Анализ безубыточности и планирование прибыли в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена рассмотрению методики управленческого учета «Анализ безубыточности», широко применяемая при принятии краткосрочных управленческих решений и при планировании прибыли предприятия.
В различных источниках изученной мною в процессе написания работы литературы применяются и другие названия: «метод «мертвой точки»», «метод точки нулевой прибыли», «метод критической точки», «операционный анализ», «маржинальный метод», «CVP-анализ», «анализ «затраты - объем - прибыль»» и другие. Независимо от применения перечисленных названий суть метода заключается в определении для конкретного случая такого объема производства, при котором деятельность предприятия будет являться безубыточной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Анализ безубыточности…………………………………………………...4
1.1. Сущность анализа безубыточности. Экономическая модель……4
1.2. Допущения и ограничения анализа безубыточности……………..7
1.3. Методы определения точки безубыточности……………………..9
1.4. Анализ безубыточности в условиях однокомпонентного производства…………………………………………………………….12
1.5. Анализ безубыточности в условиях многопродуктового производства…………………………………………………………….15
1.6. Построение графиков безубыточности многопродуктового производства…………………………………………………………….17
2. Планирование прибыли в управленческом учете……………………….19
2.1. Сущность, функции и этапы формирования прибыли…………..19
2.2. Планирование прибыли как часть финансового планирования...21
2.3. Методы планирования прибыли…………………………………..22
2.4. Финансовое планирование прибыли с помощью системы бюджетирования………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...25
Практическое задание………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

анализ безубыточности.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

    Wi – доля i-вида продукции в общем объеме выпуска;

    Mср – средняя маржа, ден.ед.

       Значение  средней маржи определяется как отношение суммы произведений маржи на единицу продукции каждого вида продукции и выручки от реализации соответствующего вида продукции к общей выручке:

       Mср = (∑ Mед.i* Ri) / R,

где Mср – средняя маржа;

     Mед.i – маржа на единицу i-вида продукции, ден. ед.;

     Ri – выручка от реализации i-вида продукции, ден. ед.;

     R – выручка о реализации общего объема продукции, ден. ед.

       Планирование  оптимального объема выпуска при  многопродуктовом производстве осуществляется с учетом прибыльности разных видов продукции в рамках имеющихся рыночных и технологических ограничений. При отсутствии таких ограничений целесообразно увеличение выпуска продукции с наибольшей удельной маржей на единицу продукции [11].

       При наличии ограничений правильным будет решение об увеличении выпуска того вида продукции, который имеет максимальную удельную маржу на единицу ограниченного ресурса. Рассмотрим это утверждение более подробно.

       Например, при отсутствии рыночных ограничений  и наличии ограниченности мощностей предприятия расширение объема выпуска следует за счет увеличения производства вида продукции с наибольшей удельной маржей на один час работы оборудования:

       Mуд.м. = (pi - bi) / b , где

    Mуд.м. - маржа на один час работы оборудования, ден. ед./ч;

    pi – цена реализации единицы i-вида продукции, ден. ед.;

    bi – удельные переменные затраты на изготовление единицы i-вида продукции, ден. ед.;

    b – затраты машинного времени на изготовление единицы i-вида продукции, ч.

       В условии ограниченности трудовых ресурсов выбор осуществляется в пользу вида продукции с наибольшей удельной маржей на 1 час работы персонала.

       Стоит помнить, что преобладание в ассортименте производства продуктов с высокой долей маржи определяет высокий порог безопасности для этой структуры ассортимента [11].

       С помощью анализа безубыточности можно определить тот вид продукции, производство которого является невыгодным, и наоборот – вид, увеличение объема выпуска которого приведет к росту прибыли. Однако при изменении номенклатуры выпускаемых изделий, например, в случае отказа от производства нерентабельных видов продукции, следует учесть следующее: наличие широкой номенклатуры способствует укреплению рыночного положения предприятия, участвует в создании имиджа фирмы; существуют ограничения в емкости рынков сбыта. 

       1.6. Построение графиков безубыточности многопродуктового производства 

       Для определения уровня безубыточности используют наглядный графический способ. При построении графика многопродуктового производства следует отметить: в качестве измерительной меры необходимо взять денежное выражение, так как сравнение единиц различных видов продукции невозможно. На рис. 4 приведена модель, которая наглядно представляет зависимость прибыли от выручки. При построении модели использован пример с двумя видами продукции. Производство более двух видов продукции на графике отражается аналогичным способом.

       

       Точка O соответствует значению постоянных затрат (убытки), которые имеют место даже если предприятие ничего не выпускает. Точка R* определяет значение точки безубыточности. Производство продукта A обеспечивает покрытие постоянных затрат. При этом реализация данного продукта обеспечивает получение определенной выручки (R1) и прибыли (P1). Последующая реализация продукта B приводит к увеличению выручки и прибыли до уровня R2 и P2 соответственно. Расстояние между точками R1 и R2 соответствует размеру выручки, а между точками P1 и P2 –прибыли, полученным в результате реализации продукта B.

       В практике распространены случаи, когда производство некоторых видов продукции не обеспечивает покрытие постоянных затрат, то есть их графики будут находиться ниже нулевого уровня прибыли, но рост прибыли происходит при отражении на графика более широкой номенклатуры [11].

       Цель  анализа – обеспечение роста  прибыли, поэтому, чем левее отрезок  OB пересекает линию выручки, тем более прибыльно производство. 

2. Планирование прибыли в управленческом учете

2.1. Сущность, функции и этапы формирования прибыли 

       Прибыль – итоговый результат деятельности предприятия, значение которого определяется как часть доходов, оставшаяся после покрытия расходов.

       Экономическая сущность прибыли заключается в  следующих функциях:

  • характеристика полученного в результате деятельности экономического эффекта;
  • функция основного финансового ресурса фирмы;
  • источник формирования бюджетов фирмы.

       Этапы формирования прибыли предприятия  приведены на рис. 5 [1]. Необходимо отметить следующее:

       -  себестоимость реализованной продукции  по видам составляют полные  переменные затраты (производственные  за исключением переменных коммерческих  расходов);

       - к доходам от прочих видов  деятельности относятся результаты от прочей реализации и внереализационных операций;

       - чистая прибыль определяет финансовый  результат деятельности предприятия.

       

       Рис.5. Процесс формирования прибыли

       2.2. Планирование прибыли как часть финансового планирования 

       Планирование  прибыли является частью финансового планирования и осуществляется в разрезе по видам деятельности.

       При разработке планов учитываются все факторы, влияющие на уровень прибыли, а также составляются модели финансовых результатов принятия управленческих решений.

       Период, на который планируется прибыль, в зависимости от стабильности развития экономики может быть долгосрочным (3-5лет) и краткосрочным (год, квартал, полугодие). Объектами планирования служат элементы балансовой прибыли, но основное значение имеет прибыль от реализации. Основой расчета плановой прибыли являются планируемый объем продаж в рамках производственных мощностей предприятия.

       План  по прибыли от реализации представляет собой финансовую модель предприятия и формируется на базе следующих расчетов:

- определение  объема реализации;

- определение  производственной программы с учетом планового объема производства и запасов готовой продукции на складе, как на начало, так и на конец периода;

- расчет  трудовых затрат с учетом отчислений  на социальные нужды; 

- составление  бюджета производственных накладных  расходов с разделением затрат на переменные и постоянные;

- формирование  производственной себестоимости  реализуемой продукции;

- составление  бюджетов административных и  коммерческих расходов.

       Как упоминалось ранее, прибыль планируется  по видам:

       - от реализации основной продукции;

       - от реализации прочей продукции  (услуг);

       - от реализации имущества предприятия;

       - от внереализационных доходов  и расходов.

       2.3. Методы планирования прибыли 

       Существует  несколько способов планирования прибыли, но на практике чаще применяются метод  прямого счета и аналитический метод.

       Метод прямого счета применяется в условиях малого ассортимента выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и полной себестоимости реализованной продукции за вычетом НДС и акцизов:

       Pпл = (Q*p) – (Q*C),

где Pпл – плановая прибыль, ден. ед.;

     Q – объем реализации, ед.;

     p – цена реализации (за вычетом НДС и акцизов) , ден. ед.;

     C – полная себестоимость продукции, ден. ед.

       Перед расчетом прибыли определяются:

       - планируемый объем выпуска сравнимой и несравнимой продукции по полной себестоимости и в действующих ценах;

       - запас готовой продукции на  складе и отгруженной на начало  и конец периода.

       Метод прямого счета помогает выявить влияние факторов на планируемую прибыль. Однако его применение затруднительно в условиях широкой номенклатуры выпуска. В этом случае целесообразней использовать аналитический метод.

       Аналитический метод планирования прибыли заключается в следующем: прибыль отдельно по всей сравнимой и несравнимой продукции.

       Определение планируемой прибыли в рамках данного метода состоит из следующих  этапов:

  1. расчет базовой рентабельности исходя из фактической прибыли за отчетный период и полной себестоимости сравнимой продукции за отчетный период;
  2. Определение планируемого объема продукции по себестоимости отчетного периода и прибыли на продукцию по базовой рентабельности;
  3. определение степени влияния факторов на планируемую прибыль.

       На  основе найденного уровня базовой рентабельности и планируемого объема выпуска продукции по себестоимости отчетного периода определяется ожидаемая прибыль планируемого периода. При этом учитывается влияние одного фактора – изменение объема реализации.

       Кроме рассмотренных методов планирования прибыли применяет также смешанный, которой заключается в совмещении элементов аналитического и метода прямого счета. Сущность метода в том, что стоимость продукции в планируемых ценах и по себестоимости отчетного периода рассчитывается методом прямого счета, в то время, как влияние на прибыль факторов определяется аналитическим методом. Определение факторов, влияющих на прибыль, имеет важное значение при планировании прибыли. К таким факторам относятся: изменение объема продаж, изменение цены реализации, изменение себестоимости продукции, а также изменение ассортимента и номенклатуры выпуска.

       Существует  простой и надежный метод определения  и прогнозирования прибыли  путем  раздельного учета переменных и  постоянных затрат – метод критической  точки.  

2.4. Финансовое планирование прибыли с помощью системы бюджетирования 

       Разработка  модели финансового планирования прибыли  осуществляется с помощью системы  бюджетирования. При этом процесс планирования прибыли заключается в поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования, а также во взаимосвязи данных операционных бюджетов.

       Планируемая прибыль определяется как финансовый результат от всех видов деятельности: сумма прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов  за вычетом операционных и внереализационных  расходов. Результаты прогнозных расчетов отражаются в бюджете доходов и расходов. Этот бюджет позволяет определить эффективность деятельности предприятия, выявить резервы формирования и роста прибыли, а также обозначить допустимый уровень расходов [2].

       Структура бюджета доходов и расходов определяется следующими принципами [3]:

       - структура определяется в соответствии  с операционными бюджетами и  полученными показателями;

       -  определение особо важных и  лимитных статей в целях осуществления  последующего контроля;

       - установление целевых показателей и ориентиров.

       В случае определения планируемой  прибыли как целевого показателя прогнозные данные подвергаются корректировке (перерасчету).

       Для прогнозирования уровня прибыли используется бюджет доходов и расходов. Именно он позволяет определить планируемую прибыль как разницу между планируемыми доходами и расходами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Анализ  безубыточности, который базируется на исследовании зависимости затрат и объема производства, оказывает  существенную помощь в принятии управленческих решений в области планирования прибыли.

       Рассмотренный в данной работе маржинальный метод  анализа взаимосвязи «затраты - выручка - прибыль» дает возможность:

       - рассчитать зависимость роста  прибыли от объема реализации;

       - определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции;

Информация о работе Анализ безубыточности и планирование прибыли в управленческом учете