Защитник народа Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:01, реферат

Краткое описание

Смысл деятельности омбудсмана заключается в защите и охране того беспомощного и, как это ни парадоксально, с каждым днем все более беззащитного в современном обществе существа, которое известно как "человек администрируемый", а теперь еще и гражданин.

Охрана и защита от кого? От государства, от действий органов государственной администрации.

Файлы: 1 файл

Испания.docx

— 25.89 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Защитник  народа Испании 

На  основе интервью Альваро Хиль-Роблеса.

Альваро Хиль-Роблес разработал закон о службе парламентского контроля за администрацией в Испании, где омбудсман называется "защитником народа". Затем в течение пяти лет он был заместителем Защитника народа, и еще пять лет сам возглавлял эту службу. Сейчас Альваро Хиль-Роблес - профессор Мадридского университета 

    Как-то ночью в офис Защитника  народа позвонила одна сеньора: 

    - Я хочу поговорить с Защитником  народа.

    - Что у вас случилось, сеньора? 

    - Меня муж побил, хочу на  него пожаловаться.

    - Это частное дело, мы не можем  его решить, позвоните своему  адвокату.

    - Как! Вы хотите, чтобы я в  такой час разбудила своего  адвоката! 

     Смысл деятельности омбудсмана заключается в защите и охране того беспомощного и, как это ни парадоксально, с каждым днем все более беззащитного в современном обществе существа, которое известно как "человек администрируемый", а теперь еще и гражданин.

     Охрана  и защита от кого? От государства, от действий органов государственной  администрации.

     Можно возразить: какой абсурд! Именно государственная администрация является наиболее важным и усовершенствованным механизмом защиты и управления в интересах граждан. На случай отклонений или злоупотреблений предусмотрен целый ряд политических (парламентский контроль), общественных (средства информации) и судебных механизмов, причем последние законодательно наделены абсолютной гарантией беспристрастности, и они незамедлительно исправят противоправные действия и решения.

     Однако  число "администрируемых", встающих на путь обжалования в этих сферах, невелико. Благоговейный страх перед непредсказуемыми шагами тех, чьи действия и решения обжалуются, ведут к накоплению собственно юридических казусов.

     Если  же полагаться на прямой парламентский  контроль, то эффективность депутатских  запросов и деятельности парламентских  комиссий невысока даже в тех странах, которые располагают развитой демократической  системой, а что говорить о тех, которые только осуществляют переход  от авторитаризма к демократии.

     Общественный  контроль со стороны средств массовой информации слишком часто осуществляется сообразно интересам тех, кто  контролирует сами эти средства, в  связи с чем их объективность и беспристрастность порой оказываются более чем спорными.

     Таким образом, "одиночество администрируемого", отдельного гражданина в его отношениях с администрацией становится день ото дня все очевидней и возрастает в связи с вмешательством чиновников в общественные дела.

     Все это приводит нас к неизбежной необходимости констатировать, что  в наше время граждане, требующие  от органов публичной администрации  предоставления стольких услуг, обязаны  также предусмотреть для себя защиту от нежелательных и пагубных последствий безличного функционирования административной машины на любом ее уровне и, что еще важнее, должны располагать средствами для эффективного реагирования на действия чиновников, но также на их пассивность, на их невмешательство в случаях, когда они обязаны вмешиваться.

     Факты наглядно показывают, что гражданин, права которого попираются, нарушаются или игнорируются, даже при наличии  возможности не всегда готов ввязаться  в сложную, длительную и дорогостоящую  борьбу с администрацией. Незнание законов и благоговейный страх  перед юстицией ведет к тому, что  во множестве случаев огромное число  граждан стоически - пусть и впадая порой в отчаяние - терпит абсолютно недопустимые административные нарушения. Предположение, будто администрация может обеспечить эффективный самоконтроль исключительно за счет внутренней опеки нижестоящих органов вышестоящими или за счет надзорных действий юстиции, относится скорее к области фантастики. Любая администрация склонна считать лучшим для общества то, что она сама, то есть коллектив специализирующихся в данной сфере чиновников, сочтет таковым, и только твердое применение всех возможных форм контроля, среди которых обязательными являются судебные средства, может притормозить и направить в должное русло разрастающуюся административную деятельность, способную легко перейти в произвол.

     В этой общей для демократических  стран ситуации делаются попытки  так или иначе все-таки решить эту проблему. Возможно, именно простота и практичность института омбудсмана способствовали тому, что большинство стран на разных континентах, наряду с совершенствованием собственных традиционных форм контроля, решило позаимствовать старый, зародившийся в Швеции еще в XVI в., скандинавский институт, до недавнего времени остававшийся практически неизвестным.

     Институт  омбудсмана или его аналоги под различными названиями внедряются в самых разных правовых системах при соблюдении единственного требования - страна должна быть демократичной. Это делается как на национальном, так и на региональном, местном и отраслевом и становится отличительным признаком современных демократий.

     После смерти Франко испанцы находились в  растерянности: сорок лет пропаганда убеждала их, будто демократия и  политические партии - это синонимы беспорядка, хаоса, гражданской войны. За годы своего правления диктатор не допустил существования ни одной  демократической организации, церковь  и армия были всесильны. Перед  нами встала задача наполнить подлинным  смыслом понятие "гражданин". В  течение сорока лет диктатуры (плюс еще ста пятидесяти предыдущих) человек  в Испании расценивался как подданный. Простой испанец никогда не имел никаких прав перед лицом власти. Речь шла о том, чтобы превратить подданного в гражданина. Для этого  наши административные инстанции следовало  подчинить принципам конституции.

     Эти принципы, основные права и свободы  сосредоточены в первом разделе  конституции, и испанский парламент лишён права изменять его. Для внесения поправок в этот раздел требуется не только решение обеих палат, но и национальный референдум.

     Кроме того, обязательства государственных  институтов подкреплено действием еще двух институтов - Конституционного суда и службой парламентского контроля за администрацией. Конституционному суду, помимо прочего, была вменена еще одна функция: разрешение конфликтов между государством и регионами. В Испании понимали, что будет много проблем со Страной басков, с Каталонией, с Андалусией. Требовалась дополнительная инстанция, которая решала бы вопросы без дискуссий. В конце концов, регионы и государство приняли это. С опредленным неудовольствием, но приняли.

     Вторым  механизмом, приведенным в действие для защиты основных прав, стал институт омбудсмана, или, как его называют в Испании, "Защитника народа". Он избирается тремя пятыми голосов каждой палаты (чтобы на эту должность не попал представитель какой-либо одной партии) сроком на пять лет, в течение которых он контролирует работу всех органов государственной адмистрации в стране. Делает он это по собственной инициативе, так как не получает от парламента никаких императивных указаний. О своей деятельности он отчитывается ежегодно, а также при необходимости перед специально назначенной для этого комиссией. Это единственный испанец, который, не будучи парламентарием, представляет Конгрессу и Сентау доклад о состоянии органов государственной администрации. Он рассказывает о положении в области прав человека, об ошибках, допущенных административными органами, и о жалобах граждан.

     Любой гражданин, в том числе и иностранный, оказавшийся у нас проездом, может  написать Защитнику народа, ему не нужен для этого адвокат, с  него не требуют никакой платы. Служба работает круглосуточно - ведь гражданин и после пяти вечера в пятницу продолжает пользоваться своими основными правами.

     Если  вы в один прекрасный день прилетите  в Мадрид, и у вас возникнут  проблемы в аэропорту Барахас, за который служба также отвечает вместе с испанской полицией, знайте, что вы можете позвонить, и сотрудники службы защиты будут отстаивать ваши права. Здесь всегда кто-то дежурит в аэропорту.

     В первые годы служба получала благодарности от граждан просто за то, что принимали и регистрировали жалобу и заводили по ней дело. Ведь раньше в администрации никто и внимания не обращал на такие жалобы. Для простого человека власть - едина, он никогда не верил в то, что ему кто-то поможет. Важно разрушить этот имидж власти, показать, что есть демократические институты, которые будут заниматься каждым конкретным делом. Надо добиться, чтобы люди поверили в то, что демократическая система работает, что человеку есть куда обратиться, если машина правосудия годами не решает его проблему, а администрация не реагирует на жалобы. И когда от Защитника через несколько месяцев приходит ответ, когда сыну дают полагавшуюся ему стипендию, когда наконец-то выдается разрешение на строительство дома, то люди просто не верят, что не только все получилось, но еще и бесплатно.

     Количество  жалоб растет, но на основе этих жалоб  разрабатываются и принимаются  новые законы, и именно благодаря  этому количество жалоб уменьшается. Наступает момент, когда Защитник должен сесть рядом с министром  и сказать ему: вот смотри, на твое министерство поступило пять тысяч  однотипных жалоб, наверное, у тебя действуют старые инструкции, но теперь они неконституционны, и людям  приходится решать эти вопросы через  суд, надо бы изменить пункт такой-то и такой-то. Таким образом были решены многие проблемы, в подобных случаях правительство идет нам навстречу. Вопрос виновности нас не интересует, пусть этим занимаются политики.

     Публикация  ежегодного доклада вызывает расстройство желудка у центрального правительства  и местных властей. Но Защитник народа и его служба - не орган политического  преследования. Политику надо давать шанс исправиться до того, как предавать  его действия огласке. Мы даем министру здравоохранения, к примеру, неделю перед публикацией отчета о состоянии  психиатрических больниц. Он знает, что публикацию не остановить, но может  подготовить план исправления ситуации, и когда отчет появляется в  прессе, он соглашается с неутешительными  выводами, но тут же представляет свой план.

     Когда парламент принял решение, что уполномоченный будет проверять жалобы, касающиеся армии, например, случаи злоупотреблений  в отношении граждан, находящихся  на воинской службе, или нанесения  телесных повреждений, то все, и я  в том числе, подумали, что проблем  будет очень много. Но оказалось не столь много, поскольку в Испании армией руководит гражданский министр. А уполномоченный по правам человека как правило разговаривает с министром. Во всяком случае, до сих пор все проблемы удавалось улаживать.

     Мы  понимали, насколько трудно офицерам признать, что их начальник сделал что-то, по уставу не положенное. Поэтому  в первые годы, когда ситуация была особо сложной, наши доклады публиковались, но в смягченной форме. Однако существовал  негласный договор: нам рассказывали все, как было, виновный нес наказание, но публично об этом не заявлялось, хотя окружение знало, что взыскание накладывалось по инициативе Защитника.

     Теперь  мы совершенно свободно посещаем казармы  или места, где солдаты содержатся под стражей за какую-либо провинность. Хотя помню, как однажды министр  решил устроить мне ловушку. Он пригласил  меня в министерство обороны на обед с высшими чинами генштаба, сухопутных войск, ВМС и ВВС. Обед был весьма протокольным. Ну, вы сами знаете, как военные обставляют подобные мероприятия: много шума, "звона шпор" и т. п. Мы сели обедать, и министр мне говорит: "Уверяю вас, мы в полном вашем распоряжении, Конституция, естественно, соблюдается повсеместно". Я на это отвечаю: "Я совершенно уверен в этом, но должен сказать вам, господа, следующее: представляете, я настолько убежден в вашей готовности к сотрудничеству, что в данную минуту, пока мы с вами обедаем, моя инспекторская служба находится в воинской части такой-то и ведет проверку". Повод здесь был разумный: дать понять министру, что мы входим в расположение частей задолго до того, как он и начальники дают на это разрешение. Мы входим туда потому, что нам позволяет это делать Конституция. И ни министр, ни начальники никак не смогут этому помешать, даже во время обеда. Естественно, высший командир проверяемого подразделения подавился куском; мы торопливо добрались до десерта, залпом выпили кофе и разъехались. Правда, несколько месяцев спустя у нас был ответный обед, и мне вручили почетный знак, который я храню до сих пор.

     Без подобных закулисных игр и негласных  договоренностей проникнуть в такой  закрытый институт, как испанская  армия, поначалу было невозможно - ведь прежде она никакому контролю не подвергалась. Приезд Защитника и его уполномоченных воспринимался как унижение. И  тут надо очень осторожно натягивать вожжи - важно внедрять демократические принципы, а не добиваться всего и сразу, невзирая на последствия. И в итоге нам в армии стали практически всюду помогать, стали сами говорить нам: вот здесь у нас не так, здесь надо что-то менять... В конце концов они поняли, что Защитник не только инспектирует и карает, но может даже помочь добыть какие-то деньги у парламента.

Информация о работе Защитник народа Испании