Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:25, реферат
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и история прав человека.
2. Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ТЕМА: Права человека:
история и современность.
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и
история прав человека.
2. Важнейшие права
личности и проблема их
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена,
а в наши дни особенно, политика
оказывает важное, порою судьбоносное
влияние на жизнь отдельных людей
и целых народов. Она неразрывно
связана с самыми глубокими основами
человеческой цивилизации. Как отмечал
еще в V в. до н.э. величайший ум античности
Аристотель, политика коренится в природе
человека как социального существа, способного
полноценно жить лишь в коллективе, обществе
и "обреченного" взаимодействовать
с другими людьми.
Политические знания
и культура нужны сегодня любому
человеку, независимо от его профессиональной
принадлежности, поскольку, живя в обществе,
он неизбежно должен взаимодействовать
с другими людьми и государством.
Без обладания такими знаниями личность
рискует стать разменной
Массовая политическая
грамотность граждан необходима
и всему обществу, ибо предохраняет
его от деспотизма и тирании, от антигуманных
и экономически неэффективных форм
государственной и общественной
организации. Поэтому сознательное
формирование политической культуры как
искусства совместного
И если в государствах
с прочно укоренившимися в сознании
масс демократическими традициями и
эффективными институтами контроля
за правительством и другими властями
часть граждан может позволить
себе некоторую аполитичность, то в
странах, недавно переживших авторитарные
или даже тоталитарные, диктаторские
режимы, массовое отстранение от политики
чревато тяжелыми социальными последствиями.
Демократический строй не может
утвердиться и быть эффективным
без соответствующей
Способность граждан
к принятию рациональных решений, участию
в политике не формируется стихийно,
а обретается в ходе систематического
приобретения ими соответствующих
знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально
развитых демократических странах
существуют специальные институты
политического образования, помогающие
решать эти задачи. Деятельность таких
учреждений не могут заменить средства
массовой политической коммуникации -
телевидение, радио, газеты, дающие обычно
лишь поверхностную картину событий
и предполагающие умение граждан
самостоятельно, критически анализировать
получаемую информацию.
Практическое осуществление
политико-просветительской деятельности
в современном мире выходит за
рамки национально-
Демократическое политическое
образование базируется на признании
основных гуманистических ценностей
и прежде всего свободы и достоинства
каждой личности, ее естественных, неотъемлемых
прав. Оно помогает гражданину правильно
оценить соответствующий
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Ориентация политики
на интересы людей, живущих в обществе,
ее очеловечивание осуществляются с
помощью определенных принципов, воплощающих
гуманистические ценности во взаимоотношениях
между индивидом, обществом и
государством. Такой специфической
конкретизацией гуманистических представлений
применительно к миру политики являются
права человека. Они представляют
собой принципы, нормы взаимоотношений
между людьми и государством, обеспечивающие
индивиду возможность действовать
по своему усмотрению (эту часть
прав обычно называют свободами) или
получать определенные блага (это - собственно
права).
Проблема прав человека,
выражаемая в той или иной форме,
сопутствует всей истории человечества.
Права человека представляют собой
один из способов трактовки и практического
решения вопроса
Возможны четыре
основных способа взаимоотношений
индивидов с властью: тоталитарный,
патриархальный, индивидуалистический
и партиципаторный (участия). Первая,
тоталитарная модель таких взаимоотношений
исходит из отождествления общества
и государства, из безусловного приоритета
целого над частью и полного подчинения
индивида государству. Она исключает
саму постановку проблемы прав человека,
поскольку индивид
Патриархальный тип
взаимоотношений индивида и власти
предполагает сложную иерархию прав
и обязанностей людей, неравенство
их положения в отношениях власти.
Он делит общество на различные сословия
и группы, низшие из которых политически
бесправны, высшие же обладают максимальными
властными полномочиями, главным
источником и распределителем которых
является авторитарный правитель (монарх,
диктатор и т.п.), венчающий пирамиду
власти.
Индивидуалистический
способ взаимоотношений личности и
власти основан на приоритете индивида
в отношениях с государством. Наиболее
ярко он представлен в либерализме,
который исходит из того, что свободная
личность есть конечный источник всякой
власти в обществе, в том числе
и самого государства. Последнее
является результатом соглашения, договора
свободных индивидов. Оно подконтрольно
народу и призвано выполнять лишь
строго ограниченные функции - обеспечение
безопасности и свободы граждан,
поддержание общественного
Взаимоотношения индивида
и власти во внеполитических сферах
и пути утверждения в них свободы
и достоинства личности либерализмом
вообще не рассматриваются. В результате
сама проблема прав человека ставится
главным образом в форме
В современной политической
науке преобладает третий, партиципаторный
подход к взаимоотношениям индивида
и власти. Он лишен крайностей и
не рассматривает личность как изолированного,
независимого от общества индивида, вынужденного
в союзе с себе подобными создать
государство и подчиняться ему в определенных
вопросах, а исходит из неразрывности
и противоречивости взаимоотношений между
личностью, обществом и государством.
В этом случае сама проблема прав человека
усматривается не только и не столько
в ограждении индивида от государственного
вмешательства, а в использовании государства
в целях создания наилучших условий свободного
существования и развития личности.
Все четыре рассмотренных
выше способа взаимоотношений
На заре человечества
в условиях родоплеменного строя
проблема прав человека не стояла и
не могла стоять, так как в то
время не было отчужденной от индивидов
власти, а значит и необходимости
утверждать и защищать во властных
отношениях ценность личности, ее свободу.
Кроме того, "средний" человек
догосударственной и
Само возникновение
проблемы прав человека неразрывно связано
с развитием общества, государства
и человеческой индивидуальности. Не
случайно впервые идеи прав личности
возникают лишь у немногих материально
обеспеченных мыслителей, обладающих
развитым самосознанием и чувством
собственного достоинства. Исторически
первой формой осмысления и утверждения
индивидуального достоинства и
автономии личности по отношению
к власти стали идеи естественного
права, возникшие в первом тысячелетии
до н.э.
Впервые эти идеи
встречаются у древнегреческих
философов-софистов: Ликофрона, Антифона,
Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они
утверждали, что все люди равны
от рождения и имеют одинаковые,
обусловленные природой права. Само
же государство Ликофрон трактовал
как результат общественного
договора. Идею договорного происхождения
государства и равенства всех
людей перед небом отстаивал
в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы.
Значительный вклад
в концепцию прав человека внес Аристотель.
Он защищал права, присущие человеку
от рождения, и прежде всего его
право на частную собственность.
Это право коренится в самой
природе человека и основывается
на его любви к самому себе. Аристотель
высказал ряд идей, близких к современной
концепции прав человека. Так, он не
только признавал права гражданина
государства, но и различал естественное
и условное, позитивное право, а также
считал, что естественное право должно
служить образцом для права условного,
которое, в свою очередь, более изменчиво
и является результатом деятельности
властей и соглашений между людьми.
Эта идея верховенства естественного
права над законами государства
получила свое развитие в современных
теориях прав человека, в том числе
в концепции правового
Формы государства
по Аристотелю определяются тем, с одной
стороны, кто правит (один, немногие,
все), а с другой - тем, во имя чего
осуществляется само правление (во имя
общей пользы или личного блага).
Исхода из этих оснований, Аристотель
подразделяет формы государства
на правильные (монархию, аристократию,
политию), при которых правители
преследуют общую пользу, и неправильные
(тирания, олигархия, демократия), где
в основе лежат только собственные
интересы правителей. В "Политике"
Аристотель называет политию наилучшей
из правильных форм, хотя монархия представляется
ему "первоначальной и самой божественной".
Что касается демократии, то Аристотель
вслед за Платоном, для которого
демократия равнозначна лишь охлократии
(власть толпы, черни), относится к
демократии критически. Он полагает, что
как власть масс она может привести
к тирании большинства либо к
власти единоличного тирана.
Автономия, достоинство
и равенство индивидов во взаимоотношениях
с властью и другими людьми
распространялись философами Древней
Греции и Древнего Рима главным образом
лишь на свободных граждан, но не на
рабов, которые, как считал Аристотель,
самой природой наделены качествами,
предназначенными для подчинения и
исполнения указаний господина. Среди
античных сторонников естественного
права лишь стоики провозгласили
лозунг равенства людей по природе,
независимо от пола, национальности и
социального положения, поскольку
все люди созданы космосом и над
всеми "равно тяготеет судьба".
Выдающийся вклад
в массовое распространение