Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить правовое обеспечение менеджмента России и определить пути совершенствования.
Исходя из цели задачами работы являются:
дать характеристику правовых основ менеджмента;
рассмотреть особенности различных организационно-правовых форм хозяйствования;
оценить систему внутренних документов организации;
определить проблемы и пути совершенствования правового обеспечения менеджмента в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового обеспечения менеджмента ……...5
1.1. Правовой статус менеджера…………………………………………………5
1.2. Система нормативно-правового регулирования менеджмента …………13
1.3. Характеристика правовых аспектов менеджмента различных организационно-правовых форм хозяйствования……………………………..18
1.4. Оценка системы внутренних актов, регулирующих менеджмент в организации………………………………………………………………………27
Глава 2. Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ 24…………………………………………………………………………….37
2.1. Общая характеристика организации ………………………………………37
2.2. Описание федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих менеджмент в организации …………………………………...38
2.3. Характеристика внутренних документов, регулирующих менеджмент в организации ……………………………………………………………………...42
Глава 3. Направления совершенствования правового обеспечения менеджмента в России…………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованных источников…………………………………………...51

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.28 Кб (Скачать)
  • внесение изменения и дополнения в устав или утверждение нового устава;
  • реорганизация общества;
  • ликвидация АО, назначение ликвидационной комиссии и
  • утверждение ликвидационных балансов;
  • определение численности совета директоров (наблюдательного совета), избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
  • установление предельного количества объявленных акций;
  • утверждение или уменьшение уставного капитала;
  • образование исполнительного органа АО, досрочное прекращение его полномочий;
  • избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение аудитора общества;
  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков;
  • установление порядка ведения общего собрания, образования счетной комиссии;
  • определение формы сообщения информации акционерам;
  • другие вопросы.

Решение отдельных вопросов может быть передано совету директоров (наблюдательному совету), если это оговорено в уставе. Решение принимается большинством в 3/4 голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

Совет директоров (наблюдательный совет) создается в обществе с членами акционеров более 50. Он осуществляет общее руководство деятельностью АО, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания.

В исключительную компетенцию совета директоров входит решение следующих вопросов:

  • определение приоритетных направлений деятельности АО;
  • созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;
  • утверждение повестки дня общего собрания;
  • определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании;
  • вынесение на общее собрание вопросов о реорганизации АО;
  • увеличение уставного капитала (если это право предусмотрено уставом или общим собранием);
  • размещение облигаций и иных ценных бумаг (если иное не оговорено уставом);
  • определение рыночной стоимости имущества;
  • образование исполнительного органа АО и досрочное прекращение его полномочий, размер вознаграждения исполнительного органа (если уставом это возложено на совет директоров);
  • рекомендации по оплате ревизионной комиссии и услуг аудитора;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • использование резервного и иных фондов АО;
  • другие вопросы.

Члены совета директоров избираются годовым общим собранием сроком на один год (член совета может переизбираться неограниченное число раз).

Полномочия члена совета директоров (всего состава совета) могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания.

Руководство текущей деятельностью АО осуществляется директором (генеральным директором) или директором и правлением, а в отдельных случаях (по решению общего собрания и договору, утвержденному советом директоров) – управляющим.

1.4. Оценка системы внутренних актов, регулирующих менеджмент в организации

Управление организаций и деятельность менеджеров, связанная с управлением, осуществляется в соответствии с учредительными документами и законодательством. Управленческая деятельность складывается из ряда самостоятельных управленческих функций:

  • планирование – первооснова менеджмента, заключается в определении целей и направлений деятельности организации и выражается в разработке программы, процедуры ее осуществления, графиков выполнения, анализе ситуации, определении методов достижения цели и т. п.;
  • организация – проработка структуры организации (отметим, что в первом случае слово «организация» употреблено в значении «вид деятельности», а во втором – как «юридическое лицо»), ее организационно-структурное построение, предполагающее структурирование органов, рациональное разделение труда, распределение ответственности, осуществление координации между подразделениями и т. д.;
  • мотивация – стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач; выражается в вознаграждении за поиск наиболее эффективных способов работы;
  • координация – согласование, гармонизация деятельности структурных подразделений и работников организации;
  • контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, Контроль – это элемент обратной связи, позволяющий корректировать ранее принятые решения. Может быть дополнен контроллингом, под которым понимают систему обеспечения выживаемости организации, направляющую на оптимизацию прибыли и поддержание гармоничных отношений с окружающей средой;
  • инновационная функция – освоение и внедрение новейших достижений в технике, технологиях, управлении; маркетинговая функция – проведение исследований и разработок в сфере маркетинга, а также традиционная реализация производимых товаров, работ, услуг.

Осуществление этих функций поддается правовому регулированию. Поэтому в актах локального регулирования данные функции должны быть отражены.

Планирование работы организации в настоящее время осуществляется в децентрализованном порядке самой организацией, поэтому законодательно не регламентируется. В российской практике в качестве планового акта организации обычно используют бизнес-план, под которым понимают документ, определяющий основные организационные, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыта продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности организации в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения.

С точки зрения правового обеспечения менеджмента бизнес-план является юридическим документом, на основе которого возможно установление компетенции менеджеров, решение менеджерами многочисленных вопросов, отнесенных к их компетенции.

В бизнес-плане в той или иной форме отражается принципиальная структура организации, потребность в основных работниках по видам работ, квалификация, опыт, ответственность за конкретные направления, изменения потребности в кадрах, способы повышения квалификации, формы правового обслуживания и т. п.). Следует иметь в виду, что в крупном и среднем бизнесе организационная структура определяется функцией и технологией, рынками сбыта и т. п. Поэтому возможно использование типовых должностных инструкций, нормативов и других документов, имеющих достаточно широкое распространение и получивших на практике положительную оценку. В малом бизнесе, где, как правило, организации не имеют своего штатного юриста, ситуация иная. Чтобы минимизировать риски, структура организации формируется не по установившимся и хорошо отработанным в практике других организаций канонам, а «под команду». Поэтому минимизируются внешние риски, но увеличиваются внутренние. Любые трения между членами «команды» при отсутствии или порочности корпоративных актов, регулирующих отношения между менеджерами, организация начинает сотрясаться от «катаклизмов».

Вывод: создание актов корпоративного регулирования в сфере малого бизнеса в части правового обеспечения менеджмента – процесс, как правило, более сложный, чем сферах среднего и крупного бизнеса, однако именно в малом бизнесе корпоративно-правовым обеспечением менеджмента или не занимаются вовсе, или занимаются кто угодно, только не юристы. В таких актах закрепляется свобода усмотрения менеджеров. Это оправдывается их повышенной ответственностью и динамичностью предпринимательской деятельности.

Очень важная группа внутренних актов связана с общим собранием акционеров (участников, пайщиков и т. д.). На собраниях формируются руководящие органы, принимаются важнейшие корпоративные акты.

Общее собрание является высшим органов управления. Рекомендуется принять акт, регулирующий все вопросы, связанные с общим собранием. Например, «Положение об общем собрании акционеров», «Регламент общего собрания» и т. п.

В частности, в Положениях и Регламентах следует отразить такие моменты: порядок и сроки уведомления акционеров о собрании; порядок ознакомления со списком лиц, имеющих право участвовать в собрании; перечень информации, предоставляемой участникам в период подготовки собрания и способ ее предоставления; требования к формированию вопросов повестки дня; порядок определения места и даты проведения собрания; способы реализации права голоса; порядок ведения собрания; время, отводимое на доклады по повестке дня и для их обсуждения; функции и действия председательствующего на собрании, порядок его назначения, избрания, замены и т. п.; порядок приглашения на собрание менеджеров, не являющихся акционерами, список таких менеджеров; обеспечение возможности задать вопросы выступающим, руководителям общества; порядок сообщения о явке на собрание; порядок действий лица, имеющего права на участие в собрании, но не включенного в список; порядок голосования лиц, имеющих акции на праве долевой собственности; процедурные правила ведения протокола общего собрания, возможности ознакомления с протоколом; недействительность решений общего собрания; структура секретариата и распределение обязанностей; количество экземпляров протокола; порядок хранения протоколов; порядок снятия копий протокола.

Если организация имеет совет директоров или аналогичный ему орган, детальное регулирование его деятельности осуществляется на основе корпоративного акта, который может называться, например, «Положением о Совете директоров».

Текущими делами совет директоров не занимается, но если это предусмотрено уставом организации, или решением, принятым самим советом директоров, он может участвовать в принятии некоторых решений или в их одобрении. В российском законодательстве правовое положение совета директоров не определено. В странах общего права правления как специального исполнительного органа нет, там принята двухзвенная структура органов управления: собрание акционеров и совет директоров, который скорее напоминает коллегиальный исполнительный орган, обладающий дополнительными полномочиями. Для стран континентального права характерно наличие самостоятельного исполнительного органа.

При разработке Положения о Совете директоров можно использовать главу 3 Кодекса корпоративного поведения, где дано весьма детальное регламентирование его деятельности. Не имея возможности рассмотреть из-за недостатка места данный вопрос подробно, остановимся лишь на некоторых положениях, которые связаны с правовым обеспечением менеджмента.

Важным положением является то, что совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, имеет широкие полномочия и несет ответственность (как орган в целом, так и персональную – ее несут члены совета директоров) за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Следует определить, какие документы должны приниматься советом, с какой периодичностью, в какой форме, подлежат ли они утверждению или обязательному обсуждению на общем собрании, должно ли собрание быть обязательно проинформировано об их принятии, результатах исполнения.

В числе функций совета отметим: контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, в целях которого члены совета наделяются необходимыми полномочиями; реализация и защита прав акционеров, содействие разрешению корпоративных конфликтов; обеспечение эффективной деятельности исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.

Состав совета директоров должен обеспечивать наиболее эффективное осуществление возложенных на него функций. В практике российских акционерных обществ в состав совета директоров входят обычно три категории директоров:

  • исполнительные – члены правления, которые не могут составлять более одной четвертой части числа членов совета;
  • неисполнительные – акционеры, не являющиеся членами правления;
  • независимые – не являющиеся акционерами и не находящиеся в зависимости от должностных лиц общества, крупных акционеров, их аффилированных лиц и не находящиеся с обществом в отношениях, которые могут повлиять на независимость их суждений.

В положение о Совете директоров следует включить нормы о критериях независимости (их можно позаимствовать из п.2.2 главы 3 Кодекса корпоративного поведения), а также четко определить права и обязанности независимых членов Совета директоров. Рекомендуется сведения о независимых директорах раскрывать в годовом отчете общества.

При определении полномочий членов Совета директоров следует указать на их обязанности:

  • действовать добросовестно и разумно;
  • не принимать подарки, подношения и т. п. в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • не голосовать по вопросам, по которым член совета директоров может иметь заинтересованность;
  • учитывать интересы других лиц, в том числе муниципальных образований;
  • не разглашать конфиденциальную информацию;
  • уведомлять совет директоров о намерении совершить сделки с ценными бумагами общества или его дочерних, зависимых обществ;
  • не разглашать инсайдерскую и конфиденциальную информацию в течение, например, 10 лет после завершения работы в обществе.

Информация о работе Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ