Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:46, дипломная работа

Краткое описание

Основные задачи – определить понятие регламентации использования ядерного материала в современном международном праве; исследовать проблему обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов; исследовать проблему ответственности в области международного ядерного права; исследовать проблему регламентации использования ядерного материала в космосе; исследовать проблему правомерности использования ядерного оружия в современном международном праве; исследовать проблему использования обедненного урана в военных целях.

Оглавление

Реферат……………………..………………….………..……………….………...3
Обозначения и сокращения………………………………………….………...…4
Введение………………………………………………………………………...…5

1. Сущность международно-правовой регламентации использования ядерного материала

Понятие международно-правовой регламентации использования ядерного материала............................................................................................................8
Историко-правовой очерк развития международного ядерного права......12

2. Международно-правовые аспекты использования ядерного материала в мирных целях

Проблема обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов........................................................................................18
Проблема ответственности в области международного ядерного права................................................................................................................24
Проблема регламентации использования ядерного материала в космосе............................................................................................................31

3. Актуальные международно-правовые проблемы использования ядерного материала в военных целях

3.1 Правомерность использования ядерного оружия в современном международном праве...................................................................................38
3.2 Проблема использования обедненного урана в военных целях..............49

Заключение............………………………………………………………….…....60
Список использованных источников..

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

является то, что можно использовать национальные законодательные методы и формулировки, но возникает риск неверного толкования формулировок. Другой вариант, при котором удается избежать этого риска, заключается в непосредственном осуществлении конвенций в качестве документов, обладающих сами по себе исполнительной силой. Этот вариант предусматривается структурой и формулировками постановляющих частей Венской конвенции и Парижской конвенции и Приложения к Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб. Этот вариант уже выбран рядом государств 27.

В случае, если ядерная установка становится причиной ядерного инцидента, начинается применение международного режима ответственности  за ядерный ущерб, установленного согласно конвенциям и соответствующему национальному  законодательству. Ядерная установка должна иметь ответственное лицо – оператора. В конвенциях об ответственности за ядерный ущерб оператор – это лицо, назначенное или признанное в качестве оператора ядерной установки отвечающим за установку государством (в конвенциях “лицо” – это индивидуум или любая другая частная или любая государственная организация, являющаяся юридическим лицом). Обычно ответственным за безопасность лицом является оператор, а именно, обладатель лицензии. Однако государства могут по своему усмотрению назначать любое другое лицо, которое связано с установкой, например, владельца установки.28

На оператора  ядерной установки возлагается  ответственность независимо от вины. Ее называют строгой ответственностью, а иногда безусловной или объективной ответственностью. Из этого следует, что от истца не требуется доказывать небрежность или какую-либо другую вину оператора. Основой ответственности оператора служит простое существование причинной обусловленности ущерба. Строгая ответственность, являющаяся надлежащей основой для исков также в других потенциально опасных областях деятельности, облегчает возбуждение исков со стороны потерпевшего или от его имени.

Оператор ядерной  установки несет исключительную ответственность за ядерный ущерб. Никакое другое лицо не может нести  ответственности, и оператор не может нести ответственности в соответствии с другими юридическими положениями. Ответственность возлагается в правовом порядке исключительно на оператора ядерной установки. Эта концепция является характерной особенностью права ответственности за ядерный ущерб, не имеющей аналогов в других областях права 29.

Международные конвенции поддерживают концепцию  возложения ответственности дополнительными  юридическими средствами. Главный пример состоит в том, что оператор также несет ответственность за перевозку ядерного материала от своей установки и к ней. Если это не утверждено в специальной процедуре, перевозчик не несет ответственности за такой ущерб при перевозке, но ответственность за перевозку также возлагается на оператора.

Оператор несет ответственность даже в случае, если инцидент является результатом форс-мажора (т.е. “обстоятельств непреодолимой силы”). Только некоторые виды особых обстоятельств освобождают оператора от ответственности. Оператор будет освобожден от ответственности, если он докажет, например, что ядерный инцидент произошел непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны или восстания или что он, полностью или частично, был результатом либо грубой небрежности пострадавшего или действий или бездействия пострадавшего с намерением нанести вред.

Конвенции об ответственности  за ядерный ущерб разрешают договаривающимся государствам (т.е. государствам, которые являются их участниками), ограничивать ответственность оператора ядерной установки по сумме. Без прямого ограничения ответственность оператора была бы неограниченной. Только несколько государств применяют концепцию неограниченной ответственности оператора ядерной установки, а именно, Австрия, Германия, Япония и Швейцария. Другие государства ограничивают

ответственность оператора. Минимальная сумма ответственности  в соответствии с пересмотренной Венской конвенцией составляет 300 млн. специальных прав заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда; минимальная сумма в соответствии с пересмотренной Парижской конвенцией – 700 млн. евро 30. Во всех правовых системах устанавливается предельный срок для представления исковых требований. Во многих государствах предельный срок в общем деликтном праве обычно составляет 30 лет. Исковые требования о возмещении ядерного ущерба должны быть представлены в течение 30 лет в случае телесного повреждения и в течение 10 лет в случае другого ущерба. 30-летний период в случае телесного повреждения объясняется тем фактом, что радиационные повреждения могут быть латентными в течение длительного времени; другой ущерб должен становиться очевидным в течение 10-летнего периода.31

Конвенции об ответственности  за ядерный ущерб требуют, чтобы оператор осуществлял страхование или предоставлял другое финансовое обеспечение, предусматривающее покрытие его ответственности за ядерный ущерб на такую сумму, такого типа и в такие сроки, как определено отвечающим за установку государством. Ядерное страхование – особый вид страхования. В мировой практике оно возникло как одно из возможных средств аккумулирования значительных денежных средств для возмещения ядерного ущерба. Если размер финансового обеспечения недостаточен для удовлетворения исковых требований о возмещении, отвечающее за установку государство должно обеспечить выплату за счет государственных средств в пределах суммы ответственности оператора или, в случаях неограниченной ответственности, в пределах суммы покрытия.32

Основной подход к такой ответственности при  перевозке, применяемый в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб, в принципе ясен и прост: в случае ядерных инцидентов, происходящих с ядерным материалом во время перевозки, ответственность возлагается либо на оператора ядерной установки, отправляющей материал, либо на оператора установки, на которую этот материал отправляется. Иными словами, ответственность возлагается на оператора отправляющей или получающей установки.

Если ядерный  материал направляется лицу в пределах территории государства, не являющегося  участником конвенции, ответственность  отправляющего оператора сохраняется до тех пор, пока материал не выгружен из транспортного средства, с которым он прибыл на территорию этого государства. Если ядерный материал направляется лицом в пределах

территории  государства, не являющегося участником конвенции, получающему оператору на территории государства, являющегося участником конвенции, с письменного согласия получающего оператора, ответственность получающего оператора возникает только после того, как материал был погружен на транспортное средство, которым его предполагается вывезти с территории первого государства.33

В отношении  перевозки из государств и в государства, не являющиеся участниками конвенции, юридическая ситуация оказывается  более сложной, чем та, которая  следует из этих двух правил возложения ответственности: конвенции об ответственности за ядерный ущерб применяются только в случае, если это допускают общие принципы международного частного права. Международным частным правом может также быть указано в качестве применяемого законодательства законодательство государства, не являющегося участником конвенции, или законодательство государств, в которых находятся пострадавшие от инцидента. Эта ситуация создает правовую неопределенность, и она является дополнительной причиной, в силу которой желательно, чтобы участниками конвенций об ответственности за ядерный ущерб стали как можно больше государств.34

 Сегодня  большинство государств мира  эксплуатирующих ядерные установки еще не присоединились к конвенциям, предусматривающим ответственность за ядерный ущерб, и на более чем половине ядерных установок на земле не распространяется режим компенсаций, устанавливаемые данными конвенциями. Tем не менее, значительное число из неприсоединившихся стран уже включили, некоторые, если не многие основополагающие принципы, закрепленные в этих конвенциях (среди них – Япония, США, Канада, Швейцария и т.д). Однако, все еще есть страны, которые не имеют законодательство, регулирующее специфическую ответственность за ядерный ущерб или по крайней мере не принимают достаточных усилий для этого (например, Пакистан и Иран) 35.

Вопрос о  возмещении ущерба, причиненного авариями на ядерных установках, в настоящее  время не разработан в достаточной  мере. Проблематичным остается вопрос публичной ответственности за ядерный ущерб, т.е. ответственности государств. Нельзя не согласиться с предложениями о необходимости разработки и принятия многостороннего международно-правового акта об ответственности государств за трансграничный ущерб, причиняемый ядерной аварией36. Ликвидация пробелов в международно-правовом регулировании отношений, связанных с мирным использованием атома, будет содействовать повышению ядерной безопасности и более эффективному сотрудничеству государств в этой жизненно важной области.

 

2.3 Проблема  регламентации использования ядерного материала в космосе

 

Ядерные источники  энергии (ЯИЭ) для использования  в космическом пространстве были разработаны и используются в  космической деятельности для совершения миссий на дальние расстояния или, когда неядерные источники энергии не позволяют осуществлять такие миссии. Целесообразность применения ЯИЭ для ряда космических полетов обусловлена компактностью и длительным сроком функционирования подобных источников. С их помощью осуществляется энергопитание аппаратуры космического объекта. Особенно эффективны ЯИЭ для обеспечения длительных космических полетов, а также для выполнения операций в космосе требующих большого количества энергии. В соответствии с нынешним уровнем развития науки и возможностей человечества ЯИЭ по сути являются единственным вариантом энергоснабжения некоторых программ космических полетов и значительного расширения возможностей других. Ряд осуществляемые и планируемые миссии были бы невозможны без ядерных источников энергии.

Необходимость международно-правового урегулирования вопросов возникающих в связи с использованием ЯИЭ в космическом пространстве является актуальным и не до конца решенным вопросом. В международном праве отсутствует единый акт, который бы предусматривал регламентацию использования ядерных источников энергии  в космосе. В течение ряда лет в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях обсуждается вопрос о разработке международного акта, регулирующего использование ЯИЭ в космосе. В настоящее время при разработке международного акта рассматриваются следующие вопросы:

- проблемы обеспечения  безопасности при использовании  ЯИЭ в космосе;

- ограничения  дозы радиоактивного облучения  при использовании ЯИЭ в космосе;

- уведомления  об использовании ЯИЭ в космосе;

- оказание помощи в ликвидации последствии аварии космических объектов с ЯИЭ в космосе;

- ответственности  в связи с использованием ЯИЭ  в космосе и др.37

Применение  ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.  Впервые вопросы использования ядерных источников энергии в космосе были поставлены в ООН в 1978 году в ходе 51-й сессии Научно-технического подкомитета Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Поводом для этого послужил инцидент с советстком “Космос-954”,  который был оснащен реактором с ЯИЭ и вошел в плотные слои атмосферы над северной частью территории Канады в январе 1978 года. Советский спутник с ЯИЭ на борту потерпел аварию и на территорию Канады выпали радиоактивные элементы, в связи с чем произошло заражение местности.

Впоследствии  в научно-техническом подкомитете  была учреждена группа экспертов  для изучения технических аспектов и мер безопасности в связи  с использованием ЯИЭ в космосе. Вопросы применения ЯИЭ на борту космических объектов были подняты также в 1978 году на сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу. С 1986 года Юридический подкомитет с помощью учрежденной для этого рабочей группы разрабатывал проект принципов касающихся использования ЯИЭ в космосе. Разработка проекта принципов была успешно завершена в 1992 году.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 14-ого декабря 1992 года были одобрены “Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве”. Этот документ исходит из практической целесообразности использования ядерных источников энергии на борту космических объектов. Так как он является практически единственным документом в международной сфере, который более или менее детально регулирует использование ядерного источника энергии в космическом пространстве, остановимся на его отдельных принципах.

 Принцип 1 прямо указывает, что деятельность, связанная с использованием ядерных источников энергии в космическом пространстве, осуществляется в соответствии с международным правом, включая, в частности, Устав Организации Объединенных Наций и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (договор о космосе 1967 года, примечание автора) 38

Третий принцип  обозначает руководящие принципы и  критерии безопасного использования. В нем, в частности констатируется, что для сведения к минимуму количества радиоактивного материала в космосе  и связанных с этим рисков использование ядерных источников энергии в космическом пространстве ограничивается теми космическими полетами, которые не могут осуществляться разумным способом с использованием неядерных источников энергии. При этом государства должны прилагать усилия для защиты людей и биосферы от радиологических опасностей. В качестве топлива в ядерных реакторах используется лишь высокообогащенный уран-235. Особо отмечается, что ядерные реакторы не выводятся на критический уровень до достижения ими эксплуатационной орбиты или до вывода на межпланетную траекторию. Для этого конструкция ядерного реактора должна  обеспечивать, что он не перейдет в критическое состояние до выхода на эксплуатационную орбиту во время любых возможных событий, включая взрыв ракеты, возвращение в атмосферу, падение на поверхность или воду, погружение в воду или проникновение воды в активную зону.39

Информация о работе Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве