Защита прав человека в условиях вооружен-ных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:11, дипломная работа

Краткое описание

Человеческая история представляет собой длинную череду войн и конфликтов. Странность судьбы человечества состоит в том, что преступление действительно “окупается” и в определенном смысле движет историю, или, как гласит китайская поговорка, “тот, кто украл корову, - вор; тот, кто грабит нацию, - принц”. Из более чем 3400 лет писаной истории человечества только 250 были мирными.

Оглавление

I. Введение.
II. 1. Международно-правовая защита жертв войны.
1.1. Комбатанты и покровительствуемые лица.
1.2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение.
1.3. Гуманное обращение с военнопленными.
1.4. Защита гражданского населения.
2. Защита прав человека в условиях вооруженного
конфликта немеждународного характера.
3. Ответственность за нарушения прав человека в
условиях вооруженных конфликтов.
3.1. Коллективная ответственность.
3.2. Индивидуальная ответственность.
III. Заключение.
Cписок использованной литературы.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Национальное  законодательство. Анализируя положения нового, вступившего в силу с 1 января 1996 года Уголовного Кодекса Российской Федерации, посвященные защите жертв вооруженных конфликтов, не носящих международного характера, можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, в общей части УК в разделе “Преступление” закреплена уголовная ответственность лица, отдавшего незаконные приказ или распоряжение, за причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам (ст. 42), которая распространяется и на ситуации внутреннего вооруженного конфликта. Под приказом или распоряжением понимается обязательное для исполнения требование, предъявляемое начальником к подчиненному. Требование это может быть устным или письменным, может быть передано как непосредственно начальником, так и через других лиц. Приказ или распоряжение - это проявление воли начальника. Благодаря обязательности приказа или распоряжения, убежденности подчиненного в их законности, они рассматриваются как основания к для совершения тех или иных действий (бездействий) исполнителем или даже как акты, заменяющие действия исполнителя. Их юридическая сила является большей, чем само исполнительское действие. Поэтому ответственность за последствия незаконных приказа или распоряжения возлагается на отдавшего их начальника. Комментируя статью 42 УК РФ, Э.Ф.Побегайло отмечает, что если исполнитель приказа (распоряжения) заведомо знал о его преступном характере, он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях. “Здесь имеет место соучастие в преступлении с распределением ролей. Начальник выступает в качестве организатора умышленного преступления (ч. 3 ст. 33), подчиненный - в качестве его исполнителя (ч. 2 ст. 33). То обстоятельство, что подчиненный является зависимым от начальника лицом и избирательность его поведения в той или иной степени подавлялась приказом начальника, может быть признано смягчающим наказание обстоятельством (п. “е” и “ж” ч. 1 ст. 61). Если подчиненный действовал при этом под влиянием физического или психического принуждения, то применению подлежат положения ст. 40 УК”1 . При исполнении заведомо незаконных приказа или распоряжения подчиненным может быть совершено не только умышленное, но и неосторожное преступление. Например, он по неосторожности причиняет смерть лицу, повергнутому по приказу начальника физическому воздействию. В таких случаях наступает уголовная ответственность за самостоятельное неосторожное преступление. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Статья 356 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Под жестоким обращением с военнопленными В.П.Малков, автор комментария к данной статье, понимает “любой незаконный акт или бездействие со стороны компетентных лиц удерживающей в плену Державы, которые приводят к смерти военнопленного или ставят его здоровье по серьезную угрозу (в частности, физическое калечение, научные или медицинские опыты, акты насилия или запугивания, а также оскорбления)”2 . Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, как такое же обращение с военнопленными. Под депортацией гражданского населения понимается его принудительное изгнание или высылка из района военных действий или с оккупированной территории.

Уголовный Кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за геноцид (ст. 357) и экоцид (ст. 358), понимая под геноцидом “действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования их деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы”.

Важной новеллой Кодекса  является статья 359, устанавливающая ответственность за наемничество. При этом предусмотрена ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или в военных действиях, а также за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Впервые законодательное определение наемника дано в примечании к ст. 359 УК РФ: “наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей”. В то же время в новом Уголовном Кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы УК РСФСР 1961 года, закрепляющие ответственность физических лиц за мародерство, насилие над населением в районе военных действий, а также за незаконное ношение знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и злоупотребление ими.

 

 Заключение.

Квинтэссенцией положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются следующие основные правила:

1. Лица, вышедшие из  строя (hors de combat) , и те кто не  принимает непосредственного участия  в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту  и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2.  Запрещается   убивать  или наносить  увечье  противнику, который сдается в  плен или является  вышедшим из строя (hors de combat).

3.  Раненые  и  больные должны  подбираться и  обеспечиваться уходом той стороной  конфликта, во власти которой они находятся. Защите также  подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4.  Захваченные в  плен участники боевых действий (далее  именуемые комбатантами) и гражданские лица,  находящиеся на территории,  контролируемой противником, имеют  право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам  и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право  на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый имеет право  на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также  жестокому или унизительному обращению.

6.  Стороны   в  конфликте и их вооруженные  силы не могут пользоваться  неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать  такое оружие и такие методы  ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать  не обусловленные необходимостью потери  или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие  между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом,  ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения.

 

 Список используемой литературы.

Законодательство и иной нормативный материал:

1. Конституция Российской  Федерации 1993 года.

2. Уголовный Кодекс  Российской Федерации 1995 года.

3. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации от 8 февраля 1995 г. № 515-I ГД “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе” // СЗ РФ 1995 г. № 8 ст. 640.

4. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации от 12 марта 1997 г. №  1200-II ГД “О порядке применения  постановления Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации “Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтам Чеченской Республике” // СЗ РФ 1997 г. № 11 ст. 1291.

5. Указ Президиума  Верховного Совета СССР “О  наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений” от 4 марта 1965 г.

6. Постановление Конституционного  Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. № 10-П.

7. Соглашение стран  СНГ “О первоочередных мерах  по защите жертв вооруженных конфликтов” от 24 сентября 1993 г.

 

1. IV Гаагская Конвенция  1907 г.

2. Декларация “О наказании  за преступления, совершенные против  войны” от 13 января 1942 г. 

3. Московская Декларация  от 30 октября 1943 г.

4. Конвенция о предупреждении  геноцида 1948 г.

5. Конвенция об улучшении  участи раненых и больных в  действующих армиях от 12 августа 1949 г.

6. Конвенция об улучшении  участи раненых, больных и лиц,  потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.

7. Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.

8. Конвенция о защите  гражданского населения во время  войны от 12 августа 1949 г.

9. Международный Пакт  о гражданских и политических  правах от 19 декабря 1966 г.

10. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г.

11. Конвенция о неприменимости  срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г.

12. Дополнительный протокол  к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.

13. Дополнительный протокол  к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

14. Модельный Договор  о выдаче преступников 1990 г.

15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН “О выдаче и наказании военных преступников” от 13 февраля 1946 г.

16. Резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН 2444 (XXIII) “О правах  человека в период вооруженных  конфликтов” от 19 декабря 1968 г.

17. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2675 (XXV)  от 9 декабря 1970 г.

18. Доклад Генерального  Секретаря ООН “Уважение прав  человека в вооруженных конфликтах” от 20 ноября 1969 г.

19. Доклад Генерального  Секретаря ООН “Уважение прав  человека в вооруженных конфликтах”  от 18 сентября 1970 г.

20. Резолюция МККК XXVIII “Защита жертв гражданского населения от бедствий войны” (1965 г.)

21. Доклад МККК “Защита  жертв немеждународных вооруженных  конфликтов” (1971 г.)

22. Решение Международного  Суда по делу Никарагуа против  Соединенных Штатов Америки от 27 июня 1986 г.

23. Устав Нюрнбергского  международного военного трибунала  1945 г.

24. Устав Токийского  международного военного трибунала  1945 г.

25. Устав Международного  трибунала по Югославии 1993 г.

26. Устав Международного  трибунала по  Руанде 1994 г.

 

 Специальная литература:

1. Арцибасов И.Н. Егоров  С.А. Вооруженный конфликт: право,  политика, дипломатия. М., 1989 г.

2. Бирюков П.Н. Юридический  механизм реализации в СССР  норм международного гуманитарного  права. Дисс... Свердловск, 1991 г.

3. Блищенко И.П. Вооруженный  конфликт и современное международное право // “Советское государство и право”. 1971 г. № 9.

4. Валеев Р.М. Выдача  преступников в современном международном  праве. Казань, 1976 г.

5. Внешняя политика  Советского Союза в период  Отечественной войны. Т. I. М., 1946 г.

6. Григорьев А.Г. Международное  право в период вооруженных  конфликтов. М., 1992 г.

7. Гуго Гроций. О праве  войны и мира. Кн. 1. М., 1956 г.

8. Дитрих Шиндлер. Международный  Комитет Красного Креста и  права человека. МККК, М., 1994 г.

9. Жан Пикте. Развитие  и принципы международного гуманитарного  права. МККК, М., 1994 г.

10. Женевские конвенции  от 12 августа 1949 года и Дополнительные  протоколы к ним. МККК, М., 1994 г.

11. Исакович С.В. Международно-правовые  проблемы защиты прав человека в вооруженном конфликте // Вестник Киевского университета. 1976 г. № 3.

12. Курс международного  права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М., 1969 г.

13. Курс международного  права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М.,1992 г.

14. Марион Харрофф-Тавель. Деятельность Международного Комитета Красного Креста в обстановке насилия внутри страны. МККК, М., 1995 г.

15. Марко Сассоли. Выполнение  норм международного гуманитарного права и международного права прав человека: сравнительный анализ //  Доклад на международной конференции на тему “Распространение знаний о международном гуманитарном праве”. Казань, 1997 г.

16. Международное право  в документах (сост. Н.Т.Блатова). М., 1982 г.

17. Международное право.  Ведение боевых действий. Сборник  Гаагских конвенций и иных соглашений. МККК, М., 1995 г.

18. Международное право  в избранных документах. Т. III. М., 1959 г.

19. Морис Обер. Вопрос  о приказах старших войсковых  начальников и ответственности  командиров. МККК, М., 1994 г. 

20. Московский журнал  международного права. 1996 г. № 1.

21. Островский Я.А. Продолжают  ли трибуналы по бывшей Югославии и Руанде  традиции Нюрнберга и Токио? // Московский журнал международного права. 1996 г. № 1.

22. Полторак А.И. Савинский  Л.И. Вооруженные конфликты и  международное право. М., 1976 г.

23. Право в период  вооруженных конфликтов (под ред.  И.П.Блищенко). М., 1978 г.

24. Рене Козирник. Международное  гуманитарное право. МККК, Женева, 1988 г.

25. Симпозиум по вопросам  гуманитарной деятельности и  осуществления операций по поддержанию мира (Женева, 22-24 июня 1994 г.). МККК, М., 1995 г.

26. Словарь  международного  права  (под ред. Б.М.Клименко). М., 1986 г.

27. Современные войны:  гуманитарные проблемы. М., 1990 г.

Информация о работе Защита прав человека в условиях вооружен-ных конфликтов