Права человека по современному международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях возрастает роль международного права в определении правового положения различных групп населения: граждан, бипатридов, апатридов, иностранцев, беженцев, женщин, детей. Заключены десятки международных договоров, касающихся отдельных прав индивидов. Совершенствование национального законодательства осуществляется на основе и с учетом международных правовых норм.

Необходимо также иметь представление о международно-правовых мерах обеспечения обязательств государств по правам человека, международных процедурах, формах международного контроля, органах и должностных лицах, в чью компетенцию входит охрана, защита прав человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Права человека как отрасль международного права………………………...4

2. Международно-правовые вопросы гражданства……………………………..6

3. Право убежища и статус беженца……………………………………………15

4. Международные механизмы защиты прав человека……………………….21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

меж.право.docx

— 52.85 Кб (Скачать)

     Африканская Хартия прав человека и народов, принятая в 1981 г. (вступила в силу в 1988 г.), трактует это право более широко: «Каждый  имеет право в случае преследования  искать и получать убежище в других странах в соответствии с законодательством  этих стран и международными соглашениями» (ст.12).

     С учетом сказанного можно сформулировать ряд принципов, касающихся убежища, закрепленных в международных документах:

     Каждое  государство, исходя из своего суверенитета, имеет право предоставлять убежище.

     Убежище является мирным и гуманным актом  и поэтому не может рассматриваться  другими государствами как недружественное  действие. Предоставляемое государством убежище определенным лицам должно уважаться всеми другими государствами.

     Каждый  человек имеет право искать в  других странах убежище от преследования  и пользоваться этим убежищем. К  лицам, которым предоставлено убежище, не должны применяться такие меры, как отказ от разрешения перехода границ, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где эти лица могут подвергнуться  преследованию. Невыдача и невысылка лица, получившего убежище, - существенная черта содержания права убежища.

     Государство само оценивает основания для  предоставления убежища. Как правило, убежище предоставляется лицам, преследуемым на родине по политическим, национальным, расовым, религиозным  и другим мотивам. Следовательно, лицо, совершившее преступление неполитического  характера, не может претендовать на получение убежища. Кроме того, лицо не может претендовать на получение  убежища, если оно, как уже говорилось, совершило действия, противоречащие целям и принципам ООН. Так, на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, если в отношении него есть серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Государство может также отказать лицу в предоставлении убежища по имеющим решающее значение соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, например, в случае массового притока людей.

     Государство, предоставившее убежище, не должно позволять  лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям  и принципам ООН.

     Положение лиц, получивших убежище без ущерба для суверенитета предоставившего  убежище государства и целей  и принципов ООН, должно быть предметом  заботы международного сообщества. В  частности, это касается защиты прав и основных свобод человека. Лицам, получившим убежище, должны быть предоставлены  права и основные свободы человека в не меньшем объеме, чем иностранцам в данном государстве. Если для какого-либо государства оказывается затруднительным предоставление или дальнейшее предоставление убежища, государства раздельно или совместно или через ООН должны рассматривать в духе международной солидарности необходимые меры для облегчения бремени, лежащего на данном государстве.

     Ряд указанных выше положений нашел закрепление в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. Следует обратить внимание и на то, что международное право регулирует вопросы именно территориального убежища, т.е. ситуации когда убежище предоставляется на территории одного государства лицам, прибывшим из другого государства. Однако в практике отдельных государств имели место случаи предоставления дипломатического убежища, хотя каких-либо общих норм международного права об убежище в посольствах не существует. Особенно это касалось практики латиноамериканских государств, признававших право предоставления политического убежища в посольствах.

     Что касается позиции Российской Федерации  в отношении права убежища, то она нашла закрепление в Конституции, а также в Положении о порядке  предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. Оно определяет порядок предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства и их статус. Положение исходит из того, что политическое убежище указанным категориям лиц предоставляется на основании общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ и данным Положением. Положение определяет условия предоставления политического убежища. Оно предоставляется лицам, которые ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Условием предоставления политического убежища является и то, что преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении данного убежища. Оно производится указом Президента Российской Федерации. Лицо, получившее политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами. Исключение составляют случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Члены семьи лица, получившего политическое убежище, также получают такое убежище при условии их согласия с ходатайством. При этом согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется. В Положении определены и основания для отказа в предоставлении политического убежища. Оно не предоставляется, если лицо преследуется за действия (или бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или если лицо виновно в совершении действий, противоречащим целям и принципам ООН. Кроме того, убежище не предоставляется лицу, которое привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вынесен вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации.

     Лицо, намеренное приобрести политическое убежище, должно лично обратиться в территориальный  орган Федеральной миграционной службы МВД России по месту своего пребывания с письменным ходатайством. При наличии достаточных оснований  для рассмотрения ходатайства о  получении убежища оно направляется в Федеральную миграционную службу МВД России, которая после его  рассмотрения и получения необходимых  заключений направляет все материалы  в Комиссию по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации  со своим заключением. Комиссия, рассмотрев ходатайство лица и соответствующие  материалы, вносит свои предложения  Президенту Российской Федерации для  принятия решения. Если просьба лица о предоставлении ему Российской Федерацией политического убежища  удовлетворяется, лицу и членам его  семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством, а органы внутренних дел оформляют указанным лицам вид на жительство. В случае отклонения ходатайства дальнейшее пребывание лица на территории Российской Федерации регулируется законодательством, касающемся порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России. 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Международные механизмы защиты прав человека 

     Большое значение для защиты прав и свобод человека на международном уровне имеют  различные конвенционные органы, учреждённые на основе международных  договоров по правам человека. Согласно Уставу ООН ответственность за выполнение функций Организации в области  прав человека несёт Экономический  и Социальный Совет. ЭКОСОС уполномочивается Уставом ООН «делать рекомендации в целях поощрения уважения и  соблюдения прав человека и основных свобод для всех» (п. 2 ст. 62).

     Для выполнения возложенных на него функций  ЭКОСОС создаёт специальные комиссии. Комиссия по правам человека была создана  в 1946 г. составе 18 государств-членов (в  настоящее время – представители 56 государств-членов, избираемых на три  года). Комиссия проводит ежегодные  сессии в течение шести недель. Её комментарии по вопросам, относящимся  к Пакту, преследуют цель помочь государствам-участникам претворить в жизнь права, зафиксированные  в Пакте, а также привлечь их внимание к недостаткам докладов и процедурам подготовки докладов. Кроме того, Комиссия может давать рекомендации Совету по результатам рассмотрения отдельных  докладов.

     Для изучения практики грубых нарушений  прав человека в мире Комиссия после 1980 г. учредила несколько специальных  органов, имеющих «тематические  мандаты». Сейчас существуют две тематические рабочие группы:

              а) по вопросу о недобровольных или насильственных исчезновениях;              б) по произвольным задержаниям.

     На  основе Международного пакта о гражданских  и политических правах создан Комитет  по правам человека в составе 18 членов, избираемых на 4 года тайным голосованием из списка лиц, предлагаемых Генеральным  секретарём. Комитет рассматривает  представляемые государствами-участниками доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь положений Пакта и дает им рекомендации. С жалобой в Комитет по правам человека может обратиться потерпевшее лицо (лично или через уполномоченного); лицо, жалоба которого касается решений государственных органов, принятых после 1991 г. – вступления в силу Факультативного протокола;  лицо, исчерпавшее все внутренние средства обжалования по национальному законодательству; лицо, жалоба которого подана только в Комитет по правам человека и не рассматривается другими международными органами.  Выводы Комитета предаются гласности немедленно после заседания, на котором они были приняты, и повторяются в ежегодном докладе Комитета на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

     Совет Европы основан в 1949 г. и объединяет 44 государства и представляет интересы более чем 800 миллионов жителей  Европы. Главным приоритетом в  работе Совета Европы является защита прав человека и основных свобод в  странах-членах Совета Европы. Основными  направлениями этой деятельности являются:

     - создание эффективной системы  контроля, защиты и уважения прав  и свобод личности через действие  Европейской конвенции по правам  человека, Европейского Суда по  правам человека, деятельность Комитета  Парламентской Ассамблеи по мониторингу,  поддержка системы институтов  прав человека и неправительственных  организаций в этой сфере;

     - выявление и предотвращение новых  угроз и нарушений прав человека  и унижения человеческого достоинства  посредством новых конвенций  и резолюций;

      - привлечение внимания политиков,  властных структур и общественности  к значимости прав человека (информационные  кампании, деятельность Европейской  комиссии за демократию, Европейского  центра молодёжи, функционирование  в Страсбурге библиотеки прав  человека, изучение прав человека  в школах, вузах).

     На  основе Европейской Конвенции о  защите прав человека и основных свобод создан Европейский суд по правам человека, который состоит из числа судей, равного числу государств – членов. Судьи избираются парламентской Ассамблеей сроком на 6 лет с правом переизбираться на новый срок, вплоть до достижения 70 лет. Каждое государство выдвигает трёх кандидатов, из которых, по крайней мере, двое должны быть гражданами этого государства. Кандидат на пост судьи должен обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям. Предъявляемым при назначении на высшие судебные должности в государствах – членах, либо быть правоведом с признанным авторитетом. Судьи выступают в Суде в личном качестве и в процессе исполнения своих обязанностей являются полностью независимыми. Член суда не может быть отстранён от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он больше не соответствует предъявляемым требованиям. В январе 2000 г. в состав суда был избран российский судья А.И. Ковлер.

     Европейский Суд может принимать жалобы от любого физического лица, неправительственной  организации или группы частных  лиц. Однако установлены определённые обстоятельства принятия жалоб и  признания жалобы приемлемой.

     Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или  её протоколами. При этом совсем необязательно  быть гражданином государства-участника, против которого направлена жалоба.

     Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение  лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

     В-третьих, жалоба может принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты. Применительно к Российской Федерации любому человеку необходимо пройти все судебные инстанции (вплоть до Верховного Суда РФ) с иском о нарушении своих прав или свобод. При этом решение Конституционного суда необязательно. Правило об исчерпании всех внутригосударственных средств правовой защиты требует и одновременно способствует тому, чтобы государства постоянно совершенствовали свою правозащитную систему, добиваясь её функционирования в соответствии с общепризнанными нормами международного права и процессуальными стандартами, предусмотренными Европейской конвенцией.

     В-четвёртых, жалоба должна быть подана не позднее  шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования. Причём ни в конвенции, ни в её протоколах не предусмотрено  право лица, чьи права были нарушены, на постановку вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы по каким-либо уважительным причинам. Этот значительный недостаток Конвенции  в ряде случаев может привести к серьёзному ограничению прав граждан  на обращение в Суд, в том числе  и в связи с противодействием этому процессу со стороны каких-либо государственных структур.

Информация о работе Права человека по современному международному праву