Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 06:28, курсовая работа
Современная российская экономическая наука и практика испытывают потребность в исследованиях, основанных на комплексном подходе к изучению рынка потребительских товаров с учетом развития конкурентной среды. Между тем до сих пор не выработано единого методологического подхода к экономическим исследованиям рынка, позволяющего дать всестороннюю оценку его состояния, развития, проблем функционирования и разработать на этой основе эффективные управленческие решения, что способна решить экономическая диагностика.
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:
дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;
оценить перспективы развития рынка потребительских товаров;
определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.
Торговля способствует
развитию конкурентоспособности
Для рынка потребительских
товаров как системы товарно-
В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Цена – это количество денег, которое производитель хочет получить за единицу товара, а покупатель готов заплатить. Цена – это наиболее эффективный способ распределения ограниченных ресурсов потребительских товаров между конкурирующими пользователями. Цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством, причем первичным является рынок.
Развитие рынка должно
характеризоваться
Потребности людей почти бесконечны, но ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые максимально приближены к его желаниям и при этом находятся в рамках его финансовых возможностей. На рынке проявление потребностей в каком-либо товаре является спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Потребительский спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени. По-другому, спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Являясь формой выражения потребностей, спрос населения в своем движении подчиняется тем же законам, которые управляют развитием потребностей, и прежде всего закону возвышения потребностей (потребность и спрос увеличиваются не только в количестве, но и в качестве). Спрос способен раскрыть сущность не только отдельных экономических проблем, но и функционирования всего рынка потребительских товаров. Его изучение необходимо как для товаропроизводителей, продавцов конкретного товара, так и для потребителей.
Среди факторов, влияющих на величину, структуру и динамику спроса, важное значение имеет цена товара и покупательская способность потребителя (его предпочтения и возможности). На спрос влияют и такие факторы как состав семьи, местно проживания, реклама, мода и так далее.
Спросу противостоит предложение производителей товаров и услуг. Производители со своей стороны пытаются сформировать связь между производимой продукцией и нуждами людей. Товарное предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Объем предложения напрямую зависит от цен. С повышением цен возрастает и товарное предложение, и наоборот это явление в экономической литературе носит название «закон предложения». Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. На объем предложения имеют влияние и такие факторы, как себестоимость производства, количество товаропроизводителей на рынке потребительских товаров, изменение спроса.
Предложение, покупательский спрос и цена, являясь главными элементами рынка – отражают действие экономического закона спроса и предложения. Основное требование этого закона – соответствие спроса и предложения по объему и структуре.
Изменение соотношения
между спросом и предложением
приводит к изменению рыночных цен.
Через эти изменения
От того, насколько потребительский рынок насыщен товарами, во многом зависят уровень потребления, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения. Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий. Главной чертой потребительского рынка является его ориентированность на удовлетворение потребностей населения.
Триединство товарного предложения, спроса и цены дает возможность рыночному механизму решить три основные экономические задачи: что производить, как производить и для кого производить.
Рынок потребительских товаров, как хозяйственная деятельность, как система экономических, организационно-правовых действий, связанных с продвижением товара от производства к потребителю обеспечивает:
а) емкость рынка, то есть максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне цен;
б) сбалансированность рынка – соотношение между спросом, предложением и ценой (по стоимостным и натуральным показателям);
в) конъюнктуру рынка – совокупность условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения.
Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке. Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, ценами, а также динамикой производства и потребления называется конъюнктурой рынка. Изучение конъюнктуры рынка включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени.
К постоянно действующим
факторам, влияющим на развитие коньюктуры
рынка относится
Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
При повышающейся и высокой конъюнктуре происходит превышение спроса над предложением товаров, что сопровождается ростом цен и увеличением количества заключенных сделок. При понижающей и низкой конъюнктуре происходит обратное: превышение предложения товаров над спросом. Это сопровождается снижением уровня цен, сокращением количества заключенных сделок и приводит к пассивности субъектов рынка, а далее – к снижению и последующей стабилизации цен, что соответствует интересам покупателей.
На конкретных рынках отмеченные факторы действуют с неодинаковой интенсивностью, причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени. Возникновение, силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать , что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.
Приморский край является одним из наиболее динамично развивающихся дальневосточных регионов России с достаточно высокой степенью концентрации конкурентоспособных экономических субъектов и успешным развитием ряда устойчивых конкурентных преимуществ.
По уровню концентрации экономическое пространство Приморского края представлено широким спектром товарных рынков: от ряда высококонцентрированных рынков (первую очередь в инфраструктурных секторах: связь, отдельные виды транспорта, тепло- и электроэнергетика, ЖКХ) до низко и умеренно концентрированных рынков: розничной торговли, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, строительства, на которые приходится более 40% производимого в крае валового регионального продукта.
Предпринимаемые в крае
меры по развитию конкурентной среды
на товарных рынках направлены на усиление
конкурентоспособности региона.
В рамках административной реформы органами государственной власти края реализуются меры по снижению административных барьеров и инфраструктурных ограничений для бизнеса;
- в рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Закон Приморского края №304-КЗ, который позволяет субъектам малого предпринимательства выкупать на наиболее льготных условиях арендуемые объекты краевой или муниципальной собственности площадью до 1000 кв. м с рассрочкой платежа на 5 лет.
На улучшение транспортной доступности, обеспеченности населения и бизнеса края энергоресурсами, услугами жилищно-коммунального комплекса направлена реализация мероприятий Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и ее подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Снижению степени концентрации
на рынках топливных ресурсов и нефтехимического
сырья будут способствовать реализуемые
на территории края крупномасштабные
инвестиционные проекты: магистрального
нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»
и магистрального газопровода «Сахалин-Хабаровск-
Более 30% выручки на рынке косметики и парфюмерии обеспечивают прямые продажи. Российский рынок парфюмерно-косметических товаров характеризуется высоким уровнем конкуренции между крупнейшими участниками рынка. Следует отметить, что в 2008-2010 гг. позиции лидеров рынка сетевой розничной торговли парфюмерно-косметической продукцией не изменились
Специфика рынка Приморского края заключается в следующем: в «сложной логистике», связанной с удаленностью Приморского края от центра и в большом отрыве лидеров рынка от всех остальных участников рынка.
С начала 2011 года индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги в Приморском крае составил 103,8 процента. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года отмечено замедление темпа роста на 0,3 процента.
Лидерами рынка парфюмерии и косметики являются четыре компании: «НЕГОЦИАНТ СТАНДАРТ» - оптово-розничная торговля парфюмерией, косметикой, бытовой химией, средствами гигиены, продуктами питания, чулочно-носочных изделиями, «ВСТК-Приморье» - оптово-розничная торговля косметикой, парфюмерией, бытовой химией, строительными и отделочными материалами, «Дикси Трейдинг» - оптово-розничная торговля профессиональной косметикой: L’Oreal, Wella, потребительской косметикой, бытовой химией, средствами гигиены, «Вирэй» - оптово-розничная торговля профессиональной косметикой – Schwarzkopf, аксессуарами, потребительской косметикой, бытовой химией, средствами гигиены.
Сфера их деятельности распространяется на весь регион: Приморский край, Сахалин, Камчатку. Потребительская косметика и парфюмерия считаются товаром сезонным: пик продаж приходится на октябрь - март, а в апреле – сентябре заметен резкий спад. Поэтому крупные компании формируют «портфель марок» так, чтобы нейтрализовать сезонность: например, торгуют строительными и отделочными материалами, которые наиболее востребованы летом или продуктами, которые востребованы круглый год.
Основными тенденциями рынка региона являются, в первую очередь, открытие супермаркетов и дискаунтеров парфюмерии и косметики, увеличение конкуренции на рынке, которая приводит к пересечению клиентских баз. Чтобы продать товар в таких условиях, приходится создавать «суперуслугу» и «супертовар».