Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:03, шпаргалка
Свод Юстиниана - систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийскимзаконодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализациивизантийского общества.
Возрастание роли императора в управлении провинциями, его непосредственное влияние на администрацию провинций (а тем самым и обогащение казны принцепса, сплочение в администрации обширного слоя новых людей) было одним из важных факторов становления новой монархии в Римской империи.
Другим таким фактором, который единоличные правители и создавали сами, и одновременно использовали для своей власти, была эволюция военной организации Рима.
Уголовное право было распространено на всю территорию Римского государства, и под его действие подпадали все категории населения, включая рабов и перегринов. Уголовно-правовые нормы носили ярко выраженный классовый характер, исключающий принцип равенства субъектов перед уголовным законом. Особой репрессивностью отличались нормы, направленные против рабов; так, все рабы, находившиеся в доме в момент убийства господина, подлежали уничтожению.
Система наказаний основывалась на принципе неопределенности: конкретный вид и размер наказания зависел от усмотрения судей. Смертная казнь полагалась за более чем 30 видов преступлений. Главной целью наказания стало уже не возмездие, а устрашение, и потому на первый план вышли такие наказания, которые были рассчитаны на причинение виновному максимальных физических страданий. Наказания рабов и простолюдинов были особенно мучительными: распятие на кресте (известно, что после подавления восстания Спартака было распято свыше 6000 рабов), растерзание дикими зверями или хищными рыбами, закапывание в землю, сожжение, сбрасывание со скалы. Для представителей высших сословий и военнослужащих смертная казнь применялась в форме отсечения головы мечом. Кроме смертной казни, в качестве наказаний применялись ссылка и высылка (навсегда или на срок), каторжные работы (иногда пожизненные, что означало переход в рабское состояние), отдача в гладиаторы, телесные наказания (розгами, бичами и палками — так могли наказываться только рабы и представители низших сословий), штрафы и конфискации (служившие цели пополнения государственной казны).
Виды преступлений. С
периода гражданских войн (I в. до
н. э.) репрессивная функция государства
резко усилилась. В связи с
этим расширился круг деяний, подпадавших
под уголовно-правовую санкцию. Так,
к известным ранее государствен
Убийство свободного человека наказывалось смертью. Особо преследовались тайные и наемные убийцы, а также изготовители и продавцы ядов. Сурово каралось отцеубийство: виновный и его сообщники подвергались сечению до крови, затем зашивались в мешок вместе с собакой, петухом, змеей и обезьяной, после чего бросались в воду. Расширялся круг преступлений против семьи и нравственности. Сюда относились прелюбодеяние, многоженство (многомужество), мужеложство и др.
Хищения государственного, императорского или церковного имущества наказывались гораздо строже (вплоть до смертной казни), чем кража у частных лиц. Последняя могла быть явной (с поличным) — тогда она наказывалась штрафом в четверном размере против стоимости похищенного — и тайной (без поличного), при которой штраф устанавливался в двойном размере.
Процессуальное право. Известный по Законам XII таблиц легисакционный процесс, применявшийся для рассмотрения гражданских дел, со второй половины II в. до н. э. стал постепенно заменяться формулярным процессом. В нем сохранялись две стадии, но основной становилась первая стадия, где действовал претор. Выступавшие перед ним стороны могли излагать дело без каких-либо формальностей; задача юридического оформления претензий сторон отныне возлагалась полностью на претора. Первоочередная функция претора состояла в решении вопроса о справедливости иска. Признание иска необоснованным означало остановку процесса и, следовательно, лишение истца его цивильных прав. Если же претор признавал иск, он излагал юридическую сущность спора в особой записке (формуле), которая вручалась присяжному судье, назначенному вести дело во второй стадии. Тем самым исход дела фактически уже был предрешен, ибо судья должен был действовать в строгом соответствии с преторской формулой.
В некоторых случаях претор, ссылаясь на необходимость действовать быстро, решал дело уже на первой стадии. Из этой практики постепенно родилась новая форма процесса — экстраординарный процесс, который в эпоху империи стал основным, а после 294 г. н. э. — единственным. Экстраординарный процесс строился не на прежнем принципе соглашения сторон, а на началах власти; решение было уже не мнением третейского судьи, а властным приказом носителя государственных полномочий. Деления на две стадии в экстраординарном процессе не существовало; все дело рассматривало по поручению императора одно лицо (городской префект в Риме, правитель провинции, муниципальный магистрат и т. п.). Оно устанавливало обоснованность иска, оценивало фактическую сто-
рону дела, выслушивало ответчика и постановляло решение. При этом судья имел право широкого судебного усмотрения: в случае пробела в праве он мог действовать на основе судебной практики или консультации адвоката. В экстраординарном процессе значительно возрастала роль государственных органов: они брали на себя вызов ответчика в суд и исполнение судебного решения. Вводились судебные пошлины; судопроизводство стало письменным. На решение нижестоящего суда могла быть принесена апелляция в вышестоящий. Последний пересматривал дело в полном объеме по существу. Высшей апелляционной инстанцией являлся император. Повторный проигрыш дела грозил истцу крупным штрафом.
Процесс по уголовным делам характеризовался тем, что народные собрания, являвшиеся в республиканский период носителями высшей уголовно-правовой власти, постепенно утрачивали свои судебные функции. Со II в. до н. э. для рассмотрения отдельных видов преступлений (вымогательство, разбой, отравление и др.) стали формироваться т. н. «постоянные суды» численностью 300 и более человек, избираемые на один год первоначально только из сенаторов, а с I в. до н. э. — также из всадников и состоятельных граждан. Из этих постоянных судов для рассмотрения каждого конкретного дела избиралась по жребию коллегия судей в количестве 30—40 чел.; при жеребьевке присутствовали обвиняемый и обвинитель. Возглавлял коллегию особый претор. Обвинение поддерживалось частным лицом, но с разрешения претора; это же лицо было обязано собирать доказательства и отыскивать свидетелей. Судопроизводство было устным; приговор выносился по большинству голосов судей. Если же не находилось никого, кто готов был выступить обвинителем, преступление оставалось безнаказанным.
В период империи уголовная юрисдикция полностью сосредоточилась в руках императора, который и являлся высшей апелляционной инстанцией. Уголовные дела вели уже не коллегии, а императорские чиновники, которые соединяли в себе функции следователя, обвинителя и судьи. Процесс носил ярко выраженный инквизиционный характер. Применялась пытка как подозреваемых, так и свидетелей; от нее были освобождены только высшие сословия и военнослужащие. В качестве доказательств вины использовались доносы и материалы неглас-
ного наблюдения. Публичное судопроизводство сменилось тайным. Обвиняемый утрачивал процессуальные гарантии, в т. ч. право на защиту. Поскольку римский суд (как уголовный, так и гражданский) не был отделен от администрации, объективность и беспристрастность судебного разбирательства были исключены изначально. Жизнь народов нового и новейшего времени, явившись одним из самых высших достижений человеческой цивилизации. По словам одного из ведущих современных ученых-правоведов М. Казера, «римское право есть, прежде всего в передаче его крупнейшими классическими юристами, исторический памятник высшей ценности». Незыблемыми основами римского права являлись свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний. Важнейшее достоинство римского права — его абстрактность, приспособленность к регулированию отношений любых частных собственников, независимо от их национальной принадлежности, местности и времени проживания. Именно универсальный, «всесветс-кий» характер римского права обеспечил ему столь широкое распространение по всему миру во времени и пространстве. Кроме того, римское право превосходило все существовавшие до него системы степенью разработанности правовых понятий и институтов, четкостью формулировок, совершенством юридической техники. Недаром римское право воспринималось позднейшими поколениями в качестве «писаного разума». В эпоху феодализма, начиная с XII века, оно пережило второе рождение путем его восприятия (рецепции) государствами Западной Европы. Впоследствии оно явилось основным источником формирующихся буржуазных правовых систем. Знаменитый Гражданский кодекс Франции 1804 г. («Кодекс Наполеона») в значительной степени базировался на структуре, принципах и институтах, разработанных классическим римским правом. Эти же компоненты явились основополагающими для Германского гражданского уложения 1900 г.
24. Возникновение
государства у франков.
Возникновение государства франков
В Галлии V в. произошли
глубокие социально-
Возникновение классового общества у
франков, наметившееся у них еще до переселения
в Галлию, резко ускорилось в процессе
ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал
богатства франкской военно-племенной
знати. При дележе добычи ей доставались
лучшие земли, значительное количество
колонов, скота. Знать возвысилась над
рядовыми франками, хотя последние еще
оставались лично свободными и сначала
не испытывали усиления экономического
гнета. Они расселились на своей новой
родине сельскими общинами (марками). Марка
считалась собственником всей земли общины,
включавшей леса, пустоши, луга, пахотные
земли. Последние делились на наделы, которые
довольно быстро перешли в наследственное
пользование отдельных семей.
Галло-римляне, по численности в несколько
раз превышавшие франков, оказались в
положении зависимого населения. Вместе
с тем галло-римская аристократия частично
сохранила свои богатства. Единство классовых
интересов положило начало постепенному
сближению франкской и галло-римской знати,
причем первая стала доминирующей. Это
проявилось при формировании новой власти,
которая должна была сохранить захваченную
страну, держать в повиновении колонов
и рабов. Прежняя родоплеменная организация
не имела необходимых для этого сил и средств.
Учреждения родо-племенного строя начинают
уступать место новой организации во главе
с военным вождем — королем и лично преданной
ему дружиной. Король и его приближенные
фактически решали все важнейшие вопросы
жизни страны, хотя еще сохранялись народные
собрания и другие институты прежнего
строя франков. Формировалась новая публичная
власть, которая уже не совпадала непосредственно
с населением. Она состояла не только из
вооруженных людей, не зависящих от рядовых
свободных, но и из принудительных учреждений,
которых не было при родоплеменном строе.
Учреждение новой публичной власти связано
с разделением населения. Земли, заселенные
франками, стали делиться на паги (округа),
состоявшие из более мелких единиц — сотен.
Управление населением, проживавшим в
пагах и сотнях, поручалось особым доверенным
лицам короля. В южных районах Галлии,
где по численности многократно преобладали
галло-римляне, на первых порах сохраняется
римское административно-
Возникновение государства у франков
связано с именем одного из их военных
вождей — Хлодвига (486—511) из рода Меровингов.
Под его главенством была завоевана основная
часть Галлии. Дальновидным политическим
шагом Хлодвига было принятие им и его
дружиной христианства по католическому
образцу. Этим он обеспечил себе поддержку
галло-римской знати и господствовавшей
в Галлии католической церкви.
Становление государства франков происходило
сравнительно быстро — в течение жизни
одного поколения. Во многом этому процессу
способствовали захватнические войны
и, как следствие, быстрая классовая дифференциация
франкского общества.
Ранее государство франков было слабоцентрализованным, воспроизводя в территориальной структуре родообщинное деление. Страна подразделялась на графства, графства – на округа (паги), прежние римские общины; низшей единицей, но весьма важной, была сотня. Округа и сотни сохранили самоуправление: окружные и сотенные народные собрания разрешали судебные дела, ведали раскладкой налогов. Граф не был общим правителем, он управлял только владениями короля в графстве (в других областях таких правителей звали сацебаронами); в силу домениальных прав ему принадлежали судебные полномочия и административные в отношении подвластного населения.
Основу государственного единства первоначально составляла преимущественно военная организация. Ежегодное собрание ополчения – «мартовские поля» – играли весомую роль в решении государственно-политических вопросов, в частности войны и мира, принятия христианства и др. К исходу VI в. они вышли из обыкновения. Но в VII в. восстановлены снова, хотя и обрели другое содержание. К VII в. на военную службу стали привлекать не только франков, но и галло-римское население, причем не только свободных, но и зависимых держателей земель – литов. Военная служба стала превращаться в общегосударственную обязанность, и «мартовские поля» стали по большей части смотрами военно-служилого населения.
К VIII в. произошло значительное усиление королевской власти. Она практически утеряла связь с институтом вождя военной демократии, но правильного наследия власти еще не установилось: династия Меровингов, ведущаяся от Хлодвига из рода Меровея, больше удерживала за собой королевскую власть. Правовые памятники эпохи начали упоминать о законодательных правах королей, о священном характере королевской власти, исключительности ее прав. Появилась даже идея о государственной измене (а значит, и подразумевалась обязательность подчинения государственным институтам королевской власти).
Центром государственного управления в VI в. стал королевский двор. При короле Дагобере (VII в.) утвердились как постоянные должности референдария (он же – хранитель печати короля), королевского графа (высшего судьи), главы финансов, хранителя сокровищ, аббата дворца. Двор и ближайшее окружение, в основном церковное, образовывали королевский совет, который влиял на заключение договоров, назначения чиновников, земельные пожалования. Чиновники для особых дел, финансовые, торговые и таможенные агенты назначались от короля и смещались по его усмотрению. Несколько особое положение было у герцогов – правителей нескольких объединенных округов.
До двух раз в год происходили собрания знати (епископов, графов, герцогов и др.), где решались общеполитические дела, главным образом церковные, и о пожалованиях. Наиболее многочисленными и важными были весенние, осенние были узкими по составу и более дворцовыми.
Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"