Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:03, шпаргалка

Краткое описание

Свод Юстиниана - систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийскимзаконодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализациивизантийского общества.

Файлы: 1 файл

ипгзс ответы на вопросы к зачёту.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

В десятилетия правления  Ришелье государство начало вмешиваться  в новые социальные сферы и  стремиться к их регламентации. На основе меркантилизма устанавливался контроль за торговлей и промышленностью; главной целью этого контроля было увеличение поступлений от них в казну. В 1629 г. была установлена монополия внешнеторговой перевозки товаров для французских кораблей. Наиболее жестко регламентировались производство и торговля продовольствием и зерном. Буквально на каждый продукт была создана своя «полиция». Ремесленное производство разрешалось только в составе корпораций-цехов. Основание мануфактур, начавшееся в стране, разрешалось только на основе королевской привилегии. Чтобы воспрепятствовать рабочим уходить с предприятий, они освобождались от налогов.

Впервые государство  стало активно и регулярно  вмешиваться в жизнь науки  и культуры, устанавливая не только административный, но и правовой контроль. В политической доктрине монархии Ришелье  признавалось значение наук и искусств для процветания государства. Но также считалось необходимым держать их под неусыпным надзором: «Если бы знания профанировались среди всевозможных умников, в государстве стало бы более людей, могущих высказывать сомнения, нежели способных их разрешить, и многие оказались бы более склонны противостоять истинам, нежели их защищать». С 1631 г. начала выходить, под правительственным контролем, первая французская газета. Для объединения и поощрения литературных сил нации была создана Французская академия. Жестким стал цензурный контроль за книгами и другими изданиями. Только с разрешения канцлера, а потом и самого короля можно было основывать новые типографии, число их резко сокращено. Печатники были подчинены многочисленным полицейским правилам. Взаимному надзору полиции и духовенства подвергались театральные представления. Нередки стали судебные процессы, связанные с литературой или событиями культурной жизни.

 

С завершением государственной  и административной централизации  в начале XVII в. во Франции не только установился авторитарный административный режим. Завершилось перерастание сословной монархии в новую – абсолютную монархию, расцвет которой во Франции пришелся уже на эпоху Нового времени и которая именно здесь приобрела свой классический вид.

34. Англосаксонское раннефеодальное государство и право.

 
К началу VII в. германские племена англы, саксы и юты полностью овладели Британией, а кельты (племена, проживавшие  в Британии) были превращены в рабов  и зависимых людей. 
 
^ Общественный строй. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники - кэрлы. Из общей массы свободных выделялись представители родоплеменной знати - эрлы. Полусвободное население - лэты - состояло из зависимых от эрлов покоренных кельтов. На самой низшей ступени общественной лестницы стояли рабы. 
 
С формированием феодального общества у англосаксов крупные землевладельцы стали называться глафордами или лордами. Основную массу крестьянства стали составлять крепостные крестьяне - вилланы. Лично свободные крестьяне назывались сокменами. 
 
^ Государственный строй. В начале IX в. королевство Уэссекс подчиняет себе все остальные англосаксонские государства и создается единое англосаксонское государство, которое стало называться Англией. 
 
Носителем верховной власти являлся король, который обладал законодательной властью, военной властью и являлся высшим судьей. Исполнительным органом был Совет мудрых - витанагемот, в состав которого входили король, дети короля мужского пола, епископы, крупные феодалы и тэны - представители служилой знати. Постепенно роль витанагемота в управлении страной падает, поскольку королевский двор превращается в центр управления, а приближенные короля - в высших должностных лиц государства. Среди них: камерарий - отвечал за имущество и финансы короля; маршал - командовал конницей короля; капелан - заведовал королевской канцелярией. 
 
В 1066 г. нормандский герцог Вильгельм с огромным войском высадился на остров и, разгромив англосаксонскую армию, завоевал Англию. Он объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесение ему присяги верности, что делало их непосредственными вассалами короля. 
 
^ Общественный строй. Основой феодального хозяйства являлся манор, представлявший собой совокупность земельных владений феодалов. Основными антагонистическими классами были феодалы и эксплуатируемое ими крепостное крестьянство. В городах, которых насчитывалось около восьмидесяти, стали формироваться группы купцов и ремесленников. 
 
^ Государственный строй. После нормандского завоевания в Англии образовалось централизованное государство с сильной королевской властью. Высшая законодательная власть осуществлялась королем совместно с Королевской курией, которая выступала в качестве высшего органа государственного управления, высшего судебного органа и органа, руководившего финансами страны. Из Королевской курии выделился орган, ведавший исключительно финансами государства - палата Шахматной доски. Этот орган был высшей счетной палатой и судебным органом по делам о преступлениях, совершенных чиновниками финансового ведомства. Высшими должностными лицами в государстве в этот период являлись: маршал - командующий войском; камерарий - осуществлял управление земельными владениями и имуществом короля; канцлер -руководитель государственной канцелярии и юстициарий – первый помощник короля. 
 
В Нортгемптонской ассизе 1176 г. было предусмотрено образование суда присяжных из 12 рыцарей или других полноправных граждан. После создания института разъездных судей в Королевской курии для рассмотрения судебных дел было учреждено особое отделение - Суд королевской скамьи.

  1. Норманнское завоевание Англии и его влияние на государственное развитие этой страны. Реформы Генриха II Плантагенета. Сеньориальная монархия.

 

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

Основой феодального  хозяйства в нормандской Англии стал манор — совокупность земельных  владений отдельного феодала. Положение  крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды — частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и английские политические традиции, проводил по-

257

Глава 18. Средневековое  государство в Англии

литику, способствовавшую централизации государства и  укреплению основ королевской власти.

Значительная часть  конфискованной у англосаксонской  знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная  распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держании. Завоеватели принесли с собой и строгое "лесное право", давшее возможность объявить королевскими заповедниками значительные лесные массивы и строго наказывать за нарушение их границ. Более того, король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой. Принцип "вассал моего вассала — не мой вассал", характерный для континента, в Англии не утвердился. Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвас-салов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.

Таким образом, феодалы  в Англии не приобрели той самостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользовались на континенте. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов.

В целях налоговой  политики и выявления социального  состава населения страны в 1086 году была проведена перепись земель и  жителей, результаты которой известны под названием "Книга страшного суда". По данным переписи, большая часть крестьян была закрепощена и выступала в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли от лорда (вилланов). Однако в "области датского права" (Восточная Англия) и в некоторых других местностях сохранилась прослойка свободного крестьянства и близких к ним по положению сокменов, на которых распространялась лишь судебная власть лорда манора.

Свободное крестьянское население в XI—XII вв. находилось под  воздействием противоречивых факторов. С одной стороны, королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов. С другой — развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания (freehold) (рыцарского, городского, крестьянского) способст-

258

Раздел III. Государство  и право в странах Европы

вовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством.

Сближала эти слои и определенная общность их экономических интересов.

Относительное единство государства, связи с Нормандией и Францией способствовали развитию торговли. В условиях усиления центральной  власти английские города не получили такой автономии, как на юге континента или в Германии, и вынуждены были все чаще покупать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые торговые привилегии.

Централизация государственной  власти. Реформы Генриха II. Мероприятия  нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества. Однако до конца XII в. централизация обеспечивалась в основном за счет сеньориальных, частных прав англо-нормандских королей и зависела от их способности выступать авторитетным главой феодально-иерархической системы и местной церкви. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности. Они регламентировались в значительной мере феодальным обычаем, хотя уже начали перерастать его рамки.

Соответственно, они могли  быть в любое время оспорены недовольными вассалами.

Свидетельством этому  являются непрекращающиеся в XI—XII вв. мятежи баронов, обвиняющих корону в злоупотреблениях своими сеньориальными правами. С момента нормандского завоевания и в течение всего XII в. короли вынуждены были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и вольностям англосаксов, а баронам и церкви даровать "хартии вольностей". Эти хартии содержали положения о мире, об искоренении "дурных" и поддержке старинных, "справедливых" обычаев, об обязательствах короны соблюдать привилегии и вольности феодалов, церкви и городов. Однако с середины XII в. попытки связать королевскую власть рамками феодального обычая и собственной присяги стали наталкиваться на усиление публичных начал в государственном управлении.

До второй половины XII в. в Англии не было профессиональных административно-судебных органов. Центр  управления — королевский двор (курия) — постоянно перемещался и подолгу отсутствовал в Англии, поскольку король чаще жил в Нормандии. В своем расширенном составе королевская курия представляла собой собрание непосредственных вассалов и приближенных короля. Во время отсутствия короля Англией фактически правил главный юстициарий — духовное лицо, знаток канонического и римского права. Его помощником был канцлер, руководивший секретариатом. Центральная власть была представлена на местах "разъездными" посланцами и шерифами из местных магнатов, которые нередко выходили из-под контроля центра. Руководство ими сводилось в основном к направлению им исполнительных приказов (writ)

259

Глава 18. Средневековое  государство в Англии

из канцелярии короля с указанием исправить те или  иные нарушения, о которых стало известно короне. Большинство судебных дел решалось местными (сотенными, графскими) собраниями и ма-нориальными судами, применявшими архаические процедуры типа ордалий и судебного поединка. Королевское правосудие имело, таким образом, исключительный характер и могло быть даровано лишь в случае отказа в правосудии в местных судах или особого обращения за "королевской милостью". Известен случай, когда один барон, непосредственный вассал короны, потратил почти пять лет и огромную по тем временам сумму денег в поисках короля для принесения ему жалобы по гражданскому делу.

Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие  сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154—1189). Реформы Генриха II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям:

1) приведение в систему и придание более четкой структуры королевской юстиции (усовершенствование форм процесса, создание конкурирующей с традиционными и средневековыми судами системы королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов);

2) реформирование армии  на основе сочетания принципов  опол-ченческой системы и наемничества;

3) установление новых  видов налогового обложения населения.

Укрепление судебных, военных и финансовых полномочий короны было оформлено целой серией королевских указов — Великой, Кларендонской (1166 год), Нортгемптонской (1176 год) ассиза-ми, ассизой "О вооружении" (1181 год) и др.

При перестройке Генрихом II судебно-административной системы  были использованы применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские и церковные установления. Типичная для раннего средневековья практика разъездного управления приняла в Англии более постоянный и упорядоченный характер. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов — выездных сессий королевских судей. Если в 1166 году были назначены только два судьи для объезда графств, то в 1176 году были организованы шесть объездных округов и число разъездных судей увеличилось до двух-трех десятков. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайными полномочиями (не только судебными, но и административными, финансовыми). В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников.

Одновременно упорядочивалась  система королевских приказов и  узаконивалась специальная процедура  для расследования

260

Раздел III. Государство  и право в странах Европы

дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая процедура  была дарована всем свободным как "привилегия" и "благодеяние", применяемые только в королевских судах. Для начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской канцелярии — приказ о праве (writ of rignt), без которого не мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах. После этого расследование должно было проводиться разъездными судьями или шерифами с помощью присяжных — двенадцати полноправных граждан сотни, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядок расследования создавал возможность для более объективного решения дел по сравнению с ордалиями и судебным поединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся система королевских приказов приводила к ограничению юрисдикции манориальных курий по искам о праве собственности на землю.

Что же касается правонарушений, то даже виллан мог обратиться в  королевский суд с уголовным  иском. Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки.

Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом П был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

В связи с введением  усовершенствованных судебных процедур с середины XII в. происходит упорядочение структуры и компетенции высшего  органа центрального управления — королевской курии. В процессе специализации функции и выделения в составе курии ряда отдельных ведомств окончательно сформировались канцелярия во главе с канцлером, центральный ("личный") суд короля и казначейство. В составе "личного" королевского суда, куда с 1175 года назначаются постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию в Вестминстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах. Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании "общего права" Англии.

Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевской власти с английской церковью, между светским и церковным правосудием. После  нормандского завоевания церковные  и светские суды были разделены, причем церковные суды стали рассматривать все духовные и часть светских дел (браки, завещания и т.п.). Однако королевская власть сохраняла контроль над церковью. Нормандские короли сами назначали епископов, издавали церковные постановления для Англии и Нормандии, получали доходы с вакантных епископств. Однако по мере усиления папской власти и католического центра в Риме английская корона стала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, и вопрос о "свободах церкви" в Англии стал одним из поводов для будущих драматических конфликтов между церковной и светской властью.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"