Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 17:41, лекция
Институт гражданства имеет большое значение для определения конституционно - правового статуса человека. Последний напрямую зависит от того, является ли человек гражданином Российской Федерации или нет.
Тема правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в последние годы приобрела исключительную актуальность. Существенно возрос интерес к данной проблеме и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью.
КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.
1. Теоритические аспекты правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Институт гражданства имеет большое значение для определения конституционно - правового статуса человека. Последний напрямую зависит от того, является ли человек гражданином Российской Федерации или нет.
Тема правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в последние годы приобрела исключительную актуальность. Существенно возрос интерес к данной проблеме и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Провозглашенный и закрепленный в Конституции РФ статус иностранных граждан и лиц без гражданства исходит из принципа равенства прав и обязанностей наравне с гражданами Российской Федерации.1 Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Данный принцип является непременной предпосылкой для обладания указанными лицами всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов.
Современное
российское законодательство
Так, в целях урегулирования отношений, возникающих при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, принят Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».2
Классификация иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлена многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т. д. Так, Н.В. Макарейко предлагает классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства по сроку пребывания: 1) постоянно проживающие на территории Российской Федерации - иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство; 2) временно пребывающие на территории Российской Федерации - иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях; 3) следующие через территорию Российской Федерации транзитом.3
По целям нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан подразделяют на: работников дипломатических и консульских учреждений, международных организаций; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; преподавателей в учебных заведениях; лиц, относящиеся к иностранной рабочей силе, - трудящихся эмигрантов; лиц, находящихся на лечении и отдыхе, и т.д. В юридической литературе выделяют еще классификацию иностранных граждан и лиц без гражданства по степени подчиненности юрисдикции Российской Федерации: граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом; граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом; военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов ВВС; члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий; граждане, служащие в международных организациях; граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями; свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами Российской Федерации .4
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»5 установил три основных категории иностранных граждан и лиц без гражданства: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий. Данная классификация является наиболее распространенной и приемлемой.
- Временно
пребывающий в Российской
Еще одну особую категорию временно пребывающих составляют ходатайствующие о предоставлении политического убежища. Их правовое положение в значительной степени регулируется Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 «О порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации». 6
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин -лицо, получившее разрешение на временное проживание. Временно проживающие документируются национальными документами, удостоверяющими их личность, с соответствующей отметкой или разрешением на временное проживание.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Постоянно проживающие имеют национальные документы или вид на жительство. Это наиболее желанный статус для иностранца на территории России. Они свободно выбирают место жительства в Российской Федерации. Особую категорию постоянно проживающих составляют получившие политическое убежище в Российской Федерации. Их правовое положение дополнительно регулируется Указом Президента Российской Федерации. Кроме вида на жительство им выдается еще свидетельство о предоставлении политического убежища. Они имеют право свободно выбирать место жительства в Российской Федерации. Разрешенный срок проживания - 5 лет.
В юридической литературе выделяют еще четвертую категорию иностранных граждан и лиц без гражданства: незаконно пребывающие. Незаконно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства не имеют разрешения на пребывание либо проживание на территории Российской Федерации. В настоящее время это самая многочисленная категория иностранцев, пребывающих на территории нашей страны. Сейчас, по оценке Федеральной миграционной службы, в России от 8 до 12 млн. мигрантов. В 2007 г. ожидаемое количество трудовых мигрантов в России - 6 308 842, а к 2012 г.- 5-6 млн. 7
Таким образом, для каждой из перечисленных выше первых трех категорий предусматриваются особые основания пребывания или проживания в Российской Федерации. Так, для временно пребывающих иностранцев, как правило, необходима въездная виза. Для временно проживающих граждан - разрешение. А иностранцам, входящим в третью группу, закон предписывает иметь вид на жительство.
2.Проблемы реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства.
Проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства сегодня стали неотъемлемым атрибутом демократичности и открытости российского общества, свидетельством установления Россией принципиально новых отношений с государствами мирового сообщества и все более усиливающегося проявления демократического и гуманного отношения к человеку вообще, вне зависимости от его национальности и наличия гражданства. Анализ литературных источников свидетельствует о внимании ученых к проблемам, связанным с пребыванием на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. Вместе с тем, основное внимание исследователей обращено на вопросы правового статуса этих субъектов права и контроля над их пребыванием на территории нашей страны. Специальных исследований проблем реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, тем более в современных социально-экономических и политических условиях, не проводилось.
Учитывая вышесказанное, нужно отметить, что Федеральный «О Миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», дополнивший российскую правовую систему новым институтом - институтом миграционного учета.
В связи с этим проблема реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации приобретает все большую актуальность, поскольку далеко не все иностранные граждане и лица без гражданства посещают нашу страну с миролюбивыми целями, являясь потенциально опасными для сферы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, личной безопасности, охраны прав и свобод граждан.
В настоящее время правовое положение указанных категорий субъектов регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 8и др. Неотъемлемой частью статуса любого субъекта права являются нормы, регламентирующие юридическую ответственность последнего. В соответствии с Конституцией России и Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России.
Однако хотелось бы отметить, что не вся законодательная база в Российской Федерации полностью работает в этой сфере. В настоящее время миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации. 9
Проведенный мной анализ имеющейся информации показал, что миграционная обстановка в целом ряде субъектов РФ остается сложной. В силу снижения численности местных трудовых ресурсов из-за оттока трудоспособного населения, естественной убыли перед регионами встает задача привлечения иностранной рабочей силы. Международная миграция во многом влияет на межгосударственные отношения, нередко вызывает серьезные осложнения. Регулирование миграции требует все более продуманной внутренней миграционной политики и глубокого международного сотрудничества.
Причин, вызывающих миграцию населения, много. Это и проблемы экономического характера (безработица, низкий уровень жизни, невозможность самореализоваться в своем регионе и в своей стране по избранной специальности), а также военно-политические обстоятельства (внутренние конфликты, войны), преследования на религиозной, этнической и иной почве. 10
В то же время обстановка в регионах в сфере миграции показывает, что именно на местах явственнее, чем на федеральном уровне, проявляются проблемы, имеющиеся в этой области, а также намечаются возможные пути их решения. Проходящие в регионах процессы имеют характер как постоянного, так и «маятникового» (сезонного) свойства.
С учетом того, что основную часть трудовых мигрантов в России составляют граждане государств СНГ, необходимо отойти от принципа свободного пересечения границы с государствами Содружества и разработать механизм регулирования безвизового въезда граждан государств СНГ в Россию. Может быть, стоит ввести систему приглашений, выдаваемых физическими и юридическими лицами. Указанная мера будет способствовать позитивному развитию российского общества, исходя из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.
Внести изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части передачи полномочий по выдаче работодателям разрешений на привлечение иностранных работников, въехавших в Россию в визовом порядке, территориальным органам ФМС России, что позволит в установленные сроки рассматривать документы работодателю, оперативно реагировать на изменения в законодательстве по трудовой миграции .
На федеральном уровне необходимо ускорить разработку и заключение двусторонних соглашений о реадмиссии, прежде всего, с государствами, представляющими террористическую и миграционную опасность (государства Средней Азии, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, КНР).
Создать на Дальнем Востоке России более благоприятные условия для переселения соотечественников из-за рубежа. Особое внимание при этом обратить на необходимость создания благоприятных условий для прибытия переселенцев на территории вдоль границы с КНР. При этом больше внимания уделять решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Миграционное законодательство в России должно быть направлено, прежде всего, на обеспечение прав находящихся на территории Российской Федерации российских граждан, на защиту их жизни и здоровья от любого негативного воздействия и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества, государства.
Кроме террористической угрозы от въезда на территорию России представителей националистических группировок существует не менее опасная угроза в информационной сфере, исходящая от въезжающих «миссионеров» - это угроза информационно-психологического воздействия на состояние здоровья человека, групп людей и в целом населения.
Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности чрезвычайно актуальна для России и мирового сообщества в целом. Она непосредственно связана с вопросами национальной безопасности. Так, например, в США с 50-х годов интенсивно ведутся разработки методов и средств специального воздействия на психику. С 70-х годов исследовательские программы проводят в лучших лабораториях университетов всего мира США, Германия, Австрия, Франция, Италия, Япония, Израиль, Китай и др.
В опубликованных в США результатах исследований авторитетной комиссии Американского Физического общества за 1993 год был сделан вывод, что подобные системы вооружений могут эффективно использоваться для решения обширного круга военных задач. Они могут быть использованы для создания принципиально новых средств и методов ведения войны, в том числе для создания стратегического оружия нового вида.