Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить правовое обеспечение менеджмента России и определить пути совершенствования.
Исходя из цели задачами работы являются:
дать характеристику правовых основ менеджмента;
рассмотреть особенности различных организационно-правовых форм хозяйствования;
оценить систему внутренних документов организации;
определить проблемы и пути совершенствования правового обеспечения менеджмента в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового обеспечения менеджмента ……...5
1.1. Правовой статус менеджера…………………………………………………5
1.2. Система нормативно-правового регулирования менеджмента …………13
1.3. Характеристика правовых аспектов менеджмента различных организационно-правовых форм хозяйствования……………………………..18
1.4. Оценка системы внутренних актов, регулирующих менеджмент в организации………………………………………………………………………27
Глава 2. Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ 24…………………………………………………………………………….37
2.1. Общая характеристика организации ………………………………………37
2.2. Описание федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих менеджмент в организации …………………………………...38
2.3. Характеристика внутренних документов, регулирующих менеджмент в организации ……………………………………………………………………...42
Глава 3. Направления совершенствования правового обеспечения менеджмента в России…………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованных источников…………………………………………...51

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.28 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика правового обеспечения менеджмента ……...5

1.1. Правовой статус менеджера…………………………………………………5

1.2. Система нормативно-правового регулирования менеджмента …………13

1.3. Характеристика правовых аспектов менеджмента различных организационно-правовых форм хозяйствования……………………………..18

1.4. Оценка системы внутренних актов, регулирующих менеджмент в организации………………………………………………………………………27

Глава 2. Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ 24…………………………………………………………………………….37

2.1. Общая характеристика организации ………………………………………37

2.2. Описание федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих менеджмент в организации …………………………………...38

2.3. Характеристика внутренних документов, регулирующих менеджмент в организации ……………………………………………………………………...42

Глава 3. Направления совершенствования правового обеспечения менеджмента в России…………………………………………………………..44

Заключение……………………………………………………………………….50

Список использованных источников…………………………………………...51

 

 

 

 

 

 

Введение

До последнего времени не многие экономисты и управленцы надлежащим образом оценивали роль права в регулировании экономических и организационно-управленческих отношений, а между тем, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, роль права в этих сферах весьма значительна и ее трудно переоценить.

Поэтому представляется актуальной постановка и разработка проблемы  правового обеспечения менеджмента. Будучи особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента, последний, являясь во многом живой творческой материей, в своих фундаментальных основополагающих началах требует использования (применения) правового инструментирования – определения правового статуса организации; ее организационно-управленческой структуры; функций структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; правового статуса менеджера и т.д.

Упорядочение внутри предприятия, фирмы, корпорации протекающих в них процессов, организация этих процессов в определенную, эффективно функционирующую систему с четко отлаженной внутренней субординацией – важнейшее слагаемое успешной деятельности. Юридический аспект менеджмента заключается здесь в закреплении организационно-управленческой структуры предприятия, фирмы локальными нормативными актами.

Учитывая корпоративную природу менеджмента, нельзя забывать об эффективности локальных нормативных актов – актов, издаваемых на уровне предприятия, фирмы, корпорации. Этими актами устанавливается правовой статус структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; определяются должностные обязанности работников структурных подразделений и т.д.

Объектом данной курсовой работы являются основы менеджмента.

Предметом курсовой работы являются правовые основы менеджмента в России.

Цель исследования – изучить правовое обеспечение менеджмента России и определить пути совершенствования.

Исходя из цели задачами работы являются:

дать характеристику правовых основ менеджмента;

рассмотреть особенности различных организационно-правовых форм хозяйствования;

оценить систему внутренних документов организации;

определить проблемы и пути совершенствования правового обеспечения менеджмента в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика правового обеспечения менеджмента.

u1.1.Правовой статус менеджера

Правовой статус менеджера выражается в его правах, обязанностях и ответственности. Для их уяснения предварительно выясним взаимосвязь понятий «менеджер» и «предпринимательская деятельность». В этой взаимосвязи прослеживается по крайней мере два важных момента:

  • отделение собственности от непосредственного контроля за ней (контроль осуществляет менеджер);
  • обособление организационно-управленческой сферы в относительно самостоятельную сущность.

Таким образом, в наиболее общей схеме управления предпринимательской деятельности в виде цепочки собственник – предприниматель, управляющий организацией по контракту – менеджеры, каждый из названных лиц имеет свои права и обязанности, определяемые при установлении и регулировании организационно-управленческой основы осуществляемой деятельности.

Передавая функции управления предпринимателю, собственник, как правило, не определяет вопросов организации управления и реализации продукции, но зачастую утрачивает право на оперативно-хозяйственное вмешательство в деятельность предприятия и управления им.

Предприниматель, напротив, не только имеет право, но и обязан организовать деятельность и обеспечить эффективное управление ею. Место предпринимателя может занять также менеджер, выполняющий функции предпринимателя и возглавляющий организацию.

Менеджеры, управляющие отдельными сферами производства, также обязаны организовать управление и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции и в соответствии с условиями заключенных с ними договоров.

Менеджмент непосредственно связан с предпринимательской деятельностью хотя бы потому, что основная цель менеджмента в коммерческой организации – получение прибыли за счет наиболее рационального управления. Но при этом термин «менеджер» и «предприниматель» не являются синонимами, поэтому правовой статус менеджера отличен от правового статуса предпринимателя. Предприниматель – это собственник капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Он может не занимать постоянной должности в организации. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, имеет подчиненных. Отходя от правовых различий, можно отметить, что фактические различия между предпринимателем и менеджером зависят от стиля руководства. При бюрократическом стиле руководства менеджер очень сильно отличается от предпринимателя, однако различия в значительной степени стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля. С другой стороны, предпринимателей, активно участвующих в определении целей организации и управлении ею, можно считать менеджерами. Особенно характерно это для предприятий малого бизнеса и в начальных стадиях деятельности организации.

Не всякий предприниматель способен стать успешным менеджером, поскольку менеджер должен обладать способностями внести организованность в неструктурированную организацию и увидеть суть своей организации, на основе чего он должен принимать решения.

Таким образом, можно констатировать, что менеджер - это человек, направляющий работу других и несущий персональную ответственность за ее результаты. В литературе, посвященной менеджменту, отмечается, что хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свои взаимодействия с подчиненными он строит в основном на фактах и в рамках установленных целей. Менеджеры обеспечивают достижение целей с подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от предписанного им поведения.

В штатном расписании организации понятию «менеджер» соответствуют названия постоянных должностей, связанных с осуществлением руководства, с наделением лица, занимающего «менеджерскую» должность полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Например: «директор», «управляющий», «начальник», «руководитель», «заведующий». Термин «менеджер» употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках подразделений организации;
  • руководителю организации или его структурного подразделения, филиала, представительства;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу.

Правовой статус менеджера закрепляется в нормативных актах различного уровня, начиная с законов и кончая актами корпоративного нормотворчества, различного уровня. В частности, в «Квалифицированном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998г. №37. Конкретные права и обязанности менеджера устанавливаются договором, заключенным с менеджером в связи с исполнением возложенных на него обязанностей.

Остановимся несколько подробнее на вопросах ответственности менеджеров. Менеджеры несут юридическую ответственность нескольких видов в зависимости от допущенных ими нарушений. Мы остановимся только на ответственности, специфической именно для менеджеров, к которой не могут быть привлечены иные работники коммерческой (или иной некоммерческой) организации.

Прежде всего, руководители организации несут ответственность за нарушения трудового законодательства. Руководители, виновные в его нарушении, могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

За совершение дисциплинарного проступка, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, к менеджеру в соответствии со ст.195 ТК (трудового кодекса) могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям. Применительно к руководителям основаниями увольнения могут быть общие для всех работников и специалистов основания и специальные основания. В отношении руководителей такие дополнительные основания установлены в ст.278 и 279 ТК. Во-первых, если в отношении организации возбуждено производство о несостоятельности и руководитель отстранен от должности. Отстранение возможно уже при введении наблюдения на основании определения арбитражного суда, вынесенного по ходатайству временного управляющего. А при введении внешнего управления полномочия руководителя прекращаются на основании п.1 ст.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Аналогично прекращаются полномочия руководителя в случае открытия конкурсного производства, если к этому моменту он не был отстранен от должности или уволен (п.1 ст.126 названного закона). Таким образом, расторжение трудового договора с руководителем связывается с судьбой организации. Руководитель не обязательно должен быть уволен, он может быть переведен на другую работу. Во-вторых, руководитель может быть уволен досрочно (если договор был заключен на определенный срок) по решению уполномоченного на то органа (лица). При этом, если руководитель не совершил виновных действий (бездействия), ему выплачивается компенсация в размере, установленном договором. В-третьих, дополнительные основания увольнения руководителя могут быть предусмотрены трудовым договором. Например, в трудовом договоре с руководителем федерального унитарного предприятия предусматривается в обязательном порядке возможность его увольнения за:

  • невыполнение установленных показателей экономической эффективности;
  • непроведение аудиторской проверки;
  • нарушение требований законодательства при совершении сделок с имуществом предприятия и др.

Кроме того, дополнительные основания увольнения менеджера по инициативе работодателя содержатся в некоторых пунктах ст.81 ТК РФ.

Пункт 4 ст. 81 предусматривает возможность увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера в случае смены собственника имущества организации. Увольнение может быть произведено не позднее 3-х месяцев со дня вступления нового собственника в свои права.

В соответствии с п.9 ст.81 руководитель организации (филиала, представительства), его заместители, главный бухгалтер могут быть уволены за принятие необоснованного решения, в результате чего был нанесен ущерб имуществу организации. При рассмотрении судом споров о таком увольнении работодатель обязан доказать необоснованность принятого менеджером решения. Понятие необоснованности носит оценочный характер, поэтому работодатель должен доказать необоснованность опираясь на факты. Нередко бывает так, что решение, в результате исполнения которого организация получила убытки, было принято для предотвращения еще большего ущерба или в рамках нормального предпринимательского риска.

На основании п.10 ст.81 за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей могут быть уволены руководитель организации (филиала, представительства), его заместители. Отметим, что руководители иных структурных подразделений по этому основанию быть уволены не могут. Понятие грубого нарушения трудовых обязанностей, так же как и рассмотренное ранее понятие необоснованности, носит оценочный характер. На практике вопрос о том, относится или нет правонарушение к грубым, определяет лицо, обладающее правом приема и увольнения данной категории менеджеров, что нередко признается неправильным при судебном обжаловании.

Со ссылкой на п.13 ст.81 могут быть уволены руководители организации и члены ее коллегиального исполнительного органа в случаях, предусмотренных трудовым договором данного работника (менеджера). Если произошел случай, указанный в трудовом договоре, менеджер может быть уволен по п.13 ст. 81 ТК, однако без уточнений, за что именно. Указывается невыполненное условие такого трудового договора в приказе об увольнении.

К административной ответственности за нарушения трудового законодательства менеджеры могут быть привлечены на основании нескольких статей в Кодексе об Административных правонарушениях (КоАП) РФ.

Информация о работе Анализ нормативно-правового обеспечения менеджмента в ЗАО ВТБ