Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:36, контрольная работа
Международные организации как элитарный идеал наиболее разумной и справедливой организации социальной жизни рассматривались многими выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам предполагал, что создание международного суда может стать универсальным средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных государств".
Введение
Современные международные отношения имеют одну особенность – диалектичность развития:
С одной стороны все больше развивается международное сотрудничество с целью установления мира и безопасности, политического, экономического, культурного сотрудничества на основе взаимных интересов. А, с другой стороны, все более очевидной становится проблема насилия, жестокости и непримиримости в этих самых международных отношениях. Насколько более глобальными становятся взаимоотношения между народами, настолько более глобальными становятся и конфликты между группами людей. При таких условиях в современном мире обозначилась тенденция к росту влияния международных организаций как формы сотрудничества государств, в связи с этим идет бурное их развитие: дальнейшее расширение их компетенции, усложнение структуры и расширение участников международных отношений – все более важными субъектами становятся межгосударственные и негосударственные объединения (при этом, не умаляется роль межгосударственных отношений). Они создаются для реализации определенных целей государств и не государств (физических лиц, например) участников. Поскольку развитие мировых хозяйственных связей, средств массовой информации, научно-техническая революция, взаимовлияние культур приводят к необходимости более продуманной и координированной интеграции, которая учитывала бы интересы всех социальных, этнических, религиозных, культурных групп, то в свете растущей глобализации, все более важную роль играют не просто отношения между государствами а, более широкие по спектру полномочий, международные организации. Международные организации - сравнительно "молодой" субъект международных отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что "знание" о международных организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.1
Мечты о такой форме
организации человеческого
Международные организации
как элитарный идеал наиболее
разумной и справедливой организации
социальной жизни рассматривались
многими выдающимися
В середине девятнадцатого
столетия появились первые международные
межправительственные организации. Появление
этих организаций было вызвано двумя
взаимоисключающими причинами. Во-первых,
образованием в результате буржуазно-демократических
революций суверенных государств, стремящихся
к национальной независимости, и, во-вторых,
успехами научно-технической революции,
породившими тенденцию к
Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения этих двух противоположных тенденций - желания развиваться в рамках суверенного государства и невозможности делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Последние, в свою очередь, эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.
1. История возникновения международных организаций.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации (например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и административные союзы.
Именно административные
союзы и оказались наиболее подходящей
формой развития межправительственных
организаций. Первая мировая война
задержала развитие международных
организаций и привела к
Один из таких проектов
лег в основу Лиги Наций (1919), так
и не ставшей эффективным
С позиций сегодняшнего дня
неудачи Лиги Наций объясняются
причинами двойственного
В целом за время от первой
до второй мировой войны разработка
проблем организации
Вторая мировая война
в силу ее масштаба дала мощный толчок
правительственной и
На правительственном уровне вопрос о создании организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать, что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое внимание и вопросу о том, как строить мир, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной организации.
В научной литературе серьезные разногласия вызывает вопрос о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 4 декабря 1941 года.
Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны и равновелики.
Отмеченные биполярностью,
противостоянием и растущим взаимным
непониманием, годы холодной войны
воспрепятствовали выполнению многими
международными организациями надежд,
которые возлагались на них как
самими государствами, так и общественным
мнением. Переломной в этом смысле стала
эпоха 1989-1990 годов. Крутые перемены связаны
с падением Берлинской стены и
утратой политическими
Сейчас возникла необходимость по-новому организовать совместную жизнь народов. Вопрос о ее принципах и целях уже поставлен. К сожалению, ответы на него часто носят утопический характер. Участились региональные конфликты, связанные с национализмом и стремлением к суверенитету. К ним добавляются религиозные и этнические страсти, социальные различия и культурные противоречия, территориальные притязания и стремление к политической и экономической власти.
Важно создать конструктивную
многостороннюю базу международного сотрудничества,
установить глобальные и региональные
зоны мирного сосуществования, стабилизировать
их, сделать контролируемыми и
жизнеспособными с
Приоритетными направлениями в этой области являются: полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь разработанных международным сообществом в последние годы концепций.
2. Юридическая природа международных организаций
Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.
1. Создание в соответствии с международным правом.
Если международная
Международный договор или
любое из его постановлений
2. Учреждение на основе
международного договора. Как правило,
международные организации
Сторонами учредительного акта
являются суверенные государства. Однако
в последние годы полноправными
участниками международных
Международные организации
могут быть созданы в соответствии
с резолюциями других организаций,
имеющих более общую
3. Осуществление сотрудничества
в конкретных областях
Международные организации
создаются для координации
Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).
Международные организации становятся посредниками между государствами- членами.
4. Наличие соответствующей
организационной структуры.
Межправительственные
Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.
5. Наличие прав и обязанностей
организации. Права и
Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.
6. Самостоятельные международные
права и обязанности
2.1 Правосубъектность международных организаций.
Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.5
Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.