Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие и предмет международного частного права. МЧП – это единственная отрасль права, предназначенная для юридической регламентации гражданских (в широком смысле слова, т. е. цивилистических, частноправовых) отношений, возникающих в сфере международного общения. МЧП представляет собой самостоятельную, комплексную отрасль права, объединяющую нормы международного и национального права и регулирующую международные гражданские отношения.

Файлы: 1 файл

МЧП ответы к зачету.docx

— 143.22 Кб (Скачать)

Для обеспечения бесперебойности  расчетов, поддержания необходимой  ликвидности, регулирования структуры  валютной кассы и кредитного портфеля, покрытия потребностей внешнеэкономического оборота страны в кредитных ресурсах Внешэкономбанк РФ проводит соответствующие  операция на международных валютных и кредитных рынках. Внешэкономбанк осуществляет кредитование в иностранной  валюте участников внешнеэкономичесхих связей, по их поручению или по поручению других специализированных банков выполняет платежи за границу.

 

51. Международные  расчеты. Неторговые расчеты.

Межправительственные, платежные  соглашения обычно предусматривают  осуществление расчетов российских организаций с зарубежными фирмами в свободно конвертируемой валюте. Форма расчетов указывается в заключаемых внешнеторговых сделках. Расчеты осуществляются посредством аккредитива и в порядке инкассо. Аккредитив — это поручение банку произвести платежи за счет специально выделенных для этого сумм против предусмотренных документов. Международная торговая палата разработала Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (действуют в редакции 1983 г.). При другой форме расчетов в порядке инкассо — управомоченная на получение платежа организация дает обслуживающему ее банку инкассовое поручение, с тем чтобы банк через своего иностранного корреспондента получил причитающийся платеж или акцепт векселя или иного платежного документа. При такой форме расчетов применяются Унифицированные правила по инкассо, разработанные Международной торговой палатой.

Широкое распространение  в области кредитно-расчетных  -отношений получили такие ценные бумаги, как вексель и чек. Векселями оформляются задолженность импортера при коммерческом кредите и отношения между банками при предоставлении банковских кредитов. Различают два вида векселей: простые и переводные. Широкое распространение получили переводные векселя, выставляемые импортером товара на банк и индентованные последним (тем самым банк принимает на себя безусловное обязательство платежа). Такие векселя выполняют роль международного платежного средства. Форма векселя определяется законом страны, где он выставлен (выписан). В 1930 году на Женевской конференции были приняты конвенции об унификации вексельного права, согласно которым государства, присоединившиеся к ним, обязались на своей национальной территории в качестве национального ввести Единообразный вексельный закон (ЕВЗ).

 

52. Коллизионно-правовое  регулирование трудовых отношений.

Коллизионно-правовые проблемы международных трудовых отношений: 1) возможность регулирования трудового контракта по принципу автономии воли; 2) государственное регулирование трудовых прав и обязанностей иностранцев и апатридов; 3) возможность ограничения трудовых прав граждан по нормам двусторонних международных договоров. Основными общими и специальными коллизионными привязками являются законы: 1) места заключения трудового договора; 2) места производственной деятельности; 3) флага на морском и воздушном транспорте; 4) личный закон работника; 5) места нахождения работодателя; 6) места постоянной работы; 7) места нахождения предприятия, пославшего работника в служебную командировку; 8) места регистрации транспортных средств; 9) перевозчика. Исходное начало регулирования труда иностранцев в Российской Федерации – это норма Конституции о равном праве на труд. В сфере трудовых отношений установлено применение принципа национального режима (но с широкими изъятиями). Анализ положений российского права позволяет утверждать, что приоритетными правами на труд на территории РФ обладают именно российские граждане. Аналогичное положение имеется практически во всех трудовых законах других государствах. ТК не содержит специальных правил труда для иностранцев, не регулирует особенности их правового положения в сфере трудового права. Эти проблемы регламентируются в специальных федеральных законах, которые определяют и категории иностранных физических лиц, и особые категории иностранных работников на территории РФ. Трудовые договоры с иностранцами могут иметь только срочный характер. Любые трудовые отношения с участием иностранцев на территории РФ регулируются в соответствии с российским правом (ст. 11 ТК).Трудовые отношения с иностранным элементом предполагают возможность коллизионного регулирования. Исходное коллизионное начало – применение права страны места работы, т. е. российского права. Применение иностранного права в основном имеет место при регулировании трудовых отношений на предприятиях с иностранными инвестициями. В отечественном праве принято специальное положение о найме иностранцев на предприятия с иностранными инвестициями. Как и во всех других государствах, в России наблюдается тенденция ограничения применения иностранного права к трудовым отношениям. В последние 15 лет значительно увеличилась трудовая миграция российских граждан за границу. Деятельность, связанную с трудоустройством российских граждан за границей, на территории РФ могут осуществлять только российские юридические лица, имеющие специальную лицензию. К трудовым отношениям россиян за границей возможно применение и российского, и иностранного права. Российское право регулирует труд российских граждан за границей, если трудовые отношения возникли на территории РФ, т. е. российский гражданин направлен на работу за границу в порядке служебного задания. Иностранное право определяет правовое положение российского работника по трудовому контракту, заключенному за границей. Условия труда российских граждан за границей, предусмотренные трудовым контрактом, не должны быть хуже условий, предусмотренных в трудовых контрактах с гражданами других иностранных государств (режим наибольшего благоприятствования). Во всех случаях положения трудового контракта не должны нарушать императивные нормы государства места заключения контракта и места работы. В ТК в принципе отсутствует регулирование трудовых правоотношений с иностранным элементом. В российском законодательстве нет ни одной коллизионной нормы, которая непосредственно относилась бы к сфере действия МЧТП. К трудовым отношениям с иностранным элементом подлежит применению по аналогии гражданское законодательство (ст. 1210, 1211 ГК). Недостатки и проблемы такого подхода очевидны. В настоящее время очевидна и необходимость кодификации МЧТП в российском МЧП.

 

53. Международно-правовое  регулирование труда иностранцев.

Трудовые отношения  с иностранным элементом по законодательству РФ

Исходное начало регулирования  труда иностранцев в Российской Федерации – это норма Конституции  о равном праве на труд. В сфере  трудовых отношений установлено  применение принципа национального  режима (но с широкими изъятиями). Анализ положений российского права  позволяет утверждать, что приоритетными  правами на труд на территории РФ обладают именно российские граждане. Аналогичное  положение имеется практически  во всех трудовых законах других государствах. ТК не содержит специальных правил труда для иностранцев, не регулирует особенности их правового положения  в сфере трудового права. Эти  проблемы регламентируются в специальных  федеральных законах, которые определяют и категории иностранных физических лиц, и особые категории иностранных  работников на территории РФ. Трудовые договоры с иностранцами могут иметь  только срочный характер. Любые трудовые отношения с участием иностранцев  на территории РФ регулируются в соответствии с российским правом (ст. 11 ТК).

Трудовые отношения с  иностранным элементом предполагают возможность коллизионного регулирования. Исходное коллизионное начало – применение права страны места работы, т. е. российского права. Применение иностранного права в основном имеет место при регулировании трудовых отношений на предприятиях с иностранными инвестициями. В отечественном праве принято специальное положение о найме иностранцев на предприятия с иностранными инвестициями. Как и во всех других государствах, в России наблюдается тенденция ограничения применения иностранного права к трудовым отношениям.

В последние 15 лет значительно увеличилась трудовая миграция российских граждан за границу. Деятельность, связанную с трудоустройством российских граждан за границей, на территории РФ могут осуществлять только российские юридические лица, имеющие специальную лицензию. К трудовым отношениям россиян за границей возможно применение и российского, и иностранного права. Российское право регулирует труд российских граждан за границей, если трудовые отношения возникли на территории РФ, т. е. российский гражданин направлен на работу за границу в порядке служебного задания. Иностранное право определяет правовое положение российского работника по трудовому контракту, заключенному за границей. Условия труда российских граждан за границей, предусмотренные трудовым контрактом, не должны быть хуже условий, предусмотренных в трудовых контрактах с гражданами других иностранных государств (режим наибольшего благоприятствования). Во всех случаях положения трудового контракта не должны нарушать императивные нормы государства места заключения контракта и места работы.

В ТК в принципе отсутствует  регулирование трудовых правоотношений с иностранным элементом. В российском законодательстве нет ни одной коллизионной нормы, которая непосредственно  относилась бы к сфере действия МЧТП. К трудовым отношениям с иностранным  элементом подлежит применению по аналогии гражданское законодательство (ст. 1210, 1211 ГК). Недостатки и проблемы такого подхода очевидны. В настоящее  время очевидна и необходимость  кодификации МЧТП в российском МЧП.

 

54. Трудовая деятельность  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ. Национальный режим.

Трудовая деятельность иностранцев  допускается в РФ на основании  трудового договора иностранца с  нашими предприятием и организацией в соответствии с положениями  российского трудового законодательства (иностранец поступает на работу в  учреждение или предприятие и  заключает трудовой договор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор  о работе в РФ на срок, указанный  в договоре). Создание в России предприятий с иностранными инвестициями привело к применению труда иностранных специалистов и рабочих на этих предприятиях. Такова первая группа трудовых отношений с участием иностранцев. В других случаях трудовые отношения иностранца возникают за границей в соответствии с действующим там законодательством. Например, трудовой договор заключается на родине иностранца, но его трудовая деятельность, обусловленная таким договором, протекает в течение какого-то времени в нашей стране.

Принцип национального режима - на постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц  без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства и не предусмотрено  международными договорами, распространяется законодательство России о занятости  населения. На практике иностранцам, приехавшим на постоянное жительство в РФ, работа, как правило, предоставляется по специальности в соответствии с  их квалификацией

 

55. Трудовые права  российских граждан за рубежом.

Применение труда российских граждан на территории иностранных  государств может иметь место  вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании положений  либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем. В  первом случае труд наших граждан  используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т. д.). Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся. От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки. За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в РФ. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа и др. Суточные при проезде на территории РФ выплачиваются в нашей валюте, при проезде по. иностранной территории и за время пребывания там — в иностранной валюте. Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов. Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений). На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права. Большое практическое значение имеют трудовые отношения наших граждан за рубежом со всякого рода смешанными обществами, совместными предприятиями, созданными за границей с участием средств наших предприятий и организаций. В этих случаях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем — юридическим лицом иностранного права и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество.

 

56. Международно-правовое  регулирование социального страхования.

1. Социальное обеспечение  иностранцев тесно связано с  их трудовыми правами. В странах  Общего рынка и других странах  Запада отношения по социальному  обеспечению трудящихся-мигрантов  регулируются прежде всего международными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 года. Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 года и др. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этой области. Согласно конвенции 1972 года, для получения пособий по безработице, болезни и материнству требуется шестимесячный стаж работы в стране пребывания, для пенсий по старости - пять лет работы. Из-за кратких сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы остаются в казне стран - импортеров иностранной рабочей силы.

Вообще лишены каких-либо прав на социальное обеспечение многочисленные рабочие-мигранты, прибывшие в страну нелегально, а во многих странах  Европы также сельскохозяйственные рабочие, работники, занятые на временных  и случайных работах, трудящиеся с низкой заработной платой.

2. Согласно нашему законодательству, иностранные граждане, постоянно  проживающие в России, имеют право  на пособия, пенсии и другие  формы социального -обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ . Временно прибывающие в РФ иностранные граждане имеют право на пособия, пенсии и другое формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, устанавливаемых нашим законодательством.

Иностранным гражданам и  их семьям в тех случаях, когда  для назначения пенсии требуется  определенный стаж работы, пенсии назначаются, если не менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу в СССР (РФ), если иное не предусмотрено международным  договором (ст. 98 Закона о государственных  пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г.). Две трети стажа метут приходиться и-на другую определенную законом деятельность (например, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т. п.).

Если для назначения пенсии не требуется определенного трудового  стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или профессионального  заболевания), то пенсии иностранным  гражданам в РФ назначаются независимо от времени работы в РФ и за границей на равных с нашими гражданами условиях.

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях иностранцы получают такие же пособия по временной  нетрудоспособности, как и наши граждане.

2 июля 1993 г. был принят Закон о выплате пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Этим Законом установлено, что перед отъездом им выплачиваются суммы назначенных пенсий (независимо от вида) в российских рублях за шесть месяцев вперед. На основании письменного заявления гражданина, выезжающего на постоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком России на день совершения операции.

При возвращении граждан  на постоянное жительство в РФ суммы  назначенных пенсий, не полученные ими за время их проживания за пределами  России, выплачиваются в порядке, установленном законодательством  России.

Действие настоящего Закона не распространяется на граждан, выехавших  на постоянное жительство за пределы  России, если в отношении этих граждан  республиканским законодательством  или международным договором  с участием РФ установлен иной порядок  пенсионного обеспечения.

В тех случаях, когда договорами России с другими странами предусматриваются  иные правила, чем те, которые совершаются  в этом законе, применяются правила, предусмотренные международными договорами.

С рядом стран были заключены  соглашения о социальном обеспечении  граждан. Такие соглашения были заключены  с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией и Чехо-Словакией. Эти соглашения сохраняют свое действие. Соглашения распространяются на все виды социального обеспечения (пенсии и пособия), установленные законодательством договаривающихся сторон.

Соглашения исходят из принципа национального режима: граждане одной страны, постоянно проживающие  на территории другой, во всех вопросах социального обеспечения приравниваются к гражданам этой другой страны.

При социальном обеспечении  граждан применяется законодательство страны, на территории которой они  проживают. Соглашения предусматривают, что социальное обеспечение осуществляется компетентными органами той страны, на территории которой проживает  гражданин, возбудивший ходатайство  о назначении пенсии (пособия). Эти  органы назначают и выплачивают  пенсии и пособия за свой счет. При  назначении пенсий и пособий гражданам  полностью засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. Если гражданин, получающий пенсию (пособие), переселился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплата ему пенсии (пособия) прекращается и компетентные органы этой другой страны назначают ему пенсию (пособие) в соответствии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматривается. Расчеты между государствами не производятся. В отношении медицинского обслуживания для России действует Европейское соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны, от 17 октября 1980 г., которое было ратифицировано СССР в 1991 году.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"