Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:46, контрольная работа
В современных условиях возрастает роль международного права в определении правового положения различных групп населения: граждан, бипатридов, апатридов, иностранцев, беженцев, женщин, детей. Заключены десятки международных договоров, касающихся отдельных прав индивидов. Совершенствование национального законодательства осуществляется на основе и с учетом международных правовых норм.
Необходимо также иметь представление о международно-правовых мерах обеспечения обязательств государств по правам человека, международных процедурах, формах международного контроля, органах и должностных лицах, в чью компетенцию входит охрана, защита прав человека.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Права человека как отрасль международного права………………………...4
2. Международно-правовые вопросы гражданства……………………………..6
3. Право убежища и статус беженца……………………………………………15
4. Международные механизмы защиты прав человека……………………….21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Двойное гражданство (бипатризм) или множественное гражданство – это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами. Двойное гражданство лицо может получить как с ведома государства, в котором оно получило первое гражданство, так и без его ведома.
Двойное гражданство возникает:
В силу различных причин институт двугражданства признается в таких странах, как Великобритания, Армения, Бангладеш, Израиль, в ряде государств Латинской Америки. Двугражданство, с одной стороны, создает для государства определенные социально-экономические и политические преимущества, а с другой - нарушает оптимальный режим регулирования правового статуса индивида и может негативно отражаться на отношениях других лиц в обществе с бипатридами.
В международной практике можно выделить по крайней мере три различных подхода к двойному гражданству: признание двойного гражданства; запрещение двойного гражданства; допущение двойного гражданства. В соответствии с этим в международной практике различают три вида договоров, посвященных вопросам двойного гражданства .
Первый – договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства, примером которого может служить Соглашение между РФ и Туркменистаном от 23 декабря 1993 г., Соглашение между РФ и Таджикистаном от 7 сентября 1995 г.
В
начале апреля 2003 года президенты России
и Туркменистана подписали
Второй – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового. Значительное число договоров о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства в свое время заключил Советский Союз с социалистическими странами (с Румынией в 1978 г.). В основу было положено правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из гражданств. Если выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданство государства, на территории которого постоянно проживало.
Третий
– договоры, направленные на устранение
последствий двойного гражданства
(в связи с оказанием
Общепризнанна норма, согласно которой лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст.3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.). Из этого следует, что если лицо находится на территории одного из государств, гражданством которого он обладает, то другие государства не вправе оказывать ему дипломатическую защиту.
Находящееся
на территории третьего государства, т.е.
государства, гражданином которого
оно не является, лицо, обладающее несколькими
гражданствами, рассматривается как
имеющее только одно из них. Третье
государство руководствуется
Пользование в полном объеме правами и свободами, а также несение обязанностей гражданина той стороны, на территории которой лицо с двойным гражданством проживает, закреплено соглашениями между государствами. Это же касается социального обеспечения лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, - оно производится в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они проживают, если иное не предусмотрено соответствующими договорами между государствами. Лица, обладающие гражданствами обеих сторон, проходят обязательную военную службу на территории той страны, где они на момент призыва постоянно проживают. Такие лица, прошедшие обязательную военную службу одной из сторон, освобождаются от призыва на военную службу другой стороной. В то же время они вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. Находясь на территории третьего государства, они получают защиту и покровительство той стороны, на территории которой постоянно проживают, либо, по их просьбе, другой стороны их гражданства.
Институт европейского гражданства был введен подписанным в 1992 г. в г. Маастрихте Договором о Европейском Союзе. Участники его провозгласили решимость «установить гражданство, общее для граждан их стран». Дополнительно, в качестве приложения к Договору была принята Декларация о гражданстве государства – члена Европейского Союза. Проект новой редакции Договора, одобренный на заседании Европейского Союза в июне 1997 г., свидетельствует о том, что введение гражданства не имеет целью подменить правовую связь граждан Европейского Союза со своими государствами. Права граждан Европейского Союза подлежат охране со стороны его институтов и государств – членов Союза.
Лица без гражданства (апатриды) – это лица, проживающие на территории определенного государства, но не являющиеся его гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Виды безгражданства:
Основная причина безгражданства – «отрицательные» коллизии национальных законодательств о гражданстве. Безгражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если закон предусматривает утрату прежнего гражданства. Например, когда женщина, имеющая либерийское гражданство выходит замуж за шведского гражданина, она становится апатридом, так как автоматически теряет прежнее гражданство. Но автоматически не получает нового. В связи с тем, что в ст. 20 Закона о гражданстве Лихтенштейна от 14 ноября 1933 г. установлено, что женщина перестает быть гражданкой Лихтенштейна, если она выходит замуж за иностранца, ее вступление в брак с гражданином США приведет к автоматической утрате ею первоначального гражданства без автоматического получения нового. Безгражданство может возникнуть с момента рождения лица. Например, если у граждан государства, где действует принцип «права почвы» (Аргентина), рождается на территории другого государства, где действует принцип «права крови» (Швеция), то он становится лицом без гражданства.
Апатриды, как правило, ограничиваются в политических правах, не могут притязать на защиту каким-либо государством. В ряде стран на лиц без гражданства не распространяется законодательство о труде и социальном обеспечении.
Правовое
положение апатридов нашло
Регулирование сокращения и недопущения безгражданства является целью ряда международных соглашений. В первую очередь, это относится к Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. (вступила в силу с 13 декабря 1975 г., бывший СССР не участвовал). Конвенция устанавливает положение о том, что договаривающееся государство не лишает лицо гражданства, если такое лишение гражданства делает его апатридом. Оно предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Следовательно, Конвенция устанавливает приобретение гражданства детьми апатридов по принципу «права почвы» - они получают гражданство по месту рождения. Утрата гражданства женщиной, вышедшей замуж за иностранца, обусловливается приобретением нового гражданства. Никто не должен стать апатридом в результате передачи территории одним государством другому. Договор, оформляющий такую передачу, должен содержать гарантии недопущения безгражданства для лиц, проживающих на передаваемой территории. Что касается рождения на судне или на воздушном корабле, то оно считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, где этот воздушный корабль зарегистрирован.
В соответствии с Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г., недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (как и отказ в приобретении). Конвенция 1961 г. закрепляет общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства.
Вместе с тем, в Конвенции указаны основания возможного прекращения гражданства:
В
целом, нормы международного права
ориентируют государства на сокращение
числа лиц, не имеющих гражданства.
Право убежища – один из старейших правовых институтов. Оно связано с предоставлением по политическим мотивам права безопасного проживания определенному лицу в иностранном государстве, гарантирующем этому лицу основные права и свободы, обязанность предоставления которых закреплена нормами международного права.
В современный период убежище означает оказание государством покровительства лицу, которое преследуется другим государством за политическую деятельность, а также по национальным, расовым, религиозным и другим основаниям.
Покровительство охватывает:
Право убежища признается в качестве такового обеими системами права. Степень конкретизации этого права в национальном законодательстве государств различна. Так, Конституция Италии фиксирует положение о праве убежища на своей территории для политических эмигрантов, а Конституция Мексики запрещает выдачу лиц, преследуемых по политическим мотивам. Конституция Гвинейской Республики предоставляет право убежища иностранцам, которые подвергаются преследованиям за их борьбу в защиту справедливого дела или за их деятельность в области науки и культуры. В Законе о беженцах США 1980г. предусмотрено предоставление убежища лицам, которые прибыли из страны, куда они не могут или не желают возвращаться, либо чью защиту они не могут или не желают использовать. В ст. 63 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Каких-либо иных оснований либо критериев, кроме ссылки на общепризнанные нормы международного права, Конституция РФ не называет. Поэтому необходимо установить содержание данных норм. Международное право исходит из того, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (п.3 ст.1 Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о территориальном убежище 1967 г.). Поэтому международное право содержит общие принципы сотрудничества государств в сфере предоставления права убежища. Эти принципы зафиксированы в ряде международных документов. Прежде всего признается принцип о праве человека на убежище. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. установлено, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Декларация исходит из того, что такое преследование основывается на политических мотивах. В связи с этим в Декларации подчеркивается, что право на убежище не может быть использовано в случае преследования, которое в действительности касается совершения неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. В несколько ином виде эти положения изложены в ст.27 Американской Декларации прав и свобод человека от 2 мая 1948 г., принятой на девятой межамериканской конференции: «Каждый человек имеет право в случае преследования, не являющегося результатом обычного преступления, искать и получать убежище на иностранной территории в соответствии с законом соответствующей страны и международными соглашениями». Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. (вступила в силу в 1978 г.) в ст.22 «Свобода передвижения и поселения» закрепила следующую формулировку: «Каждое лицо имеет право искать и получать убежище на иностранной территории в соответствии с законодательством этого государства и международными конвенциями в случае обвинения его в политическом или сходном с ним преступлении».
Информация о работе Права человека по современному международному праву