Анализ безубыточности и планирование прибыли в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена рассмотрению методики управленческого учета «Анализ безубыточности», широко применяемая при принятии краткосрочных управленческих решений и при планировании прибыли предприятия.
В различных источниках изученной мною в процессе написания работы литературы применяются и другие названия: «метод «мертвой точки»», «метод точки нулевой прибыли», «метод критической точки», «операционный анализ», «маржинальный метод», «CVP-анализ», «анализ «затраты - объем - прибыль»» и другие. Независимо от применения перечисленных названий суть метода заключается в определении для конкретного случая такого объема производства, при котором деятельность предприятия будет являться безубыточной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Анализ безубыточности…………………………………………………...4
1.1. Сущность анализа безубыточности. Экономическая модель……4
1.2. Допущения и ограничения анализа безубыточности……………..7
1.3. Методы определения точки безубыточности……………………..9
1.4. Анализ безубыточности в условиях однокомпонентного производства…………………………………………………………….12
1.5. Анализ безубыточности в условиях многопродуктового производства…………………………………………………………….15
1.6. Построение графиков безубыточности многопродуктового производства…………………………………………………………….17
2. Планирование прибыли в управленческом учете……………………….19
2.1. Сущность, функции и этапы формирования прибыли…………..19
2.2. Планирование прибыли как часть финансового планирования...21
2.3. Методы планирования прибыли…………………………………..22
2.4. Финансовое планирование прибыли с помощью системы бюджетирования………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...25
Практическое задание………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

анализ безубыточности.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

       Следующее ограничение заключается в следующем: объем производства изменяется, остальные анализируемые факторы постоянны. В реальности изменяются все четыре фактора, участвующие в анализе, также изменяются и другие факторы, влияющие на финансовый результат, - факторы второго порядка.

       Постоянство структуры выпуска подразумевает производство одного вида продукции или определенной номенклатуры.

       Приравнивание объема производства к объему реализации – обязательное условие анализа. В таком случае не учитывается  та часть продукции, которая в  действительности не реализована и находится в неликвидных запасах. Данный факт, в свою очередь, определяет степень условности результатов анализа. Результаты будут более точными только в том случае, если объем производства совпадает с объемом продаж, а остатки готовой продукции за анализируемый период не изменяются.

       Последнее условие заключается в ведении  на предприятии учета затрат в  целях выделения переменных и  постоянных. Стоит отметить, что  независимо от способа учета и  калькулирования всегда существует возможность приближенно определить соотношение постоянных и переменных затрат. 

1.3. Методы определения точки безубыточности 

       Определить  точку безубыточности можно с помощью следующих методов [9]: графического метода; математического метода и метода маржинального дохода.

       Рассмотрим  каждый из перечисленных методов  более подробно.

       Графический метод.

       Данный  метод заключается в построении бухгалтерской модели (рис.2) зависимости выручки от реализации, расходов на производство и прибыли.

       В рамках рассматриваемой модели переменные издержки и цена реализации продукции в течение анализируемого отрезка времени являются неизменными, а, следовательно, имеется только одна точка безубыточности (Q*). Стоит отметить, что планируемый объем реализации (Q1) соответствует реальной производственной мощности предприятия. В этом случае область прибыли на графике имеет границы в точках  А, В и D.

       Графический метод далеко неточен, однако его  применение целесообразно в следующих  случаях:

       - в целях анализа зависимости  между объемами производства, затратами на производство и прибылью от реализации;

       - для принятия таких оперативных  управленческих решений, как установление  цены реализации, изменение объемов  продаж определенных видов продукции,  изменение уровня по определенным статьям затрат.

       Математический  метод.

       При использовании данного метода применяется  следующее допущение – цена реализации и расходы на единицу продукции  неизменны в течение данного  промежутка времени, вследствие чего прибыль  предприятия будет зависеть только от объема производства.

       Стоит упомянуть свойство постоянных расходов – они не зависят от объема производства, но изменяются в расчете на единицу  продукции в результате изменения  объема выпуска. Это в свою очередь  означает, что при разных объемах  производства прибыль на единицу продукции будет изменяться. Таким образом, при использовании данного метода постоянные расходы учитываются в полном объеме, а не в расчете на единицу продукции [9].

       Итак, прибыль от продаж определяется разницей между выручкой (R) и совокупными расходами.  С математической точки зрения зависимость можно выразить уравнением:

       P=p*Q – (a+b*Q),

 где P - прибыль от реализации, ден. ед.;

    p- цена реализации, ден. ед.;

    Q – объем реализации, ед.;

    a – полные постоянные расходы (FC), ден. ед.;

    b – удельные переменные затраты, ден. ед..

       При определении точки безубыточности существует условие: прибыль равна  нулю, следовательно, выручка равна  совокупным расходам [4]. Принимая во внимание это условие, получаем уравнение:

    p*Q = a+b*Q.

       Точку безубыточности можно рассчитать как в натуральном выражении (Q*), так и в денежном (pQ*). Также можно рассчитать критическую точку в единицах с помощью валовой прибыли от реализации:

       Q*= a / (p*Q - b*Q),

где Q* - точка безубыточности, ед.;

    p – цена реализации, ден.ед.;

    a – полные постоянные расходы (FC), ден. ед.;

    b – удельные переменные затраты, ден. ед..

    Под валовой прибылью понимается сумма  выручки, оставшаяся после покрытия полных переменных затрат на производство реализованной продукции (p*Q - b*Q)

       Метод маржинального дохода.

       С помощью этого метода можно провести анализ зависимости между прибылью, объемами продажи и затратами  на производство реализованной продукции.

       В данном случае особое значение имеет  соотношение прибыли и объема продаж, то есть отношение валовой прибыли к выручке. Этот показатель называется коэффициентом маржинального дохода [9].

       Определение точки безубыточности с помощью  коэффициента маржинального дохода состоит из следующих этапов:

  1. Определение валовой прибыли как разницы между выручкой и полными переменными затратами:

       Pв=p*Q –b*Q,

где Pв – валовая прибыль, ден. ед.;

    p – цена реализации, ден.ед.;

    Q – объем реализации, ед.;

    b – удельные переменные затраты, ден. ед..

       или                                         Pв = R – VC,

где Pв – валовая прибыль, ден. ед.;

    R – выручка от реализации, ден. ед.;

    VC - полные переменные затраты, ден. ед.

  1. Расчет коэффициента маржинального дохода  как отношение валовой прибыли к выручке:

    Кмд = Pв/ p*Q,

где Кмд - коэффициент маржинального дохода;

    Pв – валовая прибыль, ден. ед.;

    p – цена реализации, ден.ед.;

    Q – объем реализации, ед.

    3. Определение точки безубыточности  в денежном выражении как отношение  суммы полных постоянных расходов (FC) к коэффициенту маржинального дохода:

    Q*= FC / Кмд ,

где FC - полные постоянные расходы, ден. ед.;

    Кмд - коэффициент маржинального дохода.

       Зная  значение точки безубыточности, возможно рассчитать цену реализации как отношение полной себестоимости продукции к объему реализации. 

    1.4. Анализ безубыточности в условиях однокомпонентного производства

       На  предприятиях, производящих определенный вид продукции применяется однокомпонентный анализ безубыточности. Рассмотрим сущность такого анализа.

       Как упоминалось ранее, определенная прибыль - это часть выручки от реализации, оставшаяся после покрытия совокупных полных затрат на производство:

       P=p*Q – (a+b*Q)    или     P = R-FC-VC    ,

       где  P – операционная прибыль, ден. ед.;

       p- цена реализации, ден. ед.;

       Q – объем реализации, ед.;

       a – полные постоянные расходы (FC), ден. ед.;

       b – удельные переменные затраты, ден. ед.;

       R – выручка, ден. ед.;

       FC – постоянные затраты, ден. ед.;

       VC – полные переменные затраты, ден. ед.

       Следовательно, точка безубыточности определяется как отношение постоянных затрат к разнице цены реализации и удельных переменных затрат на единицу продукции:

    Q* = FC/ (p- b),

где Q* - точка безубыточности, ед.;

    FC – постоянные затраты, ден. ед.;

    p – цена реализации, ден.ед.;

    b – удельные переменные затраты, ден. ед.

       Величина  (p- b) называется удельной маржей на единицу продукции. Немаловажным показателем является полная маржа, величина которой определяется как разница между выручкой от реализации переменными затратами, понесенными предприятием в результате производства реализованной продукции [9]. Полная маржа характеризует структуру затрат.

       На  рис. 3 приведена графическая модель зависимости переменных, постоянных и полных затрат от объема выпуска  в рамках единого временного промежутка.

       

       На  графике прямая R изображает выручку от реализации, линией TC представлены полные затраты, полученные путем суммирования постоянных (FC) и переменных (VC) издержек на производство.

       На  промежутке, в котором полные затраты превышают объем выручки о реализации, предприятие несет убытки, то есть соответствующий объем выпуска является убыточным.

       Точка пересечения графиков полных затрат и выручки является точкой безубыточности. Увеличение объема производства выше уровня данной точки приведет к росту  прибыли. При этом расхождение между  графиками выручки и полных затрат определяет величину маржи при каждом конкретном объеме выпуска. Иными словами, при увеличении выпуска продукции на единицу выручка возрастает на величину удельной маржи на единицу продукции [9].

       Рассмотрев  график, представленный на рис.3 можно  сделать вывод: чем выше доля переменных затрат в цене реализации (b/p), тем выше точка безубыточности, то есть чем меньше доля маржи в выручке, тем больше продукции следует реализовать для покрытия постоянных затрат и обеспечения планируемой прибыли.

       В процессе анализа безубыточности определяется и такой показатель, как порог безопасности.

       Порог безопасности – показатель, величина которого определяется разницей между реальным объемом выпуска и рассчитанной точкой безубыточности [11]. Он показывает рамки возможного сокращения объема выпуска и рассчитывается по формуле:

       Pбез = (Q – Q*) / Q *100%,

где Pбез – порог безопасности, %;

       Q – реальный объем выпуска;

       Q* - точка безубыточности.

       Справедливо будет заметить – для каждого  конкретного объема выпуска порог  безопасности имеет определенное значение. С помощью определения порога безопасности можно прогнозировать прибыль и рассчитывать  объем выпуска, обеспечивающий уровень планируемой прибыли.  

       1.5. Анализ безубыточности в условиях многопродуктового производства 

       В настоящее время достаточно редко встречаются предприятия, выпускающие один вид продукции, многие из них занимаются производством нескольких видов товаров.

       В условиях многопродуктового производства анализ безубыточности значительно  усложняется, так как перечень вопросов, на которые необходимо найти ответ, становится шире.

       К таким вопросам относятся следующие [11]:

  • как обеспечить получение планируемого уровня прибыли;
  • какой выбрать вид продукции, производство которого оптимально в данном случае. Этот вопрос решается с точки зрения прибыльности или по иным критериям с учетом производственных ограничений.

       Как упоминалось ранее, в рамках анализа  структура выпуска постоянна. Следовательно, расчет точки безубыточности производится для каждого вида продукции при данных объемах производства как отношение произведения постоянных затрат и доли данного вида в общем объеме выпуска к средней марже:

       Qi = FC *Wi / Mср ,

где FC – постоянные затраты, ден. ед.;

Информация о работе Анализ безубыточности и планирование прибыли в управленческом учете