Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение видов военных преступлений; международных документов, содержащих военные преступления; судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.
Введение 2
Глава 1. Закрепление военных преступлений в международных документах 4
1.1. Женевская конвенция 1949 г 4
1.2. Иные международные акты, содержащие военные преступления 8
Глава 2. Виды военных преступлений. Международный терроризм как вид военных преступлений 15
2.1. Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 15
2.2.Виды военных преступлений 19
2.3. Международный терроризм как вид военного преступления 21
Глава 3. Суды и трибуналы, регулирующие военные преступления 24
3.1. Международный уголовный суд 24
3.2 Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Специальный раздел Гаагской конвенции посвящен статусу, правам и обязанностям военнопленных.
Каждый комбатант в случае его захвата неприятелем пользуется правами военнопленного (ст. 3). Принципиальное значение имеет положение о том, что военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен. «С ними надлежит обращаться человеколюбиво» (ст. 4). В таком духе человеколюбия устанавливается ряд прав военнопленных. Разрешаются общества для оказания помощи военнопленным, создаются справочные бюро, призванные установить связь военнопленного с родными и близкими. Одновременно указывается, что военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в государстве, в котором они находятся в плену (ст. 8).
Статьи Гаагской конвенции, предписавшие гуманное обращение с военнопленными, стали частью гуманитарных конвенций, где они нашли дальнейшее развитие, конкретизацию и кодификацию. Третья Женевская конвенция 1949 г. целиком посвящена обращению с военнопленными (143 статьи).
Гаагская
конвенция подтвердила
В духе указанного принципа Конвенция содержит перечень запрещений:
- употреблять яд или отравленное оружие;
- предательски убивать или ранить лиц из неприятельского населения или войск;
- убивать или ранить неприятеля, который, безусловно, сдался;
- объявлять, что никому не будет пощады;
- употреблять снаряды и оружие, способные причинять излишние страдания;
- незаконно пользоваться парламентским или национальным флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, отличительными знаками, установленными Женевской конвенцией; и др.
Воспрещалось отдавать на разграбление города или местность, даже взятые приступом (ст. 28).
Все эти приведенные выше запрещения были в соответствующей форме включены в гуманитарные конвенции и существенно дополнены (см., например, ст. 35, 38, 39 и др. Дополнительного Протокола I). Некоторые из них дословно повторяются в гуманитарных конвенциях.
Принципиальное значение имели положения Гаагской конвенции о защите гражданского населения на оккупированных территориях. Об их направленности можно судить по ст. 46: «Честь и права семейные, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры, должны быть уважаемы. Частная собственность не подлежит конфискации».
Конвенция устанавливала также, что оккупационная держава не является собственником, а обладает лишь правом управления и пользования по отношению к государственному имуществу и обязана сохранять их (ст. 56).
Отношение неприятеля к гражданскому населению и гражданским объектам, которое лишь сжато и в принципе изложено в Гаагской конвенции, стало предметом четвертой Женевской конвенции 1949 г. («O защите гражданского населения во время войны»). Большое место защите гражданского населения отведено в Дополнительном Протоколе I.
Хотя
Гаагская конвенция состояла из 56 статей,
она, естественно, не могла предусмотреть
всех ситуаций. Поэтому по предложению
российского делегата Ф.Ф. Мартенса
участники конференции внесли в
Преамбулу Конвенции следующее положение:
«... в случаях, не предусмотренных принятыми
ими постановлениями, население и воюющие
стороны остаются под охраной и действием
начал международного права, поскольку
они вытекают из установившихся между
образованными народами обычаев, из законов
человечности и требований общественного
сознания». Эта знаменитая «оговорка Мартенса»
прочно вошла в I гуманитарное право (см.,
например, ст. 1 Дополнительного Протокола
I). Свежим примером может служить Конвенция
о запрещении или ограничении применения
некоторых видов обычного оружия 1980 г.
В ее Преамбуле говорится: «... в случаях,
не предусмотренных настоящей Конвенцией
и прилагаемыми к ней Протоколами или
другими международными соглашениями,
гражданское население и комбатанты постоянно
остаются под защитой и действием принципов
международного права, проистекающих
из установившихся обычаев, из принципов
гуманности и требований общественного
сознания».
Глава 2. Виды военных преступлений. Международный терроризм как вид военных преступлений
2.1. Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны
Военное преступление традиционно определяется как нарушение основных законов и обычаев войны. Деяния, квалифицируемые в качестве военных преступлений, указаны в многочисленных международных договорах. 7Переговорный процесс, кульминацией которого стало принятие Римского статута, был отмечен как принятием ряда компромиссов, так и учетом развития международного права. В некоторых отношениях определение военного преступления в Статуте уже, чем традиционное определение. Одновременно оно и шире традиционного, поскольку охватывает деяния, которые никогда до этого не считались преступлениями. Так, в плане военных преступлений, самым ценным нововведением Статута стало закрепление проявившейся в последние годы в международной юриспруденции тенденции к тому, чтобы квалифицировать как военные преступления, соответствующие деяния, совершенные в рамках немеждународного вооруженного конфликта.
Надо сразу же отметить, что использованное законодателем понятием «война» не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния подпадают под действие ст. 356 УК. «Применение запрещенных средств и методов ведения войны». Не случайно в тексте работы применяется другое понятие, носящее более широкий характер: «вооруженный конфликт».
По
буквальному смыслу дополнений, внесенных
в 1977 г. в пакет Женевских Конвенций
1949 г. понятие запрещенных средств
и методов ведения войны
Непосредственный объект деяний - общественные отношения, обеспечивающие минимизация вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст. 356 УК дает в соответствии с упомянутыми международно-правовыми документами, открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.
Объективная сторона деяния - это жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация последнего, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России.
Запрет
жестокого обращения с
Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, - это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.
Запрещена
под угрозой уголовной
- добровольную эвакуацию;
-
действия воюющей стороны,
Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава - разграбление национального имущества на оккупированной территории.8 Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. По этот запрет не подпадают действия, которые:
- предприняты с целью временно сохранить ценности от случайных военных действий;
-
предусмотрены мирным
-
предусмотрены после
Наконец, законодатель установил наказуемость и за иные нарушения законов и обычаев войны. Но лишь для случаев, прямо предусмотренных международно-правовыми обязательствами России. Речь идет, например, о принудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающие оружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы в прифронтовой полосе.
Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и нормы и крайней необходимости.9 Например, явится ли преступлением в смысле ст. 356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защитить военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могут определяться лишь с учетом всех обстоятельств конкретного случая, а не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять внимание аргументации отсутствия крайней (военной) необходимости.
То,
что деяния относятся к категории
особо тяжких не исключает, однако,
вопроса о квалификации по совокупности
в случае тяжких последствий, так
как рассматриваемое
Субъективная сторона
Информация о работе Военное преступление в международном праве