Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:52, курсовая работа
Целью написания отчета по практике является изучение теоретических основ организации деятельности гостиничных предприятий и проведение анализа деятельности гостиницы «Октябрьская».
В ходе написания отчета перед автором ставились следующие задачи для достижения поставленной цели:
1) рассмотреть концептуальные основы функционирования предприятий гостиничной индустрии, охарактеризовать современные методы увеличения объема реализации услуг предприятий индустрии гостеприимства;
2) проанализировать деятельность ООО гостиницы «Октябрьская» на основе проведения анализа предлагаемых услуг, потребителей, конкурентов, объема реализации услуг, себестоимости услуг, расчета технико-экономических показателей;
Введение 3
1. Теоретическая часть. Концептуальные основы повышения эффективности деятельности гостиничных предприятий 5
1.1. Современные методы увеличения объема реализации услуг 5
1.2. Показатели эффективности деятельности гостиницы 20
2. Аналитическая часть: Анализ хозяйственной деятельности гостиницы «Октябрьская» 26
2.1. Общая характеристика гостиницы «Октябрьская» 26
2.2. Анализ предлагаемых услуг 28
2.3. Анализ потребителей 31
2.4. Сравнительный анализ конкурентов 35
2.5. Оценка эффективности деятельности гостиницы «Октябрьская» 38
2.6. Технико-экономические показатели деятельности гостиницы «Октябрьская» 41
2.7. Выводы по аналитической части 44
Литература 47
Сравнительный анализ конкурентов
гостиницы «Октябрьская»
Таблица 2.4
Сравнительный анализ конкурентов
Критерии конкуренто- |
Октябрьская |
Волгоград |
Южная |
Интурист |
Местораспо-ложение |
Центральная часть города |
Центральная часть города |
Ворошиловский район |
Центральная часть города |
Номерной фонд (номера/места) |
79/111 |
180/285 |
195/296 |
100/145 |
Стоимость проживания |
950/3500 |
1200/5500 |
750/3500 |
1700/8500 |
Ассортимент услуг |
актовый зал, гостевая комната, услуги ресторана в номер |
отдел туризма, конференц-хол, баня-сауна, услуги рестора-на в номер, биз-нес-центр, услу-ги прачечной, авиакасса |
парикмахерская, мелкий ремонт одежды и обуви, услуги рестора-на в номер, массажный ка-бинет, авиа-касса, почта |
отдел туризма, конференц-холл, парикмахерская, услуги рестора-на в номер, ус-луги прачечной |
Таблица 2.4 показывает, что наибольший набор дополнительных услуг предлагают гостиницы «Волгоград» и «Южная». Это объясняется тем, что в последнее время на данных предприятиях проводились мероприятия, направленные на расширение ассортимента услуг, модернизацию номерного фонда с целью повышения статуса предприятий.
Для определения профиля гостиничных предприятий, необходимо составить рейтинг. Для этого группой специалистов, работающих в отрасли гостеприимства, были определены весомость каждого критерия конкурентоспособности и баллы по каждому из критериев по 10-ти балльной шкале. Результаты составления рейтинга гостиниц на рынке услуг г. Волгограда представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Оценка конкурентоспособности гостиниц
Показатели оценки качества предлагаемых услуг |
Критерии оценки / баллы |
Удельный вес показателя Q |
Гостиницы | |||||||
Октябрьская |
Волгоград |
Южная |
Интурист | |||||||
Б |
В |
Б |
В |
Б |
В |
Б |
В | |||
Услуги проживания – номерной фонд |
Комфорт, интерьер, эстетика. |
0,3 |
7 |
2,1 |
9 |
2,7 |
9 |
2,7 |
8 |
2,4 |
Место расположения гостиницы в городе (удоб-ство поездок, доступность) |
Пригород, окраина, средняя часть, цент-ральная часть. |
0,1 |
10 |
1 |
10 |
1 |
9 |
0,9 |
10 |
1 |
Услуги питания |
Объекты питания, режим питания, время обслу-живания. |
0,1 |
5 |
0,5 |
10 |
1 |
9 |
0,9 |
8 |
0,8 |
Ассортимент дополнитель-ных услуг |
Экскурсии, услуги связи, транспорт, охрана здоровья |
0,3 |
6 |
1,8 |
9 |
2,7 |
10 |
3 |
8 |
2,4 |
Имидж гостиницы |
Миссия, название, логотип, фирменный стиль, постоянные клиенты, архитектура. |
0,2 |
7 |
1,4 |
10 |
2 |
10 |
2 |
9 |
1,8 |
Сводный показатель качества предлагаемых услуг |
1 |
35 |
6,8 |
48 |
9,4 |
47 |
9,5 |
41 |
8,4 |
Таким образом, ведущие гостиницы Волгоградской области согласно результатам проведенного анализа ранжируются следующим образом по рейтинговым баллам:
На рис. 2.4. представлен профиль конкурентоспособности предприятий
Рис. 2.4. Профиль конкурентов
Исходя из результатов проведенного исследования конкурентоспособности гостиниц и их рейтинга по качеству оказываемых услуг центральное место в гостиничной индустрии региона занимают гостиницы «Южная» и «Волгоград», что свидетельствует о частично реализуемом потенциале развития предприятий. Гостиница «Октябрьская» занимает последнее место в рейтинге. Это объясняется тем, что в настоящее время руководство гостиницы не акцентирует своего внимания на разработке стратегии развития предприятия. Предприятие функционирует с момента открытия и мероприятия по совершенствованию деятельности гостиницы не проводились. Самые низкие результаты соответствуют критерию услуг питания, ассортимента дополнительных услуг. Следовательно, руководству гостиницы необходимо уделить внимание данному аспекту деятельности гостиничного предприятия.
Оценка экономической
эффективности использования
Показатель загрузки номерного фонда определяется как отношение числа проданных номеров к общему количеству номеров, предложенных к продаже:
(2.1)
Определим коэффициент загрузки номерного фонда гостиницы «Октябрьская» в 2009г. Данные представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Загрузка номерного фонда гостиницы «Октябрьская» за 2009г.
Категории номеров |
Количество номер-сутки |
Число занятых номер-сутки |
Итого за год |
Загрузка, % | |||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | ||||
Одноместный |
14274 |
2440 |
2670 |
2020 |
3040 |
10170 |
71,25 |
Одноместный улучшенный |
2928 |
546 |
590 |
434 |
567 |
2137 |
72,98 |
Двухместный |
8784 |
1236 |
1450 |
1586 |
1490 |
5762 |
65,60 |
Полулюкс |
732 |
154 |
192 |
97 |
112 |
555 |
75,82 |
Люкс |
2196 |
406 |
475 |
358 |
452 |
1691 |
77,00 |
Итого |
28914 |
4782 |
5377 |
4495 |
5661 |
20315 |
70,26 |
Из таблицы видно, что в 2009г. было занято более 20,3 тысяч номер-суток, при этом наибольшее количество занятых номеров принадлежит номерам категории люкс и полулюкс.
Данные по загрузки номерного фонда представим на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Загрузка номерного фонда гостиницы «Октябрьская»
Из данных показателей очевидно, что у номеров категории люкс наибольший показатель загрузки, равный 77%. Следовательно номера этой категории являются, с одной стороны, наиболее востребованными клиентами гостиницы, а с другой стороны - наиболее привлекательными для самого предприятия с точки зрения их доходности, так как цена на эти номера является максимальной. Двухместные номера имеют самый низкий показатель загрузки, равный 65,6%. Значение загрузки 71% принадлежит одноместным номерам и номерам. Одноместные улучшенные номера имеют показатель загрузки, равный 73%. Номера категории полулюкс имеют показатель загрузки, равный 76%.
Такие высокие значения
коэффициента загрузки номерного фонда
гостиницы «Октябрьская» можно
объяснить сложившейся
На основе данных таблицы 2.6 определим долю занятых номеров в общем объеме занятых номеров гостиницы «Октябрьская» по следующей формуле:
(2.2)
Следовательно, доля одноместных номеров составляет 50,06%, одноместных улучшенных номеров – 10,52%, двухместных номеров – 28,36%, номеров категории полулюкс и люкс – 2,74% и 8,32% соответственно. Структуру занятых номеров представим на рис. 2.6.
Рис. 2.6. Структура занятых номеров гостиницы «Октябрьская»
Таким образом, одноместные номера обладают наибольшей долей в общем объеме занятых номеров, наименьшая доля в структуре занятых номеров принадлежит номерам категории люкс и полулюкс.
В результате расчета
показателей эффективности
Основными технико-экономическими показателями, характеризующими эффективность хозяйственной деятельности гостиничного предприятия, являются:
Проведем анализ основных
технико-экономических
Таблица 2.7
Технико-экономические показатели деятельности гостиницы «Октябрьская»
Наименование показателей |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение | |
абс. |
Отн. | |||
1. Доходы от предоставляемых услуг, тыс. руб.: |
26150 |
28430 |
2280 |
108,72 |
1.1. Выручка от продажи номеров/ |
17820 |
19670 |
1850 |
110,38 |
1.2. Выручка от дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость проживания |
4590 |
4810 |
220 |
104,79 |
1.3. Доходы от общественного |
3740 |
3950 |
210 |
105,61 |
2. Расходы, тыс. руб.: |
22460 |
24420 |
1960 |
108,73 |
2.1. Расходы, связанные с |
21140 |
22980 |
1840 |
108,70 |
2.2. Прочие расходы |
1320 |
1440 |
120 |
109,09 |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. |
3690 |
4010 |
320 |
108,67 |
4. Коммерческие, управленческие, операционные и внереализационные расходы, тыс. руб. |
1930 |
2060 |
130 |
106,74 |
5. Операционные и |
470 |
640 |
170 |
136,17 |
6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
2230 |
2590 |
360 |
116,14 |
7. Налог на прибыль, тыс. руб. |
535 |
622 |
87 |
116,26 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1695 |
1968 |
273 |
116,11 |
9. Число работников, чел. |
64 |
64 |
0 |
100,00 |
10. Общая величина активов, тыс. руб. |
330700 |
340200 |
9500 |
102,87 |
11. Стоимость основных средств, тыс. руб. |
290500 |
295400 |
4900 |
101,69 |
12. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
18340 |
18760 |
420 |
102,29 |
13. Рентабельность продаж, % |
6,48 |
6,92 |
0,44 | |
14. Рентабельность совокупных |
0,51 |
0,58 |
0,07 | |
15. Рентабельность основной |
7,55 |
8,06 |
0,51 | |
16. Затраты на 1 рубль реализованной продукции |
0,86 |
0,86 |
0 | |
17. Производительность труда |
408,59 |
444,22 |
35,63 |
108,72 |
18. Средняя годовая заработная плата, тыс. руб. |
287 |
293 |
6 |
102,09 |
19. Фондоотдача |
0,09 |
0,10 |
0,01 |
111,11 |
20. Фондовооруженность |
4539,06 |
4615,63 |
76,57 |
101,69 |
За анализируемый период выручка от реализации услуг гостиничного предприятия увеличилась на 2280 тыс. руб. или на 8,72% в основном за счет роста выручки от реализации основных услуг – услуг проживания. Темп роста выручки от реализации дополнительных услуг составил 104,79%.
Себестоимость продукции увеличилась на 1840 тыс. руб. или на 108,73%, при этом сохранилась соотношение выручка-затраты. Валовая прибыль увеличилась на 320 тыс. руб. (на 8,67%).
Число работников за исследуемый период не изменилось. Годовой фонд оплаты труда увеличился на 2%. Производительность труда на предприятии увеличилась на 8,72%.
Рентабельность продаж в 2009г. находилась на уровне 7%, рентабельность основной деятельности - на уровне 8%. Резкого колебания данных показателей не наблюдается. Деятельность гостиницы «Октябрьская» можно охарактеризовать как стабильную.
Гостиница «Октябрьская» функционирует на рынке гостиничных услуг г. Волгограда и является одной из крупных предприятий гостиничного сервиса. В настоящее время в гостинице имеется 79 номеров различных категорий. Общее количество мест составляет 111. Гостиница предлагает услуги размещения различных ценовых категорий. Также гостям г. Волгограда оказываются дополнительные услуги, которые удовлетворяют их потребности.
Анализ номерного фонда
гостиницы «Октябрьская»
Основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 – 50 лет, люди с деловой целью поездки. Предпочтительные условия размещения являются номера улучшенной категории и категории полулюкс. По данным специалистов, работающих в службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты предпочитают номера улучшенной категории и категории полулюкс и основными предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания, модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству гостиницы «Октябрьская» необходимо предпринять меры по разработке стратегии, позволяющей удовлетворить пожелания клиентов, что в свою очередь позволит статус предприятия на рынке гостиничных услуг г. Волгограда.
Исходя из результатов проведенного исследования конкурентоспособности гостиниц и их рейтинга по качеству оказываемых услуг центральное место в гостиничной индустрии региона занимают гостиницы «Южная» и «Волгоград», что свидетельствует о частично реализуемом потенциале развития предприятий. Гостиница «Октябрьская» занимает последнее место в рейтинге. Это объясняется тем, что в настоящее время руководство гостиницы не акцентирует своего внимания на разработке стратегии развития предприятия. Предприятие функционирует с момента открытия и мероприятия по совершенствованию деятельности гостиницы не проводились. Самые низкие результаты соответствуют критерию услуг питания, ассортимента дополнительных услуг. Следовательно, руководству гостиницы необходимо уделить внимание данному аспекту деятельности гостиничного предприятия.
Информация о работе Анализ деятельности гостиницы ООО «Октябрьская» (г. Волгоград)