Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:46, дипломная работа

Краткое описание

Основные задачи – определить понятие регламентации использования ядерного материала в современном международном праве; исследовать проблему обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов; исследовать проблему ответственности в области международного ядерного права; исследовать проблему регламентации использования ядерного материала в космосе; исследовать проблему правомерности использования ядерного оружия в современном международном праве; исследовать проблему использования обедненного урана в военных целях.

Оглавление

Реферат……………………..………………….………..……………….………...3
Обозначения и сокращения………………………………………….………...…4
Введение………………………………………………………………………...…5

1. Сущность международно-правовой регламентации использования ядерного материала

Понятие международно-правовой регламентации использования ядерного материала............................................................................................................8
Историко-правовой очерк развития международного ядерного права......12

2. Международно-правовые аспекты использования ядерного материала в мирных целях

Проблема обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов........................................................................................18
Проблема ответственности в области международного ядерного права................................................................................................................24
Проблема регламентации использования ядерного материала в космосе............................................................................................................31

3. Актуальные международно-правовые проблемы использования ядерного материала в военных целях

3.1 Правомерность использования ядерного оружия в современном международном праве...................................................................................38
3.2 Проблема использования обедненного урана в военных целях..............49

Заключение............………………………………………………………….…....60
Список использованных источников..

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Четвертый принцип  всецело посвящен оценке безопасности и использования ядерных источников. Запускающее государство обеспечивает проведение со запуска тщательной и всеобъемлющей оценки безопасности в сотрудничестве, когда это необходимо, с теми государствами, которые спроектировали, сконструировали или изготовили ядерный источник энергии, или будут эксплуатировать космический объект, или с территории, или установок которых будут осуществлен запуск такого объекта. В этом принципе особо говорится о возможности получения интересующей информации по безопасности другими сторонами. Так,  в соответствии со статьей XI Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела40, результаты такой оценки безопасности, а также, насколько это возможно, указание примерного срока, в течение которого предполагается произвести запуск, публикуются до каждого запуска, и Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информируется о том, каким образом государства могут по возможности оперативно получить такие результаты оценки безопасности до каждого запуска. Конкретные сроки и более детальные процедуры уведомления в данном принципе не приводятся.41

Пятый принцип  посвящен уведомлению о возвращении. Любое государство, запускающее космический объект с ядерными источниками энергии на борту, своевременно информирует заинтересованные государства в том случае, если на этом космическом объекте появляется неисправность и возникает опасность возвращения радиоактивных материалов на Землю. Эта информация обновляется, насколько это практически возможно, и частота рассылки обновленной информации возрастает по мере приближения предполагаемого времени вхождения в плотные слои атмосферы Земли, с тем чтобы международное сообщество было информировано о ситуации и располагало достаточным временем для планирования любых мероприятий на национальном уровне, которые могут представиться необходимыми в данной ситуации. Следует отметить, что обновленная информация передается также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с той же частотой.42

Седьмой принцип  посвящен сотрудничеству государств при  оказании помощи друг другу в случае возвращения космического объекта с ЯИЭ:

“1. После уведомления об ожидаемом возвращении в атмосферу Земли космического объекта, имеющего ядерный источник энергии на борту, и его компонентов, все государства, обладающие средствами контроля и слежения за космическими объектами, в духе международного сотрудничества сообщают Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и заинтересованному государству соответствующую информацию о неисправном космическом объекте с ядерным источником энергии на борту, которой они могут располагать, в возможно кратчайшие сроки, с тем чтобы дать государствам, которые могут оказаться затронутыми, возможность оценить ситуацию и принять любые меры предосторожности, представляющиеся необходимыми.

2. После возвращения  в атмосферу Земли космического  объекта, имеющего ядерный источник энергии на борту, и его компонентов:

а) запускающее  государство незамедлительно предлагает и, по просьбе затронутого государства, незамедлительно предоставляет  необходимую помощь по ликвидации фактических  и возможных вредных последствий, включая помощь в определении места падения ядерного источника энергии на поверхность Земли, в обнаружении вошедшего в атмосферу радиоактивного материала и в проведении операций по поиску или расчистке;

b) помимо запускающего  государства все государства,  располагающие соответствующим техническим потенциалом, и международные организации, располагающие таким техническим потенциалом, в пределах возможного оказывают, по просьбе затронутого государства, необходимую помощь”. 43

Вопросы об ответственности  за ядерный ущерб причиненный космическими объектами с ЯИЭ на борту регулируются принципами 8 и 9, которые ссылаются на два основополагающих документа в данной сфере, в частности, на статью VI “Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела” и положения “Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами”.В принципе 9 указывается, что каждое государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, и каждое государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими космическими объектами или их составными частями и это положение в полной мере применяется к случаю, когда такой космический объект имеет ядерный источник энергии на борту. Когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб, в соответствии со статьей V вышеуказанной Конвенции 44.

Таким образом, государства несут международную  ответственность за всю национальную деятельность с использованием ядерных  источников энергии в космосе. Государства  также несут материальную ответственность за ущерб. При этом в понятие ущерба включаются обоснованные расходы на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке зараженных территорий45.

Что касается возможности  военного использования ядерных  материалов в космосе, то здесь международное сообщество давно четко договорилась и объявила космос зоной, свободной от ядерного оружия, ее применения и тестирования в космосе 46, запрещающий выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием.  Приведем статью IV Договора о космосе которая в частности констатирует: “Государства – участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом” 47.

3. АКТУАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОГО МАТЕРИАЛА В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ

 

3.1 Правомерность использования ядерного оружия в современном международном праве

 

 

Проблема ядерного оружия была и остается одним из самых противоречивых и сложных проблем современного международного права. Она включает в себя как чисто правовые вопросы так и проблемы морали, укрепления доверия между государствами и будущего человечества. Следует сказать, что автор не претендует на глубокое всестороннее исследование данной проблемы, которое и невозможно в пределах одного параграфа. Данный параграф следует считать скорее кратким очерком существующей проблемы, чем его всесторонним исследованием.

Ядерное оружие фактически самое опасное оружие до селе придуманный человеком. Изобретение ядерного оружия впервые за всю историю существования человечества поставила ее перед фактом, что человек имеет возможность уничтожить самого себя как вида. Как было образно подмечено однажды: “Разница между существованием цивилизации и ее уничтожением заключается лишь в готовности нажать на кнопку.”48 Такие мысли может и слишком преувеличены, но наглядно показывают глубокую озабоченность простых обывателей нашей планете о ее будущем в связи с существованием такого мощного оружия как ядерное. Ведь играя с “огнем” можно и обжечь себя, и по нашему мнению международное сообщество еще не дошло до такого уровня зрелости и взаимодоверия, чтобы мы не боялись за то, что оно не обожжет себя, играя с этим “огнем”, а использует этот “огонь” во благо себе. Это проблема международной безопасности, политики, философии и конечно международного права. Мы остановимся именно на проблеме правомерности использования ядерного оружия его статусе в международном праве.

Ядерным оружием по определению Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) является “всякое устройство, способное высвобождать неконтролируемую ядерную энергию и имеющее такую группу характеристик, которые походят для использования его в военных целях” 49. Это любой вид вооружения, разрушительное действие которого основано на использовании энергии, высвободившейся в результате реакции деления атомного ядра или синтеза ядер. В основу ядерного оружия положены неуправляемые цепная реакция деления тяжелых ядер и реакции термоядерного синтеза. Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239. При взрыве ядерного оружия выделяется колоссальная энергия, имеющее разрушительный характер. Важнейшими поражающими факторами для людей являются ударная волна, световое излучение и проникающая радиация.

США были первыми  и последними, кто когда либо применили ядерное оружие. Это произошло во время Второй мировой войны, когда на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены две атомные бомбы.

Доктор Марсель  Жюно, делегат МККК, был первым иностранным  врачом, который оценил последствия  атомной бомбардировки Хиросимы. В своей статье “Хиросимская катастрофа”, он как очевидец рассказывает о том, чем обернулось для людей применение этого оружия. “Никогда ранее (…) мы не видели ничего подобного. Центр города превратился в какую-то белую площадку, утрамбованную и ровную как ладонь. Не осталось ничего. От домов не было и следа. Диаметр этой белой площадки составлял около двух километров. Она была окружена красным кольцом, показывающим, где был пожар, и протянувшимся довольно далеко (…) он охватывал почти всю остальную часть города.” По словам очевидцев, с которыми говорил Жюно, через несколько секунд после взрыва “тысячи людей на улицах и в садах в центре города накрыла волна раскаленного ветра, и они умерли как мухи. Другие лежали, корчась, словно черви, страдая от чудовищных ожогов. Все жилые дома, склады и другие постройки исчезли, как будто их смела какая-то сверхъестественная сила. Трамваи поднимало и отшвыривало на несколько метров, как будто они ничего не весили; поезда сбрасывало с рельс (…). Все живые существа окаменели в позах, свидетельствующих о мучительной боли” 50.

Как рассказывает Жюно, такое мощное разрушение не щадит ни медицинскую инфраструктуру, ни врачей, ни медицинские материалы. Из 300 врачей в Хиросиме 270 погибло, из 1 780 медсестер погибло 1 654, а из 140 фармацевтов - 112. Здание больницы Японского Красного Креста, где побывал Жюно, было каменным и каким-то чудом получило лишь небольшие повреждения. Однако больница не могла продолжать работу – лабораторное оборудование было выведено из строя, треть ее персонала погибла, переливание крови стало невозможным, поскольку доноры погибли или пропали без вести. Из тысячи пострадавших, которые нашли там убежище в первый день, 600 вскоре умерли.

Страдания, причиняемые  в результате применения ядерного оружия, многократно усугубляются уничтожением инфраструктуры, необходимой для  оперативного реагирования и оказания медицинской помощи. Характерные особенности ядерного оружия, т.е. воздействие порождаемого им излучения на человеческий организм, также продолжают нести страдания и смерть в течение многих лет после первоначального взрыва.

 Для тех, кто пережил ядерный взрыв, непосредственные последствия могут включать в себя опасное для жизни обезвоживание и диарею, вызванные поражением желудочно-кишечного тракта, а также опасные для жизни инфекции и интенсивное кровотечение в результате угнетения костного мозга. Если они, несмотря на это, выживут, они подвергаются повышенному риску заболеть некоторыми видами рака и передать генетический ущерб будущим поколениям. Таким образом, со временем умирает намного больше людей. В Хиросиме и Нагасаки количество погибших возросло в два-три раза за пять лет после взрывов. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.

С тех пор  мощность ядерного оружия многократно  увеличивалось, и ядерное оружие сегодня является не только оружием массового, но и тотального уничтожения.

Известно, что Межународное гуманитарное право или право вооруженных конфликтов запрещает использование средств и методов ведения войны, которые несовместимы с ее принципами и существующими нормами (как писаными, так и обычными). Среди этих принципов: принцип проведения различия между комбатантами и обычными гражданами, принцип соразмерности, принцип недопущения причинения излишнего вреда и чрезмерных страданий и конечно, принцип гуманности.

Генеральная Ассамблея  ООН в своих резолюциях 1961 и 1972 года осудила использование ядерного оружия и запрет на его использование  сочла постоянным. Так ,согласно Декларации 1961 года о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия: “Любое государство, использующее ядерное или термоядерное оружие будет считаться нарушающим Устав Организации Объединенных Наций как  действующее вопреки гуманитарным нормам и совершающее преступление против человечества и цивилизации” 51.

Такие виды оружия массового уничтожения как химическое и биологическое оружие запрещены международными обычными нормами и конвенциями, но, несмотря стараниям Генеральной Ассамблеи, на сегодняшний день нет всеобщего договора, запрещающего использование ядерного оружия, хотя пагубные последствия последнего гораздо страшнее, чем в случае биологического или химического оружия.

Существуют два основных инструмента  регламентирующие вопросы ядерного оружия, но они не распространяют абсолютный запрет на ее использование. Эти два инструмента, вместо этого, регламентируют вопросы производства, распространения и испытаний такого оружия: “Договор о нераспространении ядерного оружия” (ДНЯО) 1967 года и “Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных  испытаний” 1996 года. Главная цель ДНЯО – ограничить число государств, обладающих ядерным потенциалом. Он запрещает пяти ядерным державам передавать ядерное оружие, а также оказывать помощь в его использовании и производстве неядерным государствам, которым, в свою очередь, запрещено производить, разрабатывать, испытывать и ввозить ядерное оружие. Участниками договора являются почти все независимые государства мира кроме Израиля, Индии, Пакистана и КНДР.

Договор о всеобъемлющем  запрещении ядерных  испытаний 1996 года запрещает любые испытания ядерного оружия, но он еще не вступил в силу. К настоящему времени Договор подписало 177 государств, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силу – не подписали только “молодые” ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР. Ратифицировали Договор 138 государств, в том числе 35 государства из 44, необходимых для его вступления в силу – помимо не ратифицировавших ядерных держав его не подписали другие ядерные державы – США, КНР, Израиль, а также Иран, подозревающийся в разработке ядерного оружия. 6 декабря 2006 Генеральной ассамблей ООН была принята резолюция, подчёркивающая необходимость скорейшего подписания и ратификации Всеобъемлющего договора о запрете ядерных испытаний. За принятие резолюции проголосовали 172 страны, против – две: КНДР и США 52. Раннее, в 1963 году, был также принят Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, но к ней не присоединились такие ядерные державы как Франция и Китай. Однако в этих договорах отсутствует определение понятии ядерного оружия.

Информация о работе Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве