Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:39, реферат
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, также являющихся основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества. Чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами.
Защита прав человека.
Конституционный контроль за соблюдением
прав человека
В современном мире,
когда проблема защиты прав человека
вышла далеко за пределы каждого
отдельного государства, возникла необходимость
в создании универсальных международно-
Принятие Международного
Билля о правах человека, включающего
Всеобщую декларацию прав человека (1948
г.), Международный пакт о гражданских
и политических правах (1976 г.), Международный
пакт об экономических, социальных и
культурных правах (1976 г.), Факультативный
протокол к Международному пакту
о гражданских и политических
правах (1976 г.), внесло коренные изменения
в правосубъектность человека, который
становится субъектом не только внутригосударственного,
но и международного права. Согласно
международному законодательству все
лица, проживающие в государстве
- участнике Пактов или на которых
распространяется юрисдикция этого
государства, получают возможность
пользоваться правами, предусмотренными
Пактами, без различия по признаку расы,
цвета кожи, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений, национального
либо социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения.
Это обязывает все государства,
присоединившиеся к Пактам, привести
свое национальное законодательство в
соответствие с требованиями Пактов.
После присоединения к Пактам
создается правовая ситуация, при
которой международно-правовые акты
приобретают приоритет над
Акт ратификации
того или иного договора означает
для государства необходимость
привести свое законодательство в соответствие
с взятыми на себя обязательствами.
В ряде стран (США, Испания, Франция,
Германия) международные договоры,
получившие государственно-правовое признание,
автоматически становятся составной
частью внутреннего права. Однако не
все нормы международных
Исходя из всего
вышесказанного, в современных условиях
под основными правами
Государство издает систему органов по защите прав человека, в основу которых должны быть положены определенные принципы. В систему органов, защищающих права и свободы человека, входят судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливаются конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. Каждая из стран обладает своим набором процедур и механизмов защиты прав и свобод личности, своей системой органов такой защиты. Правовое государство никогда не ограничивается юридической фиксацией прав граждан. Провозглашая права и свободы личности, государство должно гарантировать их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, культурными средствами.
Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве и обществе, является конституционное правосудие. Оно осуществляется специализированными конституционными судами или компетентными органами, наделенными полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.
Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции путем использования трех основных форм деятельности: посредством абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием конституции и закрепленным в ней правам и свободам человека и гражданина, законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений.
Абстрактный контроль
предусматривает возможность
Этот вид контроля
действует в странах с
Конкретный контроль, иногда именуемый инцидентным, предусматривает, что вопрос о конституционности подлежащего применению закона ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. Наиболее широко этот вид контроля используется в странах с децентрализованной системой конституционного контроля, где все суды правомочны сами решать вопрос о конституционности применяемой ими нормы права. Централизованная система исходит из того, что суды общей юрисдикции не осуществляют контроль над соответствием нормативно-юридических актов конституции. Здесь общие суды могут только ставить вопрос о конституционности нормативных актов перед конституционным судом в виде запроса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела и лишь в этих пределах обеспечивать соответствие закона конституции (Италия, Австрия, Германия и др.).
Конституционный контроль
осуществляется и в форме индивидуальной
или коллективной жалобы, которая
предусматривает наделение
Широкие полномочия
конституционного правосудия в защите
прав и свобод человека обусловлены
рядом принципов, утвердившихся
в послевоенный период в системе
национального, регионального и
международного права. К их числу, прежде
всего, относится признание прав
и свобод человека в качестве естественных,
неотъемлемых ценностей, их приоритетного
значения в системе