Анализ рынка потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

Современная российская экономическая наука и практика испытывают потребность в исследованиях, основанных на комплексном подходе к изучению рынка потребительских товаров с учетом развития конкурентной среды. Между тем до сих пор не выработано единого методологического подхода к экономическим исследованиям рынка, позволяющего дать всестороннюю оценку его состояния, развития, проблем функционирования и разработать на этой основе эффективные управленческие решения, что способна решить экономическая диагностика.
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:
дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;
оценить перспективы развития рынка потребительских товаров;
определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.

Файлы: 1 файл

курсовая потребительский рынок Доработанная.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Торговля способствует развитию конкурентоспособности участников рынка и выявляет изменения в  структуре потребления. А значит, торговля стимулирует производство и задает ему конкретное направление. Рынок потребительских товаров наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет большее социальное значение.

1.2 Элементы рынка потребительских товаров

 

Для рынка потребительских  товаров как системы товарно-денежных отношений характерны: во-первых, экономическая обособленность производителей; во-вторых, преимущество прямых связей между производителями, их экономичность; в-третьих, реальная возможность выбора партнеров и добровольный характер выбора; в-четвертых, конкуренция и связанный с ней предпринимательский риск в принятии решений, непредсказуемость, стихийность хозяйственных отношений. В современной литературе рынок потребительских товаров рассматривается как «некий экономический механизм, основанный на триединстве товарного предложения, покупательского спроса и цены. Каждый из этих элементов развивается во взаимозависимости и взаимосвязи с другими».7

В рыночном хозяйстве  все имеет свою цену. Цена – это количество денег, которое производитель хочет получить за единицу товара, а покупатель готов заплатить. Цена – это наиболее эффективный способ распределения ограниченных ресурсов потребительских товаров между конкурирующими пользователями. Цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством, причем первичным является рынок.

Развитие рынка должно характеризоваться сбалансированностью  его элементов, хотя в сложившейся ситуации на российском потребительском рынке добиться этой сбалансированности пока еще трудно. Взаимодействие и взаимосвязь его основных элементов раскрывает механизм рынка. Механизм рынка помогает всем участникам конкурентного процесса быть материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, которые выражаются через спрос. Этот механизм создает предпосылки для капиталовложений, снижения затрат, повышения качества, расширения ассортимента товаров и услуг, а также с помощью механизма рынка экономика освобождается от дефицита товаров и услуг. Рынок позволяет создать экономику, ориентированную на человека. Он обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, гарантирует общественную оценку результата труда, создает условия для высокой эффективности производства, предоставляет свободу выбора товара потребителям, удовлетворяет потребности покупателе.

Потребности людей почти  бесконечны, но ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые максимально приближены к его желаниям и при этом находятся в рамках его финансовых возможностей. На рынке проявление потребностей в каком-либо товаре является спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Потребительский спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени. По-другому, спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Являясь формой выражения потребностей, спрос населения в своем движении подчиняется тем же законам, которые управляют развитием потребностей, и прежде всего закону возвышения потребностей (потребность и спрос увеличиваются не только в количестве, но и в качестве). Спрос способен раскрыть сущность не только отдельных экономических проблем, но и функционирования всего рынка потребительских товаров. Его изучение необходимо как для товаропроизводителей, продавцов конкретного товара, так и для потребителей.

Среди факторов, влияющих на величину, структуру и динамику спроса, важное значение имеет цена товара и покупательская способность потребителя (его предпочтения и возможности). На спрос влияют и такие факторы как состав семьи, местно проживания, реклама, мода и так далее.

Спросу противостоит предложение производителей товаров и услуг. Производители со своей стороны пытаются сформировать связь между производимой продукцией и нуждами людей. Товарное предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Объем предложения напрямую зависит от цен. С повышением цен возрастает и товарное предложение, и наоборот  это явление в экономической литературе носит название «закон предложения». Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. На объем предложения имеют влияние и такие факторы, как себестоимость производства, количество товаропроизводителей на рынке потребительских товаров, изменение спроса.

Предложение, покупательский спрос и цена, являясь главными элементами рынка – отражают действие экономического закона спроса и предложения. Основное требование этого закона – соответствие спроса и предложения по объему и структуре.

Изменение соотношения  между спросом и предложением приводит к изменению рыночных цен. Через эти изменения устанавливается  тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Рыночной экономике присущи тенденция устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет цена равновесия, при которой количество товара находящегося на рынке равно количеству товара, на который предъявлен спрос.

От того, насколько  потребительский рынок насыщен  товарами, во многом зависят уровень потребления, устойчивость денежного обращения, обеспеченность и уровень жизни населения. Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий. Главной чертой потребительского рынка является его ориентированность на удовлетворение потребностей населения.

Триединство товарного  предложения, спроса и цены дает возможность  рыночному механизму решить три  основные экономические задачи: что  производить, как производить и для кого производить.

Рынок потребительских  товаров, как хозяйственная деятельность, как система экономических, организационно-правовых действий, связанных с продвижением товара от производства к потребителю обеспечивает:

а) емкость рынка, то есть максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне цен;

б) сбалансированность рынка  – соотношение между спросом, предложением и ценой (по стоимостным  и натуральным показателям);

в) конъюнктуру рынка  – совокупность условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения.

1.3 Факторы, влияющие на развитие  рынка

 

Цена, спрос, предложение  способствуют установлению равновесия на рынке. Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, ценами, а также динамикой производства и потребления называется конъюнктурой рынка. Изучение конъюнктуры рынка включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени.

К постоянно действующим  факторам, влияющим на развитие коньюктуры рынка относится государственное  регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

При повышающейся и высокой  конъюнктуре происходит превышение спроса над предложением товаров, что  сопровождается ростом цен и увеличением  количества заключенных сделок. При понижающей и низкой конъюнктуре происходит обратное: превышение предложения товаров над спросом. Это сопровождается снижением уровня цен, сокращением количества заключенных сделок и приводит к пассивности субъектов рынка, а далее – к снижению и последующей стабилизации цен, что соответствует интересам покупателей.

На конкретных рынках отмеченные факторы действуют с  неодинаковой интенсивностью, причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени. Возникновение, силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать , что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.

Приморский край является одним из наиболее динамично развивающихся  дальневосточных регионов России с достаточно высокой степенью концентрации конкурентоспособных экономических субъектов и успешным развитием ряда устойчивых конкурентных преимуществ. 

По уровню концентрации экономическое пространство Приморского  края представлено широким спектром товарных рынков: от ряда высококонцентрированных рынков (первую очередь в инфраструктурных секторах: связь, отдельные виды транспорта, тепло- и электроэнергетика, ЖКХ) до низко и умеренно концентрированных рынков: розничной торговли, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, строительства, на которые приходится более 40% производимого в крае валового регионального продукта.

Предпринимаемые в крае меры по развитию конкурентной среды  на товарных рынках направлены на усиление конкурентоспособности региона. 

В рамках административной реформы органами государственной  власти края реализуются меры по снижению административных барьеров и инфраструктурных ограничений для бизнеса;

- в рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Закон Приморского края №304-КЗ, который позволяет субъектам малого предпринимательства выкупать на наиболее льготных условиях арендуемые объекты краевой или муниципальной собственности площадью до 1000 кв. м с рассрочкой платежа на 5 лет.

На улучшение транспортной доступности, обеспеченности населения  и бизнеса края энергоресурсами, услугами жилищно-коммунального комплекса направлена реализация мероприятий Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и ее подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Снижению степени концентрации на рынках топливных ресурсов и нефтехимического сырья будут способствовать реализуемые  на территории края крупномасштабные инвестиционные проекты: магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и магистрального газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Более 30% выручки на рынке  косметики и парфюмерии обеспечивают прямые продажи. Российский рынок парфюмерно-косметических товаров характеризуется высоким уровнем конкуренции между крупнейшими участниками рынка. Следует отметить, что в 2008-2010 гг. позиции лидеров рынка сетевой розничной торговли парфюмерно-косметической продукцией не изменились

Специфика рынка Приморского края заключается в следующем: в «сложной логистике», связанной с  удаленностью Приморского края от центра и в большом отрыве лидеров рынка от всех остальных участников рынка.

С начала 2011 года индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные  услуги в Приморском крае составил 103,8 процента. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года отмечено замедление темпа роста на 0,3 процента.

Лидерами рынка парфюмерии и косметики являются четыре компании: «НЕГОЦИАНТ СТАНДАРТ» - оптово-розничная  торговля парфюмерией, косметикой, бытовой химией, средствами гигиены, продуктами питания, чулочно-носочных изделиями, «ВСТК-Приморье» - оптово-розничная торговля косметикой, парфюмерией, бытовой химией, строительными и отделочными материалами, «Дикси Трейдинг» - оптово-розничная торговля профессиональной косметикой: L’Oreal, Wella, потребительской косметикой, бытовой химией, средствами гигиены, «Вирэй» - оптово-розничная торговля профессиональной косметикой – Schwarzkopf, аксессуарами, потребительской косметикой, бытовой химией, средствами гигиены.

Сфера их деятельности распространяется на весь регион: Приморский край, Сахалин, Камчатку. Потребительская косметика  и парфюмерия считаются товаром  сезонным: пик продаж приходится на октябрь - март, а в апреле – сентябре заметен резкий спад. Поэтому крупные компании формируют «портфель марок» так, чтобы нейтрализовать сезонность: например, торгуют строительными и отделочными материалами, которые наиболее востребованы летом или продуктами, которые востребованы круглый год.

Основными тенденциями рынка региона являются, в первую очередь, открытие супермаркетов и дискаунтеров парфюмерии и косметики, увеличение конкуренции на рынке, которая  приводит к пересечению клиентских баз. Чтобы продать товар в таких условиях, приходится создавать «суперуслугу» и «супертовар».

Информация о работе Анализ рынка потребительских товаров