Анализ эффективности поведения лидера на примере директора ГК «Обувь России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать феномен лидерства, как сложного социально-психологического явления и на основе этой информации дать описательную характеристику рассматриваемому лидеру.
На основании цели поставлены следующие задачи:
 дать определение лидерства, описать его функции, выявить сходства/отличия понятия «лидер» и «менеджер», определить роли каждого;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….... стр.3
Глава I Природа лидерства……………………………………………………………….. стр.4
1.1 Лидерство, как социально-психологическое явление……………………………… стр.4
1.2 Отличия между менеджерами и лидерами………………………………………….. стр.6
1.3 Роли лидеров и менеджеров в организации………………………………………… стр.9
Глава II Основные теории лидерства……………………………………………………. стр.13
2.1 Теория черт личности………………………………………………………………… стр.13
2.2 Ситуационные теории………………………………………………………………… стр.15
2.3 Теории стилей…………………………………………………………………………. стр.19
Глава III Анализ лидерской деятельности на примере директора ГК «Обувь России»
Титова Антона Михайловича……………………………………………………………. стр.24
Заключение………………………………………………………………………………... стр.30
Список используемой литературы………………………………………………………. стр.31
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (готовая).doc

— 336.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Анализ эффективности поведения лидера на примере директора ГК «Обувь России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса гр.8710

Журкин Н.В.       

 

 

Научный руководитель:

Алябина Е.В.

 

 

 

 

 

Новосибирск

2011

План

 

Введение………………………………………………………………………………….... стр.3

Глава I Природа лидерства……………………………………………………………….. стр.4

1.1   Лидерство, как социально-психологическое явление……………………………… стр.4

1.2   Отличия между менеджерами и лидерами………………………………………….. стр.6

1.3   Роли лидеров и менеджеров в организации………………………………………… стр.9

Глава II Основные теории лидерства……………………………………………………. стр.13

2.1 Теория черт личности………………………………………………………………… стр.13

2.2 Ситуационные теории………………………………………………………………… стр.15

2.3 Теории стилей…………………………………………………………………………. стр.19

Глава III Анализ лидерской деятельности на примере директора ГК «Обувь России» 

Титова Антона Михайловича……………………………………………………………. стр.24

Заключение………………………………………………………………………………... стр.30

Список используемой литературы………………………………………………………. стр.31

Приложения……………………………………………………………………………….. стр.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Историю человечества принято рассматривать как результат деятельности выдающихся личностей. Личностей, способных взять на себя ответственность по управлению своими подчиненными или единомышленниками. Способных обеспечить их безопасность и создать условия для наилучшего развития, вести за собой во имя достижения общей цели. Подобные обязательства может выполнить лишь сильная личность – человек, обладающий определенным складом ума и подходящими личными качествами – лидер.

Существует множество определений лидерства, однако суть их состоит в том, что лидерство рассматривается как способ влияния и управления, а лидер, как предводитель, способный смотреть вперед, управлять людьми и двигать к цели.

Тема лидерства сегодня является актуальной во многих сферах жизни, в том числе и в бизнесе. Лидерство – неотъемлемый и, безусловно, значимый компонент любой организации, и потому, при характеристике динамических процессов в организации поднимаются вопросы управления лидерством и влияния на него.

Актуальность темы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для ее эффективного развития.

В работе описываются общепринятые теории лидерства, которые составляют теоретическую основу для практического применения в организациях, где важным вопросом является эффективное лидерское управление.

Цель работы – проанализировать феномен лидерства, как сложного социально-психологического явления и на основе этой информации дать описательную характеристику рассматриваемому лидеру.

На основании цели поставлены следующие задачи:

      дать определение лидерства, описать его функции, выявить сходства/отличия понятия «лидер» и «менеджер», определить роли каждого;

      рассмотреть классические теории происхождения лидерства и проанализировать наиболее часто применяемые на практике;

      на основе собранной информации проанализировать поведение рассматриваемого лидера с последующим обоснованием рекомендаций по улучшению ситуации.

Структура работы представлена тремя главами и соответствует вышеперечисленным задачам

 

 

 

 

Глава I

Природа лидерства

1.1 Лидерство, как социально-психологическое явление

Феномен лидерства интересовал человечество во все времена, и особо увеличился интерес к этому явлению в начале XX века. Не угас он и по сей день – изучением лидерства занимаются, как рядовые граждане на бытовом уровне (в своих интересах), так и социальные психологи уже на уровне профессиональном (в интересах науки). Особенно интересен вопрос, как люди становятся лидерами? Особенные качества делают людей лидерами или ситуативные факторы играют роль? Лидерами рождаются или становятся? Этими вопросами занимается социальная психология, и существует множество лидерских теорий, которые так или иначе дают на эти вопросы свои, порой несовпадающие, ответы. Рассмотрением некоторых из этих теорий мы займемся чуть позже.

Лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни, действенным способом разрешения насущных вопросов. Уже на ранних этапах развития человечества выбирался такой порядок жизни, при котором ведущую роль играли наиболее умные, сильные, смелые. Именно они и становились лидерами в своих группах (племенах, семьях)[1].

По мере развития социальной среды усложнялась и система лидерства, расширялся круг решаемых вопросов, возрастала сложность задач, множились соответствующие связи и отношения. От личностного лидерства общество переходило к более сложным групповым формам. Таким образом, можно утверждать, что в обществе существует субъективная потребность в лидерстве, которая должна реализовываться на благо того же общества.

Что же из себя представляет лидер? Согласно классическому определению, лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо организации (группе), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях[2].

Что касается лидерства в малой группе, то лидером признается такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации  этой группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции[2]. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияние на поведение других. Остальные члены принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Наличие подобного рода отношений доказывает, что лидерство, как и было сказано выше, социальное явление.

А какие задачи должен выполнять лидер для того, чтобы группа его таковым признала? Лидер должен, прежде всего, стимулировать группу, нацеливать ее на решение конкретных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Все это было бы невозможно без наличия у лидера власти, которая позволяет контролировать действия других людей. Власть, также как и само лидерство, - объект, изучением которого занимается социальная психология. Согласно психологическому подходу, «власть – особая сущность, выражающаяся в наличии концентрированной энергии  (властной воли), заставляющей других людей повиноваться»[1]. Носителем власти выступает личность.

Наряду с психологическим существует социологический подход, в соответствии с которым акцент переносится с властной воли на социальное взаимодействие, а сама  власть определяется, как «любая возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, иногда даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается»[4].

Из сказанного можно сделать вывод, что лидерство –  социально-психологическое явление, которое выражается в наличии авторитетного лица, обладающего властной волей (лидера), за которым группа признает право принимать ответственные решения, способного нацеливать группу на решение поставленных перед ней задач, стимулировать на решение поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Отличия между менеджерами и лидерами

В русском языке наряду с понятием «лидер», существует очень на него похожее по смыслу и близкое по значению понятие «менеджер» или «руководитель». Однако сходство лишь условное, и потому эти смежные понятия следует различать. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же.

Менеджер, в отличие от лидера, выбирается или назначается, приобретая, таким образом, статус формального руководителя, выступает своеобразным посредником социального контроля и представителем административно-государственной власти.

Лидер – это член группы, который берет на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей добровольно, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. В своем поведении лидер наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам, он ведет группу, стимулируя ее на достижение групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами, находясь при этом с ними на одном социальном уровне.

Различия между лидерами и менеджерами с точки зрения выполняемых ими задач, условий возникновения этих явлений, принципов в принятии решений, сфер деятельности и некоторых других аспектов приводит в своих работах Б.Д. Парыгин – советский и российский философ и социолог. Парыгин отмечает следующее:

-                лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;

-                лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;

-                лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;

-                явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство – более стабильно;

-                руководство подчиненными в отличие от лидерства имеет определенную систему санкций;

-                процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;

-                сфера деятельности лидера – по большей части – малая группа, где он является ведущим членом; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе[5].

Как видим из представленной Б.Д. Парыгиным классификации, менеджер – официально назначенное на руководящую должность лицо, которое действует в условиях макросреды,  в обязанности которого входит руководство группой подчиненных и  принятие решений, способствующих достижению групповых и внегрупповых целей. Деятельность менеджера, при этом, сопряжена с системой санкций. Лидер – член группы, добровольно  взявший на себя ответственность по управлению этой группой. Явление лидерства менее стабильно, возникает в условиях микросреды и основывается на внутригрупповой системе отношений. Лидер тонко чувствует настроение людей, что помогает ему  при принятии решений, склонен к использованию эмоций и интуиции.

Отличия между менеджером и лидером можно проводить и с точки зрения выполняемых ими функций и обязанностей, принципов их работы, отношения к ним подчиненных и последователей (табл. 1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях[5].

Таблица 1

Отличия между менеджером и лидером с точки зрения выполняемых ими функций и обязанностей, принципов работы, отношения подчиненных и последователей[5]

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

Основа действий – план

Основа действий – видение перспективы

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионал

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем

Информация о работе Анализ эффективности поведения лидера на примере директора ГК «Обувь России»