Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:42, доклад
Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 года, которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны. Инициатива кодификации, конкретизации и развития этих норм принадлежала Анри Дюнану и затем Международному Комитету Красного Креста (МККК), одним из основателей которого он являлся.
Раненые и больные должны быть подобраны, и им должна быть оказана помощь стороной, находящейся в конфликте, во власти которой они оказались. Под защитой находятся также медицинский персонал, санитарные учреждения, транспорт и оборудование. Эмблема Красного Креста и Красного Полумесяца является знаком этой защиты и должна уважаться.
Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение своей жизни, уважение своего достоинства, личных прав и убеждений. Они должны быть защищены от любого акта насилия и преследования. Никто не может подвергаться физическим или моральным пыткам, равно как и телесным наказаниям или оскорбительному, унижающему достоинство обращению.
Стороны, находящиеся в конфликте, и лица из состава их вооруженных сил ограничены в своем праве выбора методов и средств ведения боевых действий. Запрещается применять оружие или методы ведения военных действий, способные причинить чрезмерные повреждения или излишние страдания. Стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами (военнослужащими, сотрудниками милиции, партизанами, добровольцами и другими лицами, открыто носящими оружие) для обеспечения уважения и зашиты гражданского населения и гражданских объектов. Не должно подвергаться нападению гражданское население и гражданские объекты. 11
Но и прописанные во многих международных актах правила поведения в международных конфликтах соблюдаются далеко не всеми странами.
До сих пор многие обсуждают законность применения США военной силы в Ираке и Афганистане в ответ на теракты 11 сентября 2001 года. Вопрос о законности войны против государств, причастных к террористической деятельности или попустительствующих ей, является сложным и вызывает серьезные споры. Устав ООН ограничивает право государств на использование военной силы при разрешении международных споров. Законным является использование военной силы в случае индивидуальной или коллективной самообороны, или с санкции Совета Безопасности в случае акта агрессии, или наличия другой угрозы международному миру и безопасности. Сегодня США обладают военным превосходством по отношению ко всем ведущим странам, располагают достаточным ресурсом и потенциалом и имеют хорошее идеологическое прикрытие в виде пресловутой борьбы с терроризмом.
Организовав бомбардировки Югославии, вторжения в Афганистан и Ирак, они уже не считали нужным добиваться буржуазно-демократического прикрытия своих агрессивных действий против суверенных государств, самочинно опубликовав длинный список стран-изгоев, в отношении которых допускается применение военной силы, включая ядерное оружие.12
В Югославии в 1999 году американцы начали войну без решения Совета безопасности ООН, даже вопреки его воле. В Афганистане США действовали с согласия ООН, ведь американцы подверглись агрессии и имели право на защиту. А талибы, несмотря на долгие переговоры, отказались выдавать боевиков «Аль-Каиды» и лишились поддержки мира.
Война с Ираком была начата под надуманным предлогом наличия у режима Саддама Хуссейна оружия массового уничтожения, которого так и не нашли. Поэтому по Ираку большинство государств не согласны с планами войны, не видя там особых проблем с оружием массового поражения. США открыто говорят о желании сменить режим в Ираке, и в мире нет больше страны, которая ставила бы такую цель в отношении другого государства.13
США и их союзники по коалиции считают свои действия абсолютно законными, потому что получает от послушного Совета безопасности ООН «добро» на свои агрессивные действия.
2.
УЧАСТНИКИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Важнейшим
принципом международного права, действующим
во время войны, является принцип
ведения военных действий только
против вооруженных сил
Комбатантами
называются лица, входящие в состав
вооруженных сил находящихся
в конфликте сторон и имеющие
право принимать
К комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных сил воюющих государств (армии, авиации, флота); личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств; партизаны, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.15
В
свете современного международного
права статусом комбатанта обладают
и бойцы национально-
На практике нередко возникает необходимость в разграничениях таких категорий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.
Военный шпион (лазутчик) – это согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 года, «такое лицо, которое действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне».17 Лазутчик не имеет право на статус военнопленного.
Военный разведчик – это законный комбатант, лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным и за свою разведывательную деятельность не должен подвергаться, в отличие от лазутчиков, никакому наказанию. Во время второй мировой войны в связи с этим остро вставал вопрос о военных парашютистах. Германское командование в 1942 году издало специальный приказ, согласно которому парашютисты противника подлежали уничтожению, «даже если они с внешней стороны выглядят, как солдаты, и одеты в форму». Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее нарушение законов и обычаев войны.18
Доброволец - это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 года отдельные лица могут «переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». С точки зрения современного международного права, осуждающего колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения. Вступление в такую армию гражданина другого государства не означает нарушения норм права вооруженных конфликтов.19
Наемник – это лицо, которое:
Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.21
Приведенные определения позволяют установить более четкое отличие наемника от добровольца, а также провести различие между наемниками и военными советниками.
Военные советники – это гражданские лица или военнослужащие, не принимающими непосредственного участия в военных действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между государствами в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой. Их правовое положение международным правом не определено, оно определяется в двухсторонних международных договорах между заинтересованными государствами.
Особый
правовой статус имеют парламентеры. Парламентером
называется лицо, уполномоченное военным
командованием на ведение переговоров
с военным командованием неприятеля. Нарушение
неприкосновенности парламентеров, их
убийство является видом военных преступлений,
которое совершали фашистские армии (скажем,
убийство советских парламентеров в районе
Будапешта в 1944 году).22
К несражающимся
(некомбатантам) относится личный состав,
правомерно находящийся в структуре вооруженных
сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю
помощь в достижении успехов в боевых
действиях, но не принимающих участия
в этих действиях. Это интендантский и
медицинский персонал, корреспонденты
и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся
не могут быть непосредственным объектом
вооруженного нападения противника. В
то же время оружие, имеющееся у них, они
обязаны использовать исключительно в
целях самообороны и защиты вверенного
им имущества.23
Несмотря на большое количество перечисленных участников, в вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены все-таки, прежде всего своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 года, вооруженные силы воюющих сторон «состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов» (п. 1 ст. 43)24.
3.
Окончание войны и его
правовые последствия
Окончание военных действий и окончание состояния войны – это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.
Окончание
войны в юридическом смысле означает
прекращение состояния войны, т.е.
восстановление между воюющими сторонами
мирных отношений с вытекающими
отсюда важными международно-
Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий.
Наиболее частым способом прекращения военных действий является перемирие. Оно может быть местным или общим; срочным и бессрочным.
Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненных и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.
Общее
перемирие существенно