Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:58, контрольная работа
Интеграция России в систему международных экономических отношений, активное участие иностранных инвесторов в развитии отечественного производства, торговое сотрудничество российских компаний с зарубежными партнерами обращают внимание на проблему правового регулирования отношений, участниками которых являются иностранцы.
1. Введение………………………….…………………………….3
2. Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…4
2.1. Понятие «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства».... 4
2.2. Источники правового регулирования...............................................5
3. Принципы регулирования правового положения иностранных граждан………………………………………….11
4. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ………...14
5. Передвижение иностранцев по территории РФ………….………...17
6. Приглашение на въезд в РФ. Участие в трудовых отношениях…19
7. Ответственность иностранных граждан. Выдворение……………24
8. Заключение………………………………………………………..…...26
9. Список использованных нормативных актов и литературы …......28
МОСКОВСКИЙ
НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Понятие «иностранный
гражданин» и «лицо
без гражданства».... 4
2.2. Источники правового
регулирования.................
4. Въезд, выезд и транзитный проезд через
территорию РФ………...14
5. Передвижение иностранцев по территории
РФ………….………...17
6. Приглашение на въезд в РФ. Участие
в трудовых отношениях…19
7. Ответственность иностранных граждан.
Выдворение……………24
8. Заключение……………………………………………………
9. Список использованных нормативных
актов и литературы …......28
Интеграция России в систему международных экономических отношений, активное участие иностранных инвесторов в развитии отечественного производства, торговое сотрудничество российских компаний с зарубежными партнерами обращают внимание на проблему правового регулирования отношений, участниками которых являются иностранцы.
Такие отношения уже по своей природе являются трансграничными, поскольку иностранец подчиняется двум правопорядкам: государства, гражданином которого он является, и того государства, в котором он находится. Следовательно, статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяет конституционное право.
Первостепенное значение прав человека и их правовой защиты, посредством нормативной базы различных отраслей российской правовой системы не вызывает сомнения. Одно из важнейших и наименее исследованных направлений защиты прав человека касается вопросов обеспечения прав иностранных граждан - лиц, которые, пребывая на территории иностранного государства, имеют определенные ограничения в своей правосубъектности, а, следовательно, потенциально подвергаются большей опасности быть ущемленными в своих субъективных правах.
Каждое государство самостоятельно определяет режим пребывания иностранцев на его территории, создает правой режим, в рамках которого определяется правовой статус лиц, не имеющих статуса граждан данного государства. Однако, осуществляя регулирование в соответствии с принципами национального суверенитета и формально не ограничиваясь никаким воздействием со стороны других государств, Россия не может не
соотноситься
с общепризнанными принципами и
нормами международного права, которые,
с принятием Конституции
2. Правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
В ст. 62 Конституции Российской Федерации закреплен основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержатся в ст.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон):
- Иностранный
гражданин - физическое лицо, не
являющееся гражданином
- Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.2 ст.2 Закона).
Заметно, что в целях Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда
федеральным
законом для лиц без
О.Е.Кутафин
отмечает, что обладание гражданством
(подданством) соответствующего государства
является для человека естественным состоянием,
и потому состояние «без гражданства»
- отсутствие гражданства (подданства)
- сравнительно редкое исключение.
Основами законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации являются нормы Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Базисным законодательным актом является Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», действующий в настоящее время
с изменениями и дополнениями от 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 2 ноября 2004г, 15 января 2007г. Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Наряду с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» необходимо выделить Федеральный закон от 15 августа 1996г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 10 января 2007г.), регулирующем порядок выезда из РФ и въезда в РФ.
Регулирующие
особенности правового статуса
иностранных граждан нормы
Представленный
обзор позволяет увидеть, что
институт правового режима иностранных
граждан пронизывает огромное количество
разноотраслевых
Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов. Их перечень далеко не исчерпывающий. Названные акты не должны применяться в части не противоречащей законодательным актам.
Стоит перейти к рассмотрению правового статуса иностранных физических лиц и лиц без гражданства.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 3), правовое положение физического лица определяется его личным законом. Согласно п. 1 ст. 1195 ГК «Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет». Пункт 5 гласит: «Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства».
Конституция РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст.62). Нормы действующего законодательства максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан Российской Федерации, то есть предоставляют так называемый «национальный режим». В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами:
(а) правом
на жизнь и личную
(b) правом на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки;
(с) правом
на равенство перед судами, трибуналами
и всеми другими органами и
учреждениями, отправляющими правосудие,
и, при необходимости, на
(d) правом на выбор супруга, на брак, на создание семьи;
(е) правом
на свободу мысли, мнения, совести
и религии; правом
(f) правом на сохранение своего родного языка, культуры и традиций;
(g) правом на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил.
С учетом ограничений, предусмотренных законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации):
(а) правом покидать страну;
(b) правом на свободное выражение своего мнения;
(с) правом на мирные собрания;
(d) правом
владеть имуществом как
Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством).
В качестве примера ограничений прав иностранных граждан можно привести следующие нормы.
В силу п.3 ст.15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства… не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Информация о работе Статус иностранных граждан и лиц без гражданства