Международные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Международные организации как элитарный идеал наиболее разумной и справедливой организации социальной жизни рассматривались многими выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам предполагал, что создание международного суда может стать универсальным средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных государств".

Файлы: 1 файл

Международное право контрольная.docx

— 44.52 Кб (Скачать)

Введение

    Современные международные отношения имеют одну особенность – диалектичность развития:

    С одной стороны все больше развивается международное сотрудничество с целью установления мира и безопасности, политического, экономического, культурного сотрудничества на основе взаимных интересов. А, с другой стороны, все более очевидной становится проблема насилия, жестокости и непримиримости в этих самых международных отношениях. Насколько более глобальными становятся взаимоотношения между народами, настолько более глобальными становятся и конфликты между группами людей. При таких условиях в современном мире обозначилась тенденция к росту влияния международных организаций как формы сотрудничества государств, в связи с этим идет бурное их развитие: дальнейшее расширение их компетенции, усложнение структуры и расширение участников международных отношений – все более важными субъектами становятся межгосударственные и негосударственные объединения (при этом, не умаляется роль межгосударственных отношений). Они создаются для реализации определенных целей государств и не государств (физических лиц, например) участников. Поскольку развитие мировых хозяйственных связей, средств массовой информации, научно-техническая революция, взаимовлияние культур приводят к необходимости более продуманной и координированной интеграции, которая учитывала бы интересы всех социальных, этнических, религиозных, культурных групп, то в свете растущей глобализации, все более важную роль играют не просто отношения между государствами а, более широкие по спектру полномочий, международные организации. Международные организации - сравнительно "молодой" субъект международных отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что "знание" о международных организациях появилось  задолго до их внедрения в международные  отношения.1

Мечты о такой форме  организации человеческого общества можно обнаружить в трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на обеспечение международной  безопасности, а в начале двадцатого столетия появилось более 80 таких  проектов.

Международные организации  как элитарный идеал наиболее разумной и справедливой организации  социальной жизни рассматривались  многими выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам предполагал, что создание международного суда может стать универсальным средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных государств".

В середине девятнадцатого столетия появились первые международные  межправительственные организации. Появление  этих организаций было вызвано двумя  взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических  революций суверенных государств, стремящихся  к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости  и взаимосвязанности государств.2

Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали  всестороннюю связь и взаимозависимость  наций друг от друга. Необходимость  примирения этих двух противоположных тенденций - желания развиваться в рамках суверенного государства и невозможности делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Последние, в свою очередь, эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.

     1. История возникновения международных организаций.

      Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации (например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и административные союзы.

Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. Первая мировая война  задержала развитие международных  организаций и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание  губительности мировых войн для  развития человеческой цивилизации  стимулировало появление проектов создания международных организаций  политической ориентации в целях  предотвращения войн.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так  и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания  безопасности государств.

С позиций сегодняшнего дня  неудачи Лиги Наций объясняются  причинами двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919-1939 годов не содействовала позитивным акциям новой международной политической структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или доминирующему положению в мире. Крайними полюсами этой тенденции можно назвать национал-социалистическую Германию и коммунистический Советский Союз. Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития межгосударственных отношений.3

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными темпами.

Вторая мировая война  в силу ее масштаба дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе во многих государствах по разработке проблем послевоенной организации  мира и безопасности.

На правительственном  уровне вопрос о создании организации  международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно  даже сказать, что параллельно с  военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое внимание и вопросу  о том, как строить мир, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной  организации.

В научной литературе серьезные  разногласия вызывает вопрос о том, кто из союзников и в каком  документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 4 декабря 1941 года.

Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны  и равновелики.

Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием, годы холодной войны  воспрепятствовали выполнению многими  международными организациями надежд, которые возлагались на них как  самими государствами, так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала  эпоха 1989-1990 годов. Крутые перемены связаны  с падением Берлинской стены и  утратой политическими идеологиями  их прежней власти, что явилось  причиной поворота в двусторонних и  многосторонних отношениях различных  стран.

Сейчас возникла необходимость  по-новому организовать совместную жизнь  народов. Вопрос о ее принципах и  целях уже поставлен. К сожалению, ответы на него часто носят утопический  характер. Участились региональные конфликты, связанные с национализмом и  стремлением к суверенитету. К  ним добавляются религиозные  и этнические страсти, социальные различия и культурные противоречия, территориальные  притязания и стремление к политической и экономической власти.

Важно создать конструктивную многостороннюю базу международного сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного сосуществования, стабилизировать  их, сделать контролируемыми и  жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов.

Приоритетными направлениями  в этой области являются: полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение безопасности и предсказуемости  мировых торговых отношений посредством  создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь разработанных международным сообществом в последние годы концепций.

      2. Юридическая природа международных организаций

     Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.

1. Создание в соответствии  с международным правом.

Если международная организация  создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации  должен быть признан ничтожным и  действие его прекращено в кратчайший срок.

Международный договор или  любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.4

2. Учреждение на основе  международного договора. Как правило,  международные организации создаются  на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола  и т.д.). Объектом такого договора  является поведение субъектов  (сторон договора) и самой международной  организации.

Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными  участниками международных организаций  являются также межправительственные организации. Например, Европейский  Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации  могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию;

3. Осуществление сотрудничества  в конкретных областях деятельности.

Международные организации  создаются для координации усилий государств в той или иной области.

Международные организации  призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация  ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).

Международные организации  становятся посредниками между государствами- членами.

4. Наличие соответствующей  организационной структуры. Этот  признак является одним из  важных признаков наличия международной  организации. Он как бы подтверждает  постоянный характер организации  и тем самым отличает ее  от многочисленных других форм  международного сотрудничества,

Межправительственные организации  имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую  систему главных и вспомогательных  органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными  органами являются советы.

Административный аппарат  возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все организации  имеют постоянные или временные  исполнительные органы с различным  правовым статусом и компетенцией.

5. Наличие прав и обязанностей  организации. Права и обязанности  любой организации в общей  форме закреплены в ее учредительном  акте, резолюциях высших и исполнительных  органов, в соглашениях между  организациями. Эти документы  закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С")

Устава МАГАТЭ запрещает  Агентству при выполнении своих  функций, связанных с предоставлением  помощи своим членам, руководствоваться  политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

6. Самостоятельные международные  права и обязанности организации.  Именно сама организация как  субъект международного публичного  и частного права вправе избрать  наиболее рациональные средства  и методы деятельности. В этом  случае государства-члены осуществляют  контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.

         2.1 Правосубъектность международных организаций.

      Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.5

Одним из главных атрибутов  правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Информация о работе Международные организации