Анализ эффективности поведения лидера на примере директора ГК «Обувь России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать феномен лидерства, как сложного социально-психологического явления и на основе этой информации дать описательную характеристику рассматриваемому лидеру.
На основании цели поставлены следующие задачи:
 дать определение лидерства, описать его функции, выявить сходства/отличия понятия «лидер» и «менеджер», определить роли каждого;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….... стр.3
Глава I Природа лидерства……………………………………………………………….. стр.4
1.1 Лидерство, как социально-психологическое явление……………………………… стр.4
1.2 Отличия между менеджерами и лидерами………………………………………….. стр.6
1.3 Роли лидеров и менеджеров в организации………………………………………… стр.9
Глава II Основные теории лидерства……………………………………………………. стр.13
2.1 Теория черт личности………………………………………………………………… стр.13
2.2 Ситуационные теории………………………………………………………………… стр.15
2.3 Теории стилей…………………………………………………………………………. стр.19
Глава III Анализ лидерской деятельности на примере директора ГК «Обувь России»
Титова Антона Михайловича……………………………………………………………. стр.24
Заключение………………………………………………………………………………... стр.30
Список используемой литературы………………………………………………………. стр.31
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (готовая).doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Список не полный, но уже наличие этих качеств дает право отнести Титова А. М. к явным лидерам, что соответствует теории лидерских черт и подтверждает слова о том, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами.

Из этого же текста:

                  наша команда тщательно планирует любой проект, продумывает все его этапы, корректирует и дорабатывает его в процессе внедрения – характеризует высокую структурированность работы;

                  мы активно инвестируем в развитие персонала, потому что уверены, что успех компании напрямую зависит от тех людей, которые в ней работают – характеризует ориентацию лидера на человеческие отношения.

Таким образом, можно предсказать, что по теории Ф. Фидлера лидерский стиль Антона Титова будет ориентирован на людей, а одним из ситуационных факторов будет являться высокая структурированность работы.

Что касается концепции управленческой решетки Блейка – Моутон, то, можно предположить, стиль лидерства Антона Титова будет ориентирован в большей степени на отношения и чуть в меньшей - на работу.

 

Дав свои прогнозы относительно стиля лидерства Антона Титова, рассмотрим на наличие совпадений те результаты, которые были получены на основании заполненных Титовым «Анкеты наименее предпочитаемого работника (НПР)» Фидлера и «Теста Блейка – Моутон» (см. Приложения).

Анализ лидера с позиции ситуационной теории Ф. Фидлера. Как уже говорилось во II главе, Фидлером было предложено использовать два лидерских стиля поведения:

                  лидер, ориентированный на людей;

                  лидер, ориентированный на работу.

И три ситуационных фактора, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля:

                  отношения с подчиненными;

                  структурированность работы;

                  должностные полномочия лидера.

Для определения стиля лидера автором была применена т.н. "Анкета наименее предпочитаемого работника (НПР)", разработанная Фидлером и выявлено влияние ситуационных факторов, указанных выше, для формирования ситуации, в которой находится лидер.

Структура анкеты, методика расчета и пояснения к полученным данным находятся в Приложении 1. Там же (Приложение 1) объяснено формирование 8 ситуаций, в которых может находиться руководитель под влиянием ситуационных факторов, и дана их графическая интерпретация с точки зрения эффективности лидерской работы.

На основании полученных ответов мною было выявлено, что Антон Титов;

                  обладает высоким показателем «НПР»;

                  является лидером, ориентированным на отношения;

                  находится в наиболее  благоприятной ситуации.

Фидлер интерпретировал бы полученный результат, как «низкая эффективность  деятельности». Однако, как мы можем увидеть из данной в Приложении 3 характеристики ГК «Обувь России», компания работает эффективно и продолжает динамично развиваться, что означает, как раз, высокую эффективность деятельности лидера. Чем можно объяснить данное противоречие? У автора есть несколько вариантов ответа:

       во-первых, можно предположить, что теория Фидлера верна (что, скорее всего), но PR-отделом ГК «Обувь России» выкладывается не совсем достоверная информация о работе организации. Например, финансовые показатели компании говорят о том, что растут активы компании, но вызывает вопрос – в какой форме представлены эти активы? Если растут запасы неликвидной обуви, а активный рост фирмы финансируется за счет заемных средств, то ситуация вовсе не так оптимистична, как представлено в средствах массовой информации. В этом случае можно сказать, что поведение лидера неэффективно, что и подтверждает теория Фидлера;

       во-вторых, можно предположить, что ошибка кроется в самой теории Фидлера, что вряд ли, так как модель доказала свою эффективность и широко используется в решении проблем лидерства в организациях[2];

       в-третьих, можно предположить, что опрашиваемый лидер – Антон Титов – отвечал на вопросы анкеты необдуманно, либо неправильно понял правила заполнения анкеты, что и не позволило получить  соответствие результатов теории. Это лежит вне ответственности автора;

       в-четвертых, можно предположить, что ошибку совершил сам автор – неточность расчетов, неверная интерпретация, -  что сомнительно, так как расчеты несложны и обработка результатов проводилась по указаниям из надежных источников информации.

Таким образом, наиболее логичным  объяснением автору видится предоставление недостоверной информации PR-отделом организации и/или директором ГК «Обувь России» Антоном Титовым.

Что можно сделать для решения возникшей проблемы? Если предположить, что все-таки ответы А.Титова соответствуют действительности и обратиться к модели Фидлера, то для достижения лучших результатов деятельности лидера необходимо провести изменения ситуационных переменных. В данном случае:

       в плане отношения с подчиненными оставить все как есть;

       понизить уровень структурированности работы путем:

а) выполнения сложных и необычных заданий;

б) передачи части решений по работе подчиненным.

       ослабить должностные полномочия путем:

а) призвания подчиненных к участию в управлении;

б) делегирования части власти заместителям и помощникам.

Следование данным рекомендациям позволит лидеру повысить эффективность своей деятельности и улучшить ситуацию в организации в целом.

 

Анализ лидера с позиции концепции управленческой решетки Блейка – Моутон. Для выявления стиля лидерства был предложен для заполнения т.н. «Тест Блейка – Моутон».

Структура теста, пояснения к расчетам, а также графическая интерпретация полученных в ходе опроса ответов приводится в Приложении 2.

По результатам ответов на тест было выявлено следующее:

                  на решетке менеджмента Блейка – Моутон стиль лидерства Антона Титова находится на пересечении координат 4.6 (первая цифра – степень ориентации на производство, вторая – на отношения), что находится в зоне «золотой середины».

Лидеры, попавшие в данную область, характеризуются тем, что стараются лавировать между методами управления "жестких" и "мягких" управленцев. Они во всем стараются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможность использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы[9].

Так как сами Блейк и Моутон в своей теории исходили из того, что «самым эффективным стилем руководства является поведение в стиле 9.9 – высокая степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности»[9], можно дать несколько рекомендаций Антону Титову по совершенствованию своего стиля управления:

       в плане отношения к сотрудникам:

а) использование открытого обсуждения проблем с подчиненными;

б) совместная с группой постановка задач и принятие решений;

в) открытость и честность в общении с подчиненными.

       в плане отношения к работе:

а) создание автономных рабочих групп - самоуправляемых бригад, каждый член которых отвечает за всю работу в целом;

б) обеспечение взаимодействия требований подчиненных и производственных задач.

 

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно утверждать, что лидерская деятельность директора ГК «Обувь России» Титова Антона Михайловича является вполне приемлемой и достаточной для удовлетворительного функционирования организации. Приемлемой, но не «высокоэффективной» в контексте рассмотренных лидерских теорий. Рекомендации по повышению эффективности были даны выше. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лидерство представляет собой важнейший компонент социальной жизни. Этот феномен проник во все сферы жизнедеятельности – политика, спорт, искусство, наука, бизнес. Суть явления лидерства заключается в возможности оказывать влияние и  проводить изменения внутри конкретных групп или же общества в целом.

Огромное влияние лидерство оказывает на жизнь и развитие организации, и для эффективного развития лидерством необходимо управлять. При этом, для того чтобы не возникло недоразумений, важно разграничивать понятия «менеджер» и «лидер», ибо в организации первый является официальным представителем административной власти, а второй – главой неформальной группы, выразителем ее внутренних ценностей и норм, и организационные роли каждого различны, хотя и служат общей цели. 

Изучением лидерства, возможностей влияния на него и его направления в рамках организационной среды серьезно начали заниматься лишь с начала 60-х годов XX века. Сегодня наиболее часто применяемыми в организациях являются – теории ситуационного лидерства и теории стилей лидерства.

В данной курсовой работе автором были рассмотрены и применены для анализа поведения лидера - теория ситуационного лидерства Ф. Фидлера и теория «управленческой решетки» Блейка - Моутон. С их помощью удалось определить характер лидерства директора ГК «Обувь России» Титова Антона Михайловича и на основании полученных результатов дать некоторые рекомендации, которые позволили бы повысить эффективность деятельности, а именно:

       понизить уровень структурированности работы;

       ослабить должностные полномочия;

       усилить ориентацию лидерства на достижение.

Формирование результатов анализа, а также их подробная интерпретация приводится в Приложениях к курсовой работе.

Ко всему прочему автором были даны ответы на поставленные перед ним вопросы касательно условий возникновения лидерства - лидерами не рождаются, а становятся; возможностей обучению лидерству – лидерству можно научиться; и путей возникновения лидерства – лидерами людей делает сочетание личных качеств с требованиями ситуации.

Подводя окончательный итог, можно сказать, что цель работы была достигнута и задачи, поставленные на основании цели, были решены.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.       Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». М.: МГУ, 1995.

2.       Аширов, Д.А. «Организационное поведение». М.: Проспект, 2006.

3.       Молл Е.Г. «Менеджмент: организация поведения». М.: Финансы и статистика, 1999.

4.       Вебер М. «Избранные произведения». М.: Прогресс, 1990.

5.       Парыгин Б.Д. «Социальная психология». СПб.: СПбГУП, 2010.

6.       Минцберг Генри «Структура в кулаке: создание эффективной организации». СПб.: Питер, 2004.

  1. Франсес Хесселбейн, Маршалл Голдсмит, Айан Сомервилл «Лидерство без границ». М.: Альпина Паблишер, 2001.

8.       Ричард Фарсон «Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства». М.: София Год, 2001.

9.       Блейк Р.Р, Мутон Дж.С. «Научные методы управления». Киев.: Наукова думка, 2006.

10.   Лютенс Ф. «Организационное поведение». М.: Инфра-М, 1999.

11.   ГК «Обувь России» [сайт]. URL: http://www.obuvrus.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

«Анкета наименее предпочитаемого работника (НПР)»

Порядок работы с анкетой:

Подумайте о людях, с которыми вам приходилось работать, а затем представьте себе человека, с которым вам было наименее комфортно. Он или она могут быть вашими текущими сослуживцами или теми,  с кем вам приходилось работать в прошлом. Это должен быть не тот человек, который вам меньше всего нравился, а тот, с кем вам труднее всего было выполнить задачу, с кем вам работалось труднее всего.

Опишите этого человека, указав соответствующее значение на шкале.

Посмотрите на слова в обоих концах строчки, прежде чем отметить нужное значение на шкале. Здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов. Отвечайте быстро; первый ответ, который приходит вам в голову, является наилучшим. Не пропускайте никаких вопросов, отмечайте каждый ответ только один раз.

Для определения вашего значения баллов по анкете «Наименее предпочтительного работника (НПР)» подсчитайте суммарное число баллов внизу таблицы.

 

Приятный

8

7

6

5

4

3

2

1

Неприятный

Дружелюбный

8

7

6

5

4

3

2

1

Враждебный

Отклоняющий

1

2

3

4

5

6

7

8

Принимающий

Напряженный

1

2

3

4

5

6

7

8

Расслабленный

Отдаленный

1

2

3

4

5

6

7

8

Близкий

Холодный

1

2

3

4

5

6

7

8

Теплый

Поддерживающий

8

7

6

5

4

3

2

1

Мешающий

Скучный

1

2

3

4

5

6

7

8

Интересный

Конфликтный

1

2

3

4

5

6

7

8

Гармоничный

Мрачный

1

2

3

4

5

6

7

8

Веселый

Открытый

8

7

6

5

4

3

2

1

Скрытый

Пакостный

1

2

3

4

5

6

7

8

Преданный

Ненадежный

1

2

3

4

5

6

7

8

Надежный

Внимательный

8

7

6

5

4

3

2

1

Невнимательный

Противный

1

2

3

4

5

6

7

8

Симпатичный

Соглашающийся

8

7

6

5

4

3

2

1

Несоглашающийся

Неискренний

1

2

3

4

5

6

7

8

Искренний

Добрый

8

7

6

5

4

3

2

1

Злой

Информация о работе Анализ эффективности поведения лидера на примере директора ГК «Обувь России»