Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:03, шпаргалка

Краткое описание

Свод Юстиниана - систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийскимзаконодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализациивизантийского общества.

Файлы: 1 файл

ипгзс ответы на вопросы к зачёту.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

" Право справедливости" не обладало жесткой детерминированностью, оставляя решение многих вопросов  на откуп судей, что неизбежно  должно было привести к созданию ряда принципов, ограничений, соответствующего "инструментария" справедливости. Эти принципы и стали создаваться по мере того, как накапливались решения "судов справедливости". Судебные отчеты по рассматриваемым делам начали публиковаться поздно, с 1557 года, когда резко возросло количество дел в судах справедливости.

Основные принципы "права справедливости", часть  которых была заимствована из "общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что "право справедливости" - это "милость короля", а не исконное право потерпевшего. На "право справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда.

Среди других принципов  можно отметить следующие:

·       "право справедливости" не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на "общем праве", если только эти лица не совершили каких-либо неправомерных действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;

·       там, где возникает коллизия между нормами "права справедливости", действует норма "общего

права";

·       там, где возникает коллизия прав по "праву справедливости", следует защищать те права, которые возникли раньше по времени;

·       равенство есть справедливость. Тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо;

·       "право справедливости" признает приоритет закона, но не допускает ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр.

"Право справедливости" создавалось не для того, чтобы  заменить "общее право", а чтобы  придать ему большую эффективность  путем отхода от старых формальных  правил, создать средства защиты  нарушенных прав и интересов  в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами "общего права". Если сначала "право справедливости" дополняло "общее право", то со временем, в силу изменившихся исторических условий, оно стало приходить в прямое противоречие с ним. Столкновения между "судами справедливости" и судами "общего права" начались в 1616 году, когда Э. Кок, главный судья "Суда общих тяжб" в Вестминстере, поставил вопрос о том, может ли "суд справедливости" выносить решение после соответствующего решения суда "общего права" или вместо него? Резко конфликтную ситуацию вызвали прежде всего приказы канцлерского суда (inqunction), запрещающие исполнение некоторых решений судов "общего права".

Яков I, предпоследний  абсолютистский король в Англии, решил  этот конфликт в пользу "суда справедливости", судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться "через своих слуг" в отправление правосудия. Королем был издан указ, что в случае, когда нормы "общего права" и "права справедливости" оказываются в противоречии, последние имеют преимущественное значение.

Особый характер развития прецедентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали  выполнять роль гидов в лабиринтах двух систем английского права.

Первый правовой трактат появился в Англии еще в XII в. Он был написан при Генрихе II, его юстициарием Гленвиллем. Этот трактат представлял собой комментарий к приказам королевских судов. Более подробное изложение норм "общего права" принадлежит перу Брактона (XIII в.), судье "Суда королевской скамьи", который, следуя Гленвиллю, попытался систематизировать и прокомментировать нормы "общего права", почерпнутые им из "Свитков тяжб". Примечательно, что при этом Брактон использовал не менее 500 отрывков из Дигест Юстиниана, без ссылок на них.

С XV в. появляются ученые трактаты уже по наиболее важным и сложным вопросам права. Это  работа Литтльтона "О поземельных  держаниях", а также трактат  Фортескью с весьма характерным  названием "Похвала английским законам". В сферу внимания английских правоведов все чаще попадают и нормыстатутного права, значение которых со временем все больше возрастает.

  1. Становление и развитие раннефеодального государства в Германии. Особенности сословной структуры. Государственный строй.

.Становление и развитие раннефеодального государства в Германии. 
Германия как самостоятельное феодальное государство образовалось на землях восточных франков после распада Франкской империи.  
Общественный строй. Сохранилась сильная, устойчивая сельская община-марка, которая объединяла свободное крестьянство.  
В 11 - 12 в.в. в Германии сформировались основные классы-сословия феодального общества. К первой принадлежали герцоги – племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга. Крупными землевладельцами стали королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах.  
Сословие рыцарей образовалось не только из мелкопоместных дворян, но также из верхушки свободного крестьянства.  
Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты.  
Крестьянство в Германии в 13 в. разделилось на две категории – свободное и несвободное. Чиншевики являлись держателями господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Арендаторы не имели своей земли и получали ее во временную обработку. Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически.  
Государственный строй. Германия представляла собой единое государство. Германские короли с 10 в. получили титул императоров «Священной Римской империи». Королевский престол в Германии был выборным. С развитием феодализма избрание короля стало зависеть от небольшого числа крупных феодалов.  
С целью увеличения власти короля были проведены реформы (Оттоновские привилегии). 
Центральный аппарат в Германии в 10 – 12 в. в. сохранял в себе черты дворцово - вотчинной системы управления. Высшие сановники дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. С начала 11 в. при императоре создается королевский совет, который рассматривал важнейшие государственные дела. 
Королевские чиновники на местах (графы) стали превращаться в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти.

Особенности сословной  структуры. Развитие феодализма происходило  в различных германских герцогствах  достаточно неравномерно. Устойчивые пережитки родоплеменного строя сохранялись, например, в Саксонии, которая ревностно охраняла свою автономию, старинные племенные обычаи населения.

В XI—XII вв. в Германии сформировались основные классы —  сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации военно-рыцарского сословия. Его верхушка складывалась из разнородных элементов родовой и служилой аристократии. К первой принадлежали герцоги — племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточивших в своих руках важнейшие светские и церковные должности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали также фогты — королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI—XII вв. эти верхушечные слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупнейшие церковные магнаты — "князья церкви". Окончательно особое сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в.

Среднее и мелкое рыцарство  образовалось не только из мелкопоместных дворян, но и из верхушки свободного крестьянства. По военной реформе Генриха I (919—936 гг.) всякий свободный, способный сражаться на коне, зачислялся в военное сословие. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы, которые выделились из несвободных слуг короля и феодалов, исполняющих некоторые административные функции. Образуя слои имперских служащих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из них получают свободу и земли, сливаясь с различными слоями рыцарства. В XII в. еще сохранялось деление на "благородных" и "неблагородных" рыцарей, но в 1186 году был издан указ о запрещении вступать в рыцари сыновьям крестьян и священников.

Феодальное дворянство и духовенство было разделено  по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. "Саксонское зерцало" (20-е гг. XIII в.) упоминает семь военных "щитов" (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и "неблагородные" свободные, получившие название "шеффенское сословие".

Из них подбирались  судьи в общинных судах — шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию "благородных".

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории  — свободное и несвободное. Категория  юридически свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерцалу", складывалась из крестьян-

242 Раздел III Государство  її право в странах Европы

чиншевиков п арендаторов. Чііншевикн — это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чин-ша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его. другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку.

Фактически чиншевики  и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев.

Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении  не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и  лично зависимые крепостные. Многообразие форм зависимости, в том числе переходных, свидетельствует о незавершенности в данный период процесса феодализации и закрепощения крестьянства. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стирались.

В пограничных областях Германии, на границах между герцогствами с Х в. началось строительство многочисленных крепостей — буртов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI—XII вв. в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей — горожан. Взаимоотношения городов с императорской и местной сеньориальной властью отличались в Германии особой пестротой. Союз императорской власти и городов здесь практически не сложился.

Раннефеодальная монархия. В первой трети Х—XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

В этот период произошло  значительное территориальное расширение германского государства. В результате присоединения части Италии. Пургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи".

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936—973 гг.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название "оттоновских привилегий". Оттон I ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом, епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Ду-

243

Глава 17. Средневековое  государство в Германиіі

ховные феодалы были подчинены исключительно королевской  власти. Верховенство короля в церковных  делах обеспечивалось тем, что у  прелатов отсутствовали наследственные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (представление духовного сана светской властью). "Епископальная система" Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель.

Эти доходы составляли материальную основу относительно сильной королевской власти, равно как и доходы от других исключительно королевских прав (регалий), главной из которых было право на осуществление высшего суда. Германский король "творил справедливость", издавал имперские законы и даже церковные каноны.

Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору.

С Оттона I германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать  и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними.

Центральный аппарат  в Германии в Х—XII вв. сохранял в  себе черты дворцово-вотчинной системы  управления, свойственной эпохе Каролингов. Избираемый феодалами император постоянно разъезжал со своим двором по империи, поддерживая свою власть в различных ее частях. Высшие слуги дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. Их должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей — герцога Саксонского, архиепископов Майнцского, Трирского и других, бесконтрольно управлявших германскими землями в периоды длительного отсутствия императоров. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг), рассматривающий важнейшие государственные дела. Решения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей.

С XII в. начинается постепенный  процесс разложения системы королевской администрации на местах. Прежние королевские чиновники — графы — превращаются в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Таким образом, начиная с XII в. деятельность центрального и местного аппарата Германии все меньше за-9

Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"