Военное преступление в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение видов военных преступлений; международных документов, содержащих военные преступления; судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Закрепление военных преступлений в международных документах 4
1.1. Женевская конвенция 1949 г 4
1.2. Иные международные акты, содержащие военные преступления 8
Глава 2. Виды военных преступлений. Международный терроризм как вид военных преступлений 15
2.1. Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 15
2.2.Виды военных преступлений 19
2.3. Международный терроризм как вид военного преступления 21
Глава 3. Суды и трибуналы, регулирующие военные преступления 24
3.1. Международный уголовный суд 24
3.2 Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

311003 военное преступление в международном праве.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Субъектами  рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении  законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только о высших политических и военных деятелях не вытекает из смысла закона. Наряду с «убийцами за письменным столом» (выражение, используемое в работах германских историков и юристов), ответственность,   несомненно   должны   нести   и   лица, осуществляющие конкретные деяния.

     Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение  оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого оружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ.

          Наемничество относится  к  группе военных преступлений, так  как речь идет о нарушении  законов и обычаев войны (применение  запрещенных средств и методов  ее ведения).10Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества совершаются до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны в ходе последних. Вместе с тем, говоря о непосредственном объекте наемничества как преступления, надо отметить его двойной характер: посягательство осуществляется и на отношения мира между государствами, генерируя напряженность в этих отношениях.

     Ответственность за наемничество наступает при наличии  двух условий. Одно из них: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется в  рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использования и обучения наемников. (1989 г.). Другое условие: использование определения наемника, которое дает закон.

     Согласно  примечания к ст.  359 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником  признается лицо:

     - не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;

     - реализующее цель получения материального  вознаграждения за участие в  боевых действиях.

     Объективная сторона деяний многовариантна. Устанавливается  ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно  за его использование в боевых действиях. Наказуема  вербовка,   совершенная  любым   способом  от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно; в денежной или иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте   или военных   действиях   предполагает   как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание связью, транспортом и т.д.

     Субъективная    сторона    всех    форм    наемничества квалифицируется прямым    умыслом,    при    наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием  вербуемого  лица,  виновный  должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний может быть самой разнообразной от корысти до чувства патриотизма. Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

     Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее  как по поручению другого лица, организации, государства, так и  по собственной инициативе. Субъект  преступления - лицо, завербованное  в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование завербовавшей его стороны. 

2.2.Виды  военных преступлений

     Эта группа преступлений посягает на регламентированный договорными и обычными нормами  международного права порядок ведения  военных действий в международных и внутригосударственных вооруженных конфликтах. Дополнительным объектом многих военных преступлений являются личные права и свободы человека (право на жизнь, физическую неприкосновенность, личную свободу). Основные источники:

     - Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение,   из состава вооруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»; «О защите гражданского населения во время войны», а также I и II Протоколы к ним от 1977 г. (Необходимо особо отметить, что II Протокол распространил действие гуманитарного международного права на внутренние конфликты.);

     - Римский статут (ст. 8);

     - Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г.;

     - Протокол о запрещении применения  на войне удушливых, ядовитых  или других подобных газов и бактериологических средств 1925г.;

     - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия  и об их уничтожении 1972 г.;

     - Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.

     В соответствии с перечисленными источниками  можно выделить следующие подгруппы  военных преступлений (терминологические  определения заимствованы из Римского статуса)11:

     - «Серьезные нарушения» Женевских  конвенций, посягающие на лиц и имущество, защищаемые этими конвенциями (умышленное убийство; пытки и бесчеловечное обращение; умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений; бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью; принуждение военнопленного к службе в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение военнопленного права на справедливое и нормальное судопроизводство: незаконные депортация, перемещение или лишение свободы; взятие заложников).

     - «Другие серьезные нарушения  законов и обычаев, применимых  в международных вооруженных  конфликтах в установленных рамках  международного права» (умышленное  нападение на гражданское население  и отдельных гражданских лиц,  не принимавших участия в вооруженных действиях; умышленное нападение на гражданские объекты; умышленное нанесение ударов по персоналу, транспортным средствам и иным объектам, задействованным в оказании гуманитарной помощи; умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели гражданских лиц, ущерба гражданским объектам или окружающей среде; убийство или ранение сдавшегося комбатанта; ненадлежащее использование флага парламентера, национального флага или знаков различия; перемещение оккупирующей державой части ее собственного населения на оккупируемую территорию; нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности; причинение лицам, находящимся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода; вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии; заявление о том, что пощады не будет; уничтожение или захват имущества неприятеля (кроме случаев военной необходимости); объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны; принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны; разграбление города или населенного пункта; применение яда или отравленного оружия; применение удушающих и ядовитых газов; применение легкоразворачивающихся или сплющивающихся пуль; применение оружия и методов ведения военных действий, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания; оскорбительное и унижающее обращение; изнасилование и иные принуждения сексуального характера; использование гражданского лица для защиты от военных действий определенных пунктов; умышленное нанесение ударов по объектам, использующим отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями; умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду; набор или вербовка детей в возрасте до 15 лет в состав вооруженных сил и их использование в боевых действиях).

     -  «Серьезные нарушения законов  и обычаев, применимых в вооруженных  конфликтах немеждународного характера» (перечень этих преступлений в  основном соответствует перечню  «серьезных нарушений» правил  и обычаев, применимых к вооруженному конфликту международного характера).

     - Наемничество (вербовка, обучение, финансирование  и использование в вооруженном  конфликте наемника; участие самого  наемника в вооруженном конфликте). 

     2.3. Международный терроризм  как вид военного  преступления

     Терроризм относится к числу транснациональных  преступлений, что требует единообразного подхода к его толкованию и, главное, к выработке единых международно-правовых понятий для осуществления согласованных  оценок и действий по борьбе с ним.

     Терроризм как вид международного преступления вызывает самые разноречивые суждения. Он либо политизировался, либо рассматривался как обычное уголовное преступление. Сегодня между юристами мира стало больше понимания по существу проблемы. По многим вопросам терроризма и как явления, и как международного преступления - достигнуто определенное единство, что очень важно ввиду той опасности, которую терроризм представляет для человечества.12

     Война – акт насилия, имеющий целью  заставить противника выполнить нашу волю. Ориентируясь на такое определение можно сказать, что и терроризм является разновидностью войны. Однако с начала XVII века действуют правила ведения военных действий, предложенные голландским юристом Гуго Гроцием. Женевскими и Гаагскими Конвенциями 1860, 1899, 1907 и 1949 годов они были узаконены и вошли в международное законодательство. В соответствии с положениями этих Конвенций:

     - запрещен захват мирных граждан  в качестве заложников;

     - обязательным является выполнение  правил обращения с военнопленными;

     - запрещены репрессии, как против гражданских лиц, так и против военнопленных;

     - обеспечивается неприкосновенность  дипломатических лиц.

     Для большинства современных террористических организаций таких правил не существует. Поэтому деятельность, которой они  занимаются можно назвать военными действиями без соблюдения международных правил ведения войны, что квалифицируется, как военные преступления. Исходя из этой позиции, А. Шмид в 1992 году в докладе на подкомитете ООН предложил определять акты терроризма как «эквивалент военных преступлений в мирное время».

     Международное сообщество осознает опасность, исходящую  от этого явления. В связи с  этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о  противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:

     - Конвенция о борьбе с незаконным  захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);

     - Конвенция о борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности  гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);

     - Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);

     - Конвенция о борьбе с незаконными  актами, направленными против гражданской  авиации (1977 год);

     - Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);

     - Конвенция о физической защите  ядерного материала (1980 год);

     - Конвенция о борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности  морского судоходства (1988 год);

     - Конвенция о борьбе с бомбовым  терроризмом (1997 год);

     - Конвенция о борьбе с финансовым  терроризмом (1999 год).

     В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН  приняла «Декларацию о мерах  по ликвидации международного терроризма». Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне.

     После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил Контртеррористический  комитет — на основании резолюции  СБ ООН 1371 (2001 год). В последующем  полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005 год). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом.

     В докладе Генеральному секретарю  ООН от 1 декабря 2004 года «Группа  высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам, совершившим военные преступления или преступления против человечности. 13Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма. Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Военное преступление в международном праве