Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:46, дипломная работа

Краткое описание

Основные задачи – определить понятие регламентации использования ядерного материала в современном международном праве; исследовать проблему обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов; исследовать проблему ответственности в области международного ядерного права; исследовать проблему регламентации использования ядерного материала в космосе; исследовать проблему правомерности использования ядерного оружия в современном международном праве; исследовать проблему использования обедненного урана в военных целях.

Оглавление

Реферат……………………..………………….………..……………….………...3
Обозначения и сокращения………………………………………….………...…4
Введение………………………………………………………………………...…5

1. Сущность международно-правовой регламентации использования ядерного материала

Понятие международно-правовой регламентации использования ядерного материала............................................................................................................8
Историко-правовой очерк развития международного ядерного права......12

2. Международно-правовые аспекты использования ядерного материала в мирных целях

Проблема обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов........................................................................................18
Проблема ответственности в области международного ядерного права................................................................................................................24
Проблема регламентации использования ядерного материала в космосе............................................................................................................31

3. Актуальные международно-правовые проблемы использования ядерного материала в военных целях

3.1 Правомерность использования ядерного оружия в современном международном праве...................................................................................38
3.2 Проблема использования обедненного урана в военных целях..............49

Заключение............………………………………………………………….…....60
Список использованных источников..

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

- в 1966г. частично разрушилась активная зона реактора Эн-рико-Ферми, Детройт (США);

- в 1979г. на АЭС «Три-Майл-Айленд»  (США) расплавилась активная зона  реактора;

- в 1986г. произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, которая дала толчок по-новому взглянуть на дальнейшую судьбу атомной энергетики. 18

Печально актуальным является ситуация на японской станции Фукусима, которая после землетрясения 11 марта текущего года силой 9 магнитуд, а потом и разрушительного цунами подверглась серьезным повреждениям и представляет собой источник большой опасности. Важно понимать, что такие печальные события, как невыученный урок нам зададут еще и еще, пока мы не выучим его до конца, и если международное сообщество взяла на себя ответственность эксплуатировать ядерную энергию, то в первую очередь должна обеспечивать безусловные гарантии безопасности такой эксплуатации, учитывая интересы всего человечества в целом.

Таким образом, обеспечение ядерной безопасности на атомных установках  является важным для всего человечества, и неуклонное соблюдение норм такой безопасности представляется непременным. Решение проблемы безопасности при мирном использовании атомной энергии возможно только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Такой подход обусловлен целым рядом причин и, в первую очередь, тяжестью последствий на ядерных объектах (широкий пространственный охват радиоактивных заражений окружающей среды, в том числе и территорий других государств, мирового океана и т. д.; огромные материальные затраты для ликвидации таких последствий; использование для этого новейших технологий и привлечение большого числа высококвалифицированных специалистов; принятие других мер, осуществление которых подчас не под силу отдельно взятому государству).

Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности развивается по следующим направлениям:

-  принятие в рамках международных  организаций правил безопасности и радиационной защиты;

- обеспечение безопасной эксплуатации  АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайной ядерной аварии;

- обмен информацией об отказах  и неисправностях ядерно-энергетического оборудования и проведение совместных исследований и разработок в области ядерной безопасности. 19

Координация усилий государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляется прежде всего в форме принятия документов, большинство из которых разработано в рамках МАГАТЭ при участии других международных организаций.

Конвенция о ядерной безопасности является общепризнанным краеугольным камнем международной правовой базы в сфере ядерной безопасности. Она применяется при безопасности ядерных установок и имеет следующие цели:

- достичь высокого уровня ядерной  безопасности во всем мире  на основе укрепления национальных мер и международного сотрудничества, в том числе, в соответствующих случаях, на основе технического сотрудничества в области безопасности, и поддерживать такой уровень;

- создать и поддерживать на  ядерных установках эффективные средства защиты от потенциальной радиационной опасности, с тем чтобы защитить отдельных лиц, общество в целом и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок;

- предотвращать аварии с радиологическими последствиями и смягчать такие последствия в том случае, если они произойдут. 20

В соответствии с этой конвенцией, каждый ее участник обязуется создать и поддерживать законодательную и регулирующую основу для обеспечения безопасности ядерных установок, в частности: ввести соответствующие национальные требования и регулирующие положения в области безопасности; систему лицензирования в отношении ядерных установок и запрещение эксплуатации ядерной установки без лицензии; систему регулирующего контроля и оценки ядерных установок в целях проверки соблюдения действующих регулирующих положений и условий лицензий; обеспечить выполнение действующих регулирующих положений и условий лицензий, включая приостановку действия, изменение или аннулирование 21.

После чернобыльской катастрофы международное сообщество, наконец, кажется было осознало, что на первый план при использовании такой опасной энергии как ядерная должны выдвигаться не экономические показатели получения выгоды от эксплуатации атомных установок, а их безопасность, без обеспечения которого, невозможно говорить о какой-либо выгоде и в локальном, и в глобальном масштабе. Поэтому, сразу же были приняты множество международно-правовых документов, более детально регулирующие обязательства государств в этой сфере.

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной  аварии обязывает государства, под территориальной юрисдикцией которых случился инцидент, незамедлительно оповещать непосредственно или через МАГАТЭ, те государства, которые подверглись или могут подвергнуться физическому воздействию, вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактивных веществ и, которая привела или может привести к международному трансграничному выбросу, что могло бы иметь, с точки зрения радиационной безопасности, значение для другого государства об аварии, ее характере, времени, когда она произошла, и ее точном месте, когда это целесообразно, и о последствиях, которые могут наступить по причине ядерной аварии.22

Проблема обеспечения безопасности при мирном использовании энергии атомного ядра имеет и другие аспекты. Многочисленные случаи хищений и контрабанды радиоактивных материалов привели к тому, что государства всего мира стали принимать серьезные меры, направленные на создание и совершенствование государственных систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, которые могут быть использованы для производства простейших ядерных взрывных устройств.

Особое значение в обеспечении  радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных  веществ. Международные документы подробно определяют условия безопасной транспортировки радиоактивных веществ, обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, порядок оформления документации, маркировку упаковочных комплектов и транспортных средств, контроль и меры ответственности.

В этой сфере действуют нормы  международных транспортных конвенций  и иных документов, регламентирующих транспортировку как ядерного оружия, так и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях. Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваются МАГАТЭ. Серьезной проблемой при перевозке ядерных материалов является необходимость принятия мер по их физической защите (охраны груза от хищения и несанкционированных перемещений).

“Конвенция о физической защите ядерного материала” 1980 года была принята для пресечения незаконного завладения ядерными материалами в процессе их транспортирования. В соответствии с указанным актом предусмотрено, что каждое государство-участник конвенции принимает меры для обеспечения безопасности во время перевозки ядерных материалов. В качестве приложения к Конвенции излагаются уровни защиты ядерных материалов, которые должны соблюдаться государствами - участниками конвенции. Несоблюдение обязательств об уровнях защиты исключает возможность, по Конвенции, сотрудничать с данными государствами в части транспортировки ядерных материалов. По Конвенции должны соблюдаться следующие требования:

- время нахождения груза в  пути должно быть минимальным;

- временное складирование на  остановочных пунктах, число перегрузок в пути должно быть сведено к минимуму;

- необходимо отказаться от регулярности  перевозок ядерных материалов, менять их маршруты, остановки и т.п.;

- сообщения о перевозках должны  передаваться секретными каналами связи с использованием шифров;

- маркировка транспортных средств должна осуществляться с осторожностью и в ограниченном виде;

- круг лиц, осведомленных о  маршруте и сроках перевозки,  должен быть максимально ограничен.23

Участники Конвенции договорились также консультироваться и сотрудничать непосредственно или через международные организации в целях усовершенствования конструкций или улучшения обслуживания систем физической защиты, предназначенных для международной перевозки. Кроме того, государства взяли на себя обязательство не экспортировать или не разрешать экспортировать ядерный материал, пока они не получат гарантий, что этот материал во время международной перевозки будет защищен; государства-участники не импортируют или не разрешают импортировать ядерный материал из страны, не участвующей в Конвенции, если не получат гарантий, что такой материал во время международной перевозки будет защищен. Не разрешаются при отсутствии гарантий безопасности и транзитные перевозки ядерного материала на своей территории по суше или по внутренним водным путям, или через свои аэродромы, или морские порты между государствами, не являющимися участниками Конвенции. Государства определяют в рамках своего законодательства уровни физической защиты ядерного материала, перевозка которого осуществляется из одной части этого государства в другую по международным водам или по воздушному пространству24. Конвенция устанавливает перечень преступных деяний в отношении ядерного материала и меры правовой помощи.

Таким образом, проблема обеспечения ядерной безопасности возникает при осуществлении любой атомной деятельности, в которой каким либо образом используются ядерные материалы.

 

 

    1.  Проблема ответственности в области международного ядерного права

 

 

Относящаяся к  ядерной области деятельность создает риски специфического характера. Эксплуатация ядерных промышленных и научных установок сопряжена с возможностью радиационного заражения. В случае его возникновения необходимо решать проблему ответственности за причиненный ядерный ущерб. Однако, данная проблема пока не получила в международном праве глубокой и всесторонней разработки.

В настоящее  время перед международным сообществом  стоит актуальная проблема развития и совершенствования международного режима ответственности за ядерный  ущерб. Авария 1986 года на Чернобыльской АЭС и 2011 года на японской АЭС Фукусима подтвердили сделанные ранее теоретические оценки, согласно которым ядерная авария может причинить экстремальный ущерб. Отрицательные последствия такой аварии не локализованы в пределах государственных границ; они могут распространяться на регионы, находящиеся на значительном удалении от территории государства, где произошла авария. Может быть нанесен ущерб отдельным лицам, собственности и окружающей среде в нескольких государствах. Даже в ситуациях, когда достигается наивысший стандарт безопасности, невозможно полностью исключить возникновение ядерных и радиационных аварий. Поэтому, законодатели должны обеспечивать правовые режимы, предусматривающие возмещение ядерного ущерба.

На сегодняшний день несколько международных соглашений регулируют ответственность за ядерный ущерб. На всемирном уровне были заключены следующие международные конвенции (открытые для всех государств):   Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, пересмотренная в 1997 году (Венская конвенция); Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 года (еще не вступила в силу); Совместный протокол 1988 года о применении Венской конвенции и

Парижской конвенции (Совместный Протокол).

На региональном уровне были заключены следующие  международные

конвенции об ответственности  за ядерный ущерб (открытые для государств-

членов Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); открытые для других государств только при условии согласия всех Сторон): Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 года (Парижская конвенция); Брюссельская конвенция 1963 года, дополняющая Парижскую конвенцию (Брюссельская дополнительная конвенция).

Венская конвенция и Парижская конвенция устанавливают всеобъемлющие и почти идентичные режимы гражданской ответственности за ядерный ущерб. Цель Брюссельской дополнительной конвенции состоит в том, чтобы увеличить объем возмещения, выплачиваемого за счет финансовых средств государств и международных структур в случаях, когда возмещение в соответствии с Парижской конвенцией не достаточно для покрытия всего ущерба. Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб, которая базируется либо на Венской конвенции, либо на Парижской конвенции, либо на национальном законодательстве в соответствии с Приложением к Конвенции, также предусматривает дополнительное возмещение за счет средств международных структур. Совместный Протокол увязывает Венскую конвенцию и Парижскую конвенцию, обеспечивая распространение выгод одной конвенции также на участников другой конвенции.25

Согласно этим конвенциям гражданско-правовая ответственность  за ядерный ущерб наступает в  случае причинения вреда жизни или  здоровью людей, а также имуществу при условии, что причинение ущерба связано с эксплуатацией ядерных установок определенного типа либо с транспортировкой ядерных материалов или явилось результатом радиоактивных свойств ядерного топлива, радиоактивных продуктов или отходов на ядерной установке.26

У государств имеется  два варианта осуществления норм конвенций на внутригосударственном уровне. Они могут трансформировать содержание конвенций в национальный закон об ответственности. Преимуществом этого

Информация о работе Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве