, видимые на пути к достижению цели, создают ощущение тщетности и снижают мотивацию. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотивации работников.
Если гигиенические факторы создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы.
Согласно тем факторам, которые выделили сотрудники, были выявлены следующие перспективные направления совершенствования мотивационного механизма (табл. 3.1.2).
В условиях рынка, когда предприятия имеют полную самостоятельность в области организации оплаты труда рабочих и служащих, можно предложить рассмотреть «бестарифный» варианта организации заработной платы.
При «бестарифной» системе оплаты труда работнику устанавливается определенный квалификационный уровень, однако никакой соответствующей ему тарифной ставки или оклада нет. Бестарифный вариант организации оплаты труда предусматривает наличие двух коэффициентов:
Таблица 3.1.2
Перспективные направления совершенствования
мотивационного механизма
Перспективные направления | Рекомендации по практической реализации |
Продвижение по службе | Сильным стимулом активности и эффективной работы могут стать представления работников о своей будущей деловой карьере (особенно важную роль играет в мотивации молодых специалистов). |
Материальное стимулирование | Заработная плата выполняет стимулирующую роль, если её переменная часть является открытой и обеспечена взаимосвязь между результатами и оплатой труда. |
Условия труда | Создание комфортных условий труда само по себе не всегда обеспечит мотивацию сотрудников, но оно поможет избежать жалоб на плохое освещение, холод или жару в помещении, исключить вероятность возникновения несчастных случаев. |
Создание благоприятного психологического климата | Хорошие взаимоотношения в коллективе, доверие членов этого коллектива, требовательность друг к другу, психологическая совместимость, сплоченность оказывают благоприятное мотивирующее воздействие на работу коллектива. |
Моральное стимулирование | Мотивирующее воздействие оказывают: устное выражение слов благодарности за хорошо сделанную работу сразу же после ее завершения; публичное признание заслуг работника; помещение фотографии на стенд; поздравления сотрудников с днем рождения и вручение подарков; организация корпоративных праздников с учетом пожеланий персонала; грамотно организованная профадаптация новых сотрудников; вручение почетных грамот и знаков и др. |
Предоставление возможности для самореализации | Удовлетворение потребности высшего уровня – потребности самореализации – оказывает мотивирующее воздействие. |
во-первых, каждому работнику присваивается относительно постоянныйкоэффициент, комплексно характеризующий его квалификационный уровень и определяющий в основном трудовой вклад работника в общие результаты труда; при этом учитываются данные о предыдущей трудовой деятельности работника; во-вторых, каждому работнику присваивают коэффициент трудового участия в текущей деятельности предприятия, цеха, участка, что дополняет оценку его квалификационного уровня (табл. 3.1.3).
Коэффициент трудового участия (КТУ) выставляется всем работникам предприятия и утверждается администрацией. Он может, как увеличиваться, так и уменьшаться за счет прилагаемых усилий самих работников (табл. 3.1.4).
Таблица 3.1.23
Система квалификационных уровней
Должность | Квалификационный уровень | КТУ |
Руководитель предприятия, заместители | V | 2 |
Ведущие специалисты | IV | 1,6 |
Специалисты и рабочие высших квалификаций | III | 1,3 |
Специалисты и рабочие | II | 1 |
Неквалифицированные рабочие | I | 0,7 |