Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:25, реферат
Граждане (физические лица) – специфические субъекты административного права. Физические лица не относятся к системе ОГУ, организациям и этим определены особенности их правового статуса. Связь граждан с другими субъектами административного права в том числе и с ОГУ не является устойчивой и долговременной, поскольку граждане являются составной частью гражданского общества, излишнее управленческое вмешательство в дела которого нецелесообразно и прямо ограничено законом.
1. понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
2. права и обязанности граждан в сфере госуправления
3. административно-правовые гарантии прав граждан РБ
4. административно-правовые статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Административно-правовой
статус граждан РБ,
иностранных граждан
и лиц без гражданства
1.Граждане (физические лица) – специфические субъекты административного права. Физические лица не относятся к системе ОГУ, организациям и этим определены особенности их правового статуса. Связь граждан с другими субъектами административного права в том числе и с ОГУ не является устойчивой и долговременной, поскольку граждане являются составной частью гражданского общества, излишнее управленческое вмешательство в дела которого нецелесообразно и прямо ограничено законом.
Гражданин как субъекты административного права – это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в НПА конкретных прав и обязанностей, участие в управлении делами общества и государства. Административно-правовой статус граждан – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей. Административно-правовой статус граждан в основном происходит от конституционного права и конкретизируется в законе «о гражданах РБ» и других законодательных актах. В НПА на отождествляются правовой статус личности и гражданина РБ. Гражданин РБ обладает большим объемом прав и обязанностей чем личность. Лица, не являющиеся гражданами РБ не имеют некоторых прав и обязанностей, которыми обладают граждане. Так, например, доступ к государственным должностям имеют только граждане РБ. Административно-правовой статус гражданина устанавливается актами органа госвласти. ОГУ в пределах своей компетенции устанавливает права и обязанности граждан административно-правового характера (пример: обязанность зарегистрироваться по постоянному месту жительства). В пределах, предоставленных компетенцией ОГУ:
Элементы
административно-правового
Под правоспособностью понимается признанное государством за гражданами фактическая возможность быть субъектом конкретных административно-правовых отношений, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется государством при помощи норм административного права. Административная правоспособность неотчуждаема и не передаваема. Ее объем изменяет лишь государство. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенном законодательством (совершение уголовного преступления, административного правонарушения)
Административная
дееспособность – признанная за гражданами
способность своими личными действиями
осуществлять, приобретать и выполнять
возложенные на него обязанности. Дееспособность
в полном объеме возникает для граждан
по достижении 18 лет. Частичная дееспособность
может возникать до достижения 18 лет (право
на учебу и связанные с ним правоотношения).
Все граждане РБ имеют равную административную
дееспособность, однако некоторым из них
по состоянию здоровья могут быть признаны
частично или полностью недееспособными.
2.К основным правам и свободам, составляющим правовой статус личности и гражданина, находящимся в сфере административно-правового регулирования относятся:
1)
право на жизнь, свободу,
2)
право на частную жизнь, тайну
корреспонденции, телефонных
3) право на неприкосновенность жилища
4) право на свободу передвижения
5) право на информацию
6) право на свободное участие в массовых мероприятиях
7) право на свободу объединений
И др.
Права граждан в сфере госуправления:
Обязанности граждан:
3.Наличие прав и свобод не обеспечивает автоматического соблюдения административно-правового статуса личности. Необходимо наличие механизма реализации прав и свобод. Среди гарантий (факторов) реализации прав и свобод выделяют:
1)
юридические (правовые) гарантии
– недопущение ограничения или
ущемления прав и свобод
2) организационные гарантии – подразумевается наличие соответствующей системы исполнительных, правоохранительных, судебных органов, обеспечивающих защиту конституционных и административных прав
3)
экономические гарантии –
4)
политические гарантии –
4.Иностранным гражданином признается лицо, находящееся в РБ, имеющее доказательство своей принадлежности гражданству другого государства.
Лица без гражданства (апатриды) – лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Особый правовой статус имеют беженцы – иностранцы, ходатайствующие о признании их беженцами, или иностранцы, которые признаны беженцами или которым предоставлено убежище в РБ.
В дальнейшем в отношении иностранных граждан и апатридов будет использоваться термин иностранцы.
Правовой статус иностранного гражданина можно условно разделить на 2 части:
Иностранные граждане, находящиеся за пределами своего государства, сохраняют с ним правовую связь и подчиняются его законам, в то же время он должен соблюдать законы страны пребывания.
В правовом положении апатридов немало общего с иностранными гражданами, однако имеются существенные различия (апатриды подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которые полностью определяет их правовое положение). Если апатрид переезжает в другое государство – его правовая связь с прежним государством прекращается.
3 категории иностранцев:
1) временно пребывающие в РБ – лицо, прибывшее в РБ на срок не более 90 суток в год для въезда и не имеющее разрешения на временное проживание. Правовые основании нахождения в РБ данной категории иностранцев является виза РБ или международный договор РБ с соответствующим иностранным государством о безвизовых поездках граждан
2) временно проживающие в РБ – лицо получило разрешение на временное проживание в РБ.
3)
постоянно проживающие в РБ
иностранцы – лицо получило
в порядке, установленном
В
соответствии с законодательством
иностранцы пользуются правами и
свободами и исполняют
Административная
дееспособность иностранцев состоит
в способности реализовать
Права иностранцев:
Обязанности иностранцев:
Законодательством РБ на иностранцев не возлагается лишь нести некоторые обязанности белорусских граждан (нести службу в вооруженных силах РБ)
Ограничения в административно-правовом статусе иностранца: