Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить правовое обеспечение менеджмента России и определить пути совершенствования.
Исходя из цели задачами работы являются:
дать характеристику правовых основ менеджмента;
рассмотреть особенности различных организационно-правовых форм хозяйствования;
оценить систему внутренних документов организации;
определить проблемы и пути совершенствования правового обеспечения менеджмента в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового обеспечения менеджмента ……...5
1.1. Правовой статус менеджера…………………………………………………5
1.2. Система нормативно-правового регулирования менеджмента …………13
1.3. Характеристика правовых аспектов менеджмента различных организационно-правовых форм хозяйствования……………………………..18
1.4. Оценка системы внутренних актов, регулирующих менеджмент в организации………………………………………………………………………27
Глава 2. Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ 24…………………………………………………………………………….37
2.1. Общая характеристика организации ………………………………………37
2.2. Описание федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих менеджмент в организации …………………………………...38
2.3. Характеристика внутренних документов, регулирующих менеджмент в организации ……………………………………………………………………...42
Глава 3. Направления совершенствования правового обеспечения менеджмента в России…………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованных источников…………………………………………...51

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.28 Кб (Скачать)

Определяя организацию деятельности совета директоров, следует определить права и обязанности председателя совета директоров, порядок разработки плана заседаний и внесения изменений в него, порядок проведения заседаний, как в очной, так и заочной формах, а также порядок разрешения вопроса о форме проведения заседания с учетом важности вопросов повестки дня, дать перечень вопросов, по которым решение может быть принято только на очном заседании совета директоров.

В совете директоров могут быть созданы комитеты или комиссии для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, состоящих из членов совета директоров. В Положении о совете директоров следует определить права такого комитета по привлечению к его работе менеджеров и специалистов, не входящих в состав совета, и наделение привлеченных менеджеров дополнительными полномочиями.

Текущее руководство организацией осуществляют коллегиальные и/или единоличные ее исполнительные органы. Исполнительные органы отвечают за каждодневную работу общества, в связи с чем обладают широкими полномочиями по распоряжению активами общества.

Коллегиальный исполнительный орган (далее – Правление) и входящие в его состав менеджеры действуют в соответствии с законодательством, Уставом и Положением о правлении. Содержание Положения должно отражать такие вопросы, как компетенция исполнительных органов, их состав и формирование, обязанности исполнительных органов, организация их работы, вознаграждение и ответственность членов исполнительного органа.

К компетенции Правления рекомендуется отнести решение вопросов, выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности общества, и вопросов, которые хоть и находятся в рамках обычной хозяйственной деятельности организации, но оказывают на нее значительное влияние. Остальные вопросы обычной хозяйственной деятельности организации решает единоличный исполнительный орган (далее – генеральный директор).

Следующий уровень управления связан со структурой организации. Конкретный перечень лиц, осуществляющих управленческие функции и наделенных правом самостоятельного решения административных вопросов, устанавливается организацией в ее корпоративных актах: положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях, договорах, заключаемых с менеджерами и т. п. Следует иметь в виду, что труд менеджеров трудно учитывать и нормировать, именно поэтому их труд регламентируется главным образом с помощью должностных инструкций.

Должностные инструкции – это внутриорганизационные акты, в которых производится распределение полномочий, обязанностей и ответственности по каждой должности, содержится описание выполняемых работником функций. Менеджеры в своей работе обязаны руководствоваться своей должностной инструкцией, но при этом должны знать должностные инструкции работников, находящихся в их подчинении, и не должны предъявлять к подчиненным требования, противоречащие законодательству и корпоративным документам.

В должностной инструкции должны быть отражены, как правило, следующие положения:

  • название должности;
  • название структурного подразделения, в котором эта должность имеется или эта должностная инструкция применяется (для работников с одноименными должностями в разных структурных подразделениях могут быть разные должностные инструкции);
  • ссылка на документ, на основании которого издана инструкция. В отношении многих менеджеров имеются указания в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих. Кроме этого справочника может быть сделана ссылка на законы и корпоративные документы: устав, штатное расписание, приказы и т. п.;
  • назначение должности, задачи работника, его основные функции;
  • порядок назначения на должность и освобождения от должности. В частности, определяется то должностное лицо (лица), которое имеет право решать вопрос о приеме на работу сотрудников по данной должности. Если в отношении руководителей структурных подразделений по сложившейся практике, в некоторых случаях закрепленной на уровне подзаконных актов правом назначения на должность обладает только генеральный директор, то в отношении иных категорий работников право назначения на должность может быть предоставлено, например, его заместителю, руководителю структурного подразделения, начальнику кадровой службы;
  • подчиненность. Различают подчиненность иерархическую (вертикальную) и функциональную. В инструкции указывается обычно только непосредственный руководитель, а не вся иерархическая лестница. При указании на функциональную подчиненность могут быть указаны подразделения (отделы) и менеджеры, с которыми взаимодействует работник и указания которых в пределах их компетенции обязательны для работника;
  • число лиц, находящихся в подчинении у менеджера, их классификация по группам, особенности этих групп, руководители групп (если таковые имеются в подчинении у менеджера);
  • нормативная база – нормативные акты, которыми должен руководствоваться работник. Начинаться описание нормативной базы должно с действующего законодательства, затем перечисляются корпоративные акты. При наличии нормативных документов, отражающих специфику данной должности, такие документы могут быть выделены особо;
  • требования к работнику. Выделяются, если это допускается законодательством или прямо им установлено, требования к образованию, стажу работы по конкретной специальности, возрасту, наличию специальной подготовки, лицензий, аттестатов, удостоверений и т. п. Кроме того, выделяются вопросы, знание которых обязательно;
  • обязанности работника. Обычно фиксируется не весь круг обычно очень многочисленных обязанностей, а лишь самые основные. Кроме того, в связи с изменением обстановки от работника могут потребоваться нетрадиционные действия, ввиду чего фиксация всех обязанностей даже нецелесообразна, поскольку работник, опираясь на инструкцию, может отказать исполнять указания руководителя. Но неполное указание обязанностей с явным указанием на право руководителя определять обязанности работника может повлечь нарушения со стороны менеджера, руководящего работой подчиненных ему лиц. Поэтому в инструкции не должно быть перечня обязанностей, заканчивающегося словами: « и другие».
  • права работника в инструкциях обычно перечисляются только те, которые совершенно необходимы или способствуют выполнению им своих обязанностей. Применительно к менеджерам этот раздел инструкции, имеющий вспомогательное значение, может отражать особые полномочия и ограничения полномочий. Например, полномочия на использование финансовых средств в представительских целях;
  • ответственность работника. Указываются виды ответственности, основания ответственности, особенности порядка привлечения;
  • замена по работе;
  • взаимоотношения с руководством, коллегами, подчиненными

 

 

Глава 2. Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ 24

2.1 Общая характеристика  организации

Банк ВТБ 24 – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

Сеть банка формируют 1023 офиса в 72 регионах страны. ВТБ24 предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике.

В числе предоставляемых услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы. Часть услуг доступна клиентам в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.

Единственным акционером ВТБ 24 (ЗАО) является ОАО Банк ВТБ (100% акций). Уставный капитал ВТБ24 составляет 50,7 млрд рублей, размер собственных средств (капитала) — 154 млрд рублей.

Коллектив банка придерживается ценностей и принципов международной финансовой группы ВТБ. Одна из главных задач группы – поддержание и совершенствование развитой финансовой системы России.

Деятельность ВТБ24 осуществляется в соответствии с генеральной лицензией Банка России № 1623 от 15.10.2012 г.

 

 

2.2. Описание федеральных  и региональных нормативно-правовых  актов, регулирующих менеджмент  в организации

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

  • Конституцией РФ;
  • Законом о банках и банковской деятельности;
  • Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Банковская деятельность не может регулироваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления. Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ. Постановления Правительства чаще всего носят адресный характер и применяются относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ.

Конституция РФ. Конституция содержит ряд положений, которые можно применить к кредитным отношениям:

На основании ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В ст. 74 определяется, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ст. 75 посвящена денежной единице РФ - рублю, и определяет, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля.

Кроме этого, на основании ст. 103 Конституции устанавливает, что Председатель Центрального банка РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального собрания.

Законы в банковском праве. Законы в банковском праве можно подразделить на специальные, целиком посвященные правовой регламентации вопросов банковской деятельности, и общие, имеющие опосредованное отношение к ней.

Специальными банковскими законами являются:

  • Закон о банках;
  • Закон о Банке России;
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о страховании вкладов);
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о выплатах Банка России);
  • Закон о банкротстве кредитных организаций;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» (в ред. от 24 июля 2007 г.);
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. «О банке развития»;
  • Федеральный закон от 27 октября 2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (в ред. от 19 июля 2009 г.) (далее — Закон об укреплении банковской системы);
  • Закон о платежных агентах.

Общими законами в банковском праве являются ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22 июля 2008 г.), федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и проч.

Нормативные акты Банка России. Поскольку подавляющее большинство источников банковского права составляют нормативные акты Банка России, на их характеристике необходимо остановиться подробнее.

В соответствии со ст. 7 Закона о Банке России ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Следовательно, нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом о Банке России, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ.

Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Они также не имеют обратной силы.

В форме указаний принимаются нормативные акты Банка России, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме положений принимаются нормативные акты Банка России, если их основное содержание — установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме инструкций принимаются нормативные акты Банка России, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Не относятся к нормативным следующие акты Банка России: распорядительные; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если правомочие по их толкованию непосредственно предоставлено Банку России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение процентных ставок;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Информация о работе Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ