Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:14, контрольная работа
В современных условиях возрастает роль международного права в определении правового положения различных групп населения: граждан, бипатридов, апатридов, иностранцев, беженцев, женщин, детей. Заключены десятки международных договоров, касающихся отдельных прав индивидов. Совершенствование национального законодательства осуществляется на основе и с учетом международных правовых норм.
Необходимо также иметь представление о международно-правовых мерах обеспечения обязательств государств по правам человека, международных процедурах, формах международного контроля, органах и должностных лицах, в чью компетенцию входит охрана, защита прав человека.
Вступительная часть
1. Права человека как отрасль международного права.
2. Международно-правовые вопросы гражданства.
3. Право убежища и статус беженца.
4. Международные механизмы защиты прав человека.
Заключительная часть
- выявление и предотвращение
новых угроз и нарушений прав
человека и унижения
- привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к значимости прав человека (информационные кампании, деятельность Европейской комиссии за демократию, Европейского центра молодёжи, функционирование в Страсбурге библиотеки прав человека, изучение прав человека в школах, вузах).14
На основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод создан Европейский суд по правам человека, который состоит из числа судей, равного числу государств – членов. Судьи избираются парламентской Ассамблеей сроком на 6 лет с правом переизбираться на новый срок, вплоть до достижения 70 лет. Каждое государство выдвигает трёх кандидатов, из которых, по крайней мере, двое должны быть гражданами этого государства. Кандидат на пост судьи должен обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям. Предъявляемым при назначении на высшие судебные должности в государствах – членах, либо быть правоведом с признанным авторитетом. Судьи выступают в Суде в личном качестве и в процессе исполнения своих обязанностей являются полностью независимыми. Член суда не может быть отстранён от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он больше не соответствует предъявляемым требованиям. В январе 2000 г. в состав суда был избран российский судья А.И. Ковлер.
Европейский Суд может
принимать жалобы от любого физического
лица, неправительственной
Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её протоколами. При этом совсем необязательно быть гражданином государства-участника, против которого направлена жалоба.
Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
В-третьих, жалоба может принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты. Применительно к Российской Федерации любому человеку необходимо пройти все судебные инстанции (вплоть до Верховного Суда РФ) с иском о нарушении своих прав или свобод. При этом решение Конституционного суда необязательно. Правило об исчерпании всех внутригосударственных средств правовой защиты требует и одновременно способствует тому, чтобы государства постоянно совершенствовали свою правозащитную систему, добиваясь её функционирования в соответствии с общепризнанными нормами международного права и процессуальными стандартами, предусмотренными Европейской конвенцией.15
В-четвёртых, жалоба должна быть подана не позднее шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования. Причём ни в конвенции, ни в её протоколах не предусмотрено право лица, чьи права были нарушены, на постановку вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы по каким-либо уважительным причинам. Этот значительный недостаток Конвенции в ряде случаев может привести к серьёзному ограничению прав граждан на обращение в Суд, в том числе и в связи с противодействием этому процессу со стороны каких-либо государственных структур.16
В-пятых, жалоба не должна быть анонимной; однако, если заявитель не желает разглашать своего имени, то должен указать это и предоставить информацию о причинах, объясняющих подобное отступление от правил гласности судебного разбирательства. Председатель Палаты может в исключительных случаях принять решение об анонимности заявителя в исключительных и обоснованных случаях.17
20 марта 1998 г. Указом Президента России была учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, главными функциями которого являются: защита интересов России при рассмотрении дел в Европейском суде, изучение прецедентов и решений Суда и подготовка рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики, обеспечение взаимодействия органов публичной власти всех уровней при исполнении решений Европейского суда.
Общепризнанные права человека стали основной ценностью в современном мире: их можно обнаружить в конституциях и законодательстве каждого государства.
В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX в. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.
Таким образом, в современном праве сложился комплекс принципов и норм, относящихся к общепризнанным правам человека. Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод. Национальное законодательство каждого государства определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления.
Необходимо отметить, что признание прав человека делает их обязательными для соблюдения всеми участниками общественных отношений, связанных с реализацией и защитой прав и свобод личности.
Заключение
Права человека как отрасль международного права представляет собой совокупность международно-правовых норм, определяющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих обязательства государств по закреплению прав и свобод, предоставляющих индивидам юридические возможности защиты признаваемых за ними прав и свобод.
Международное право регулирует отдельные аспекты приобретения гражданства (оптация, трансферт), предусматривает разрешение проблем двойного гражданства, определяет статус лиц без гражданства, ориентируя государства на предоставление благоприятных условий для апатридов. Государства обязуются также создавать максимально благоприятные возможности для беженцев, лиц, получивших политическое убежище.
Список использованной литературы:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г. ), Конвенция о безгражданстве ( 1961 г.), Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ (1997 г.) // Международное публичное право: Сборник документов - М, 1996. Т.1. С. 460-557.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №22.
Федеральный закон «О беженцах» от 25 марта 1993 г. в ред. От 28 июня 1997 года // ВВС РФ. 1993. №12. Ст. 42.
Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года с изм. от 20 декабря 1995 года // ВВС РФ. 1993. №12. Ст. 427; СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5110.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032.
Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. – М.: НИМП, 2001.
Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. – М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1999. Том 1, раздел 6; том 2, раздел 14.
Карташкин В.А. Права человека
в международном и
Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Инфра-М., 2001.
Глушкова С.И. Права человека в России: Учебное пособие. - М., 2005.
Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. - М., 2004.
Саидов А.Х. Международное право прав человека. - М., 2002.
Юнусов А.А. Теоретические проблемы обеспечения прав человека в современной России: Монография / Под ред. Р.С. Мулукаева. - Челябинск, 2005.
1 Международное право: Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. - М., 1999. – с. 353.
2 Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 2000. – с. 478.
3 Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Т.2. Старые и новые теоретические проблемы. – М.: 1999. с.383.
4 Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А.Бекяшева. – М., 1999. – с.184.
5 Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: 2000. – с. 151.
6 Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. – М.: 2000. – с.152.
7 Российская газета. 14 мая 2003 г.
8 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. – М., 1999. с. 112.
9 Саидов А.Х. Международное право прав человека. - М., 2002. С. 138-139.
10 Цит. по Глушкова С.И. Права человека в России: Учебное пособие. - М., 2005. С. 397-398.
11 Юнусов А.А. Теоретические проблемы обеспечения прав человека в современной России: Монография / Под ред. Р.С. Мулукаева. - Челябинск, 2005. С. 99.
12 Организация объединённых наций: основные факты. - М., 2000. С. 278.
13 Глушкова С.И. Права человека в России: Учебное пособие. - М., 2005. С. 403.
14 Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. - М., 2004. С. 11.
15 Глушкова С.И. Права человека в России: Учебное пособие. - М., 2005. С. 415-416.
16 Там же. С. 73.
17 Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. М., 2004. С. 74.