Права человека: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:25, реферат

Краткое описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и история прав человека.
2. Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат политология.docx

— 40.93 Кб (Скачать)

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют  обязанности государства, лиц и  организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь "равенство в нищете", как это имело место во многих странах административного социализма.  

Более конкретной и  широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого  слова), культурные и экологические.  

Гражданские (личные) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие  в основном характер негативного  права. Их не следует путать с правами  гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские  права производны от естественного  права на жизнь и свободу, которым  от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и  других людей. Эти права позволяют  человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством. К гражданским правам обычно относят  право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных  и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том  числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.  

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами  политическими. Основанием для этого  служит преимущественно негативный характер тех и других, а также  направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.  

Политические права  определяют возможности активного  участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе  свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые  другие.  

В СССР и других коммунистических государствах длительное время господствовал  разрешительный подход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуя согласия властей  на их реализацию. Для того же чтобы  эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный  характер, т.е. условием их реализации должно быть не предварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка.  

К гражданским и  политическим правам непосредственно  примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления  и основными факторами хозяйственной  деятельности: условиями производства и рабочей силой: Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав - права  частной собственности, предпринимательства  и свободного распоряжения рабочей  силой - обычно рассматривались как  основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную  группу, однопорядковую с правами  гражданскими, политическими и т.п.  

Особое место среди  экономических прав занимает право  частной собственности. В странах  Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматривалось как  одно из первейших для существования  гражданского общества и обеспечения  индивидуальной свободы. В коммунистических же государствах оно вообще отрицалось, сводилось к праву личной собственности  на предметы индивидуального потребления. Однако опыт всех без исключения стран  показал, что запрет частной собственности  противоестествен для человека. Он подрывает мотивацию добросовестного  инициативного труда, порождает  массовую хозяйственную безответственность и социальное иждивенчество, ведет  к тоталитарной дегуманизации общества и к разрушению самой человеческой личности. Индивид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств  производства, возможностей проявить предприимчивость, попадает в тотальную  зависимость от власти, лишается свободы  и индивидуальности.  

Кроме того, отсутствие права собственности обрекает большинство  граждан на бедность и нищету, поскольку  без законодательного признания  и фактического осуществления этого  права невозможна эффективная рыночная экономика. Именно частная собственность  является тем мельчайшим кирпичиком, из которых складывается все сложное  здание современного хозяйственного механизма, в том числе и различные  виды групповой собственности: кооперативной, акционерной и т.д.  

В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости  ограничения права частной собственности, впрочем, как почти любого другого  права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к существенным изменениям самой трактовки частной  собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня  мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Отошел на задний план, хотя в целом  и сохранился, принцип неприкосновенности собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого рода ограничений никак не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. Для посткоммунистических стран, в том числе для России, нахождение оптимальных форм его практического осуществления в интересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха политики реформирования.  

Гражданские, политические и экономические права нередко  называют правами либеральными или  же правами первого поколения. Все  они носят характер преимущественно  негативного права, ограждающего свободу  личности от посягательств власти и  других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.  

К правам второго  поколения относят социальные (в  широком значении этого термина) права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную  жизнь каждому человеку. Их специфика  состоит, прежде всего, в том, что  реализация этой группы прав большинством населения еще не полностью обеспечивается конституционным закреплением и  государственной охраной, а требует  создания целого комплекса материальных благ.  

К правам второго  поколения относятся собственно социальные, культурные и экологические. Все вместе они определяют обязанности  государства гарантировать каждому  человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания  человеческого достоинства, нормального  удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду. При этом социальные права  связаны с обеспечением каждому  человеку достойного уровня жизни и  социальной защищенности. Это права  на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образование и т.п.  

Культурные права  призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые  другие. Экологические права - это  права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или  его имуществу экологическими правонарушениями.  

Права человека носят  характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, сексуальные или национальные меньшинства и т.д. В последнее  десятилетие в связи с активизацией националистических движений особую остроту  приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение  с основополагающими правами  человека. Во многих новых государствах, образовавшихся после распада СССР, Югославии и некоторых других многонациональных коммунистических стран, получение народами национально-государственной  независимости стало использоваться правящими элитами для разжигания национальной ненависти, политической дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национальности. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международным сообществом.  

Права человека и  права народов призваны взаимно  дополнять друг друга. Причем права  человека являются в этом взаимоотношении  основополагающими, имеют более  высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для  самих составляющих его граждан  иллюзией, используемой власть имущими  в своих корыстных целях. Как  отмечено в итоговом документе Московского  заседания Конференции по человеческому  измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение  соблюдения прав человека выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств.  

Право наций на самоопределение  призвано создавать государственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических  этнических, лингвистических, религиозных  и других коллективных интересов. При  соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет  и государственную независимость  в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости  народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельствуют, в частности, добровольная передача подавляющим  большинством европейских стран  своих основных прав в области  национально-государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направлении создания единого  федеративного государства.  

Права человека чрезвычайно  разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают и специфику  отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д. В последние десятилетия в  рамках ОВСЕ активно разрабатывается  каталог прав человека, который детализирует и существенно дополняет рассмотренные  выше права личности.  

Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с  обязанностями людей. В конституциях западных государств обязанности граждан  почти не упоминались вплоть до второй мировой войны, хотя в целом они  в той или иной форме включались в законодательство.  

В обязанности граждан  демократических государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д. В некоторых странах  к числу важнейших обязанностей граждан относится участие в  голосовании на выборах в органы государственной власти и воинская повинность. В конституциях отдельных  стран говорится и об обязанности  трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). Однако ответственность  за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается.  

Вопрос об ответственности  за нарушение прав и обязанностей личности имеет важнейшее значение для их практического осуществления. Без определения конкретной ответственности  органов власти, должностных лиц  и отдельных граждан в этой области конституционная фиксация прав человека превращается не более  чем в красивую декларацию.  

Для того чтобы они  стали реальностью, необходим также  целый комплекс общественных гарантий. К ним относятся материальные (финансовые средства и собственность), политические (разделение властей, наличие  независимой оппозиции, суда, СМИ  и т.д.), юридические (демократическое  законодательство и судебная система) и духовно-нравственные (необходимый  образовательный уровень, доступ к  информации, демократическое общественное мнение и нравственная атмосфера) гарантии.  

Практическая реализация всего комплекса прав человека - сложная, всеобъемлющая задача, степень  решения которой непосредственно  характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм, как  отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации. В современном мире соблюдение и все более богатое  конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием  внутренней и международной политики, ее гуманного, человеческого измерения.  

Информация о работе Права человека: история и современность