Международное экономическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.

Оглавление

1. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
2. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
3. Субъекты и участники международного экономического права.
4. Источники международного экономического права. ГАТТ 1947 г. Марракешские соглашения 1994 г. Соглашение о ВТО 1994 г.
5. Система международного экономического права.
6. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами. Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза. Регулирование экономических связей в системе СНГ.

Файлы: 1 файл

Контрольная Международное право.docx

— 66.28 Кб (Скачать)

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО,  наблюдение за торговой политикой членов ВТО,  разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

- взаимное предоставление режима  наибольшего благоприятствования  (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального  режима (НР) товарам и услугам  иностранного происхождения; 
 - регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных  и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров  путем консультаций и переговоров.

Членами ВТО являются 153 государства. В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде. 5 февраля 2008 года Генеральный совет Всемирной торговой организации утвердил протокол о приеме Украины в члены ВТО. 
Статус наблюдателей в ВТО имеют около 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Россия, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др. Страны-наблюдатели  должны начать переговоры о присоединении  в течение пяти лет с момента  получения статуса наблюдателей.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО сроком на три года.

Текущее управление организацией и  наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный  совет. В его функции также  входит разрешение торговых споров между  странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный  совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) -экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.

Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной  системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных НацийВТОБольшой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС - это международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссияСовет Европейского союзаЕвропейский советСуд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В конце 2009 года министрами финансов была согласована структура органов  банковского, финансового и страхового надзора: Европейская система финансового регулирования (англ. European System of Financial Supervisors), состоящая из четырёх общеевропейских надзорных ведомств, Европейской банковской организации(англ. European Banking Authority), Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (англ. European Insurance and Occupational Pensions Authority), Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения (англ. European Securities and Markets Authorityи подчинённого Европейскому центральному банку единого Европейского совета по системным рискам (англ. European Systemic Risk Board).[48] Регуляторы начали работу 1 января 2011 года, а 7 февраля руководителем банковского ведомства был назначен Андреа Энриа (итал. Andrea Enria), ведомства страховых организаций — Стевен Майджоор (нидерл. Steven Maijoor), регулятора рынка ценных бумаг — Габриэль Бернардино (порт. Gabriel Bernardino).

Регулирование экономических связей в системе  СНГ.

За минувшее десятилетие в национальных экономиках стран СНГ изменились системы внутренних условий хозяйствования, ныне основывающиеся на преимущественно либеральных рыночных отношениях. Существенно увеличилась мера открытости экономики. Доля товарооборота со странами остального мира во всем товарообороте стран Содружества возросла с 31% в 1990 г. до 72% в 2000 г., т.е. более чем вдвое.

Вместе с тем экономические  реформы, оказавшиеся весьма сложными, сопровождались системным кризисом, глубоким спадом производства и снижением  уровня жизни населения. Многосторонняя интеграция сдерживается не только несовпадением  текущих и перспективных интересов  различных государств Содружества, но и различиями в подходе к  экономическому союзу. Декларируя приверженность интеграции, почти все страны-участницы  СНГ тем не менее в первую очередь  решают не взаимосвязанные, а собственные  проблемы. Особенно остро это проявляется  в вопросах задолженности, цен, тарифов, квот на поставки продукции, что усиливает  асимметрию интересов партнеров, так  до сих пор и не поднявших ответственности  за выполнение своих обязательств, реальных схем возврата или возмещения долгов. Такова цена попытки регулировать новые экономические отношения  старыми методами.

Реформирование национальных экономик осуществляется механически, вне конкретно-исторических условий. Дело в том, что расчет на автоматическое внедрение рыночных отношений повсеместно оказался грубой ошибкой. Без организационных  усилий, инвестиций и созидательного труда полноценный рынок сформироваться не может. А без него не может быть и речи о серьезных экономических  отношениях между странами СНГ. Ведь подлинное интегрирование достигается  лишь между странами свободного предпринимательства  на основе сращивания или прямого  взаимодействия предприятий, частных  банков, торговых фирм и других субъектов  микроэкономики, постепенно трансформирующихся в межгосударственное пространство.

Все участники СНГ в той или  иной мере зависят друг от друга, и  эту зависимость можно обернуть во благо, если с пониманием и уважением  относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать  внешнеэкономические связи на дальнее  зарубежье. Тем не менее лучшими  союзниками новых государств являются прежде всего сами страны СНГ, связанные  не только множеством общих проблем  переходного периода, но и общими основами для их разрешения.

Использованная литература:

  1. Международное право. Отв. ред. Ю.М. Колосов. Э.С. Кривчикова. М.. Изд-во: Международные отношения». 2005 г
  2. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова Действующее международное право (избранные документы) М., 2005 г.
  3. Кузнецов В.И. Международное право. Учебник для студентов вузов. Изд-во: «Юристъ»., М., 2001 г.
  4. Блатова Н.Т., Мелков Г.М., сост. «Международное право в документах». Изд-во: «Профессиональное образование»., 2003 г.
  5. Международное публичное право. Отв. ред. Бекяшев К.А. Изд-во: «Проспект», М., 2005 г.
  6. Лукашук И.И. «Международное право. Особенная часть». Учебник. 2-е изд. Изд-во: «Бек». М., 2001 г.
  7. Шумилов В.М. «Международное экономическое право в 2-х томах». Учебно-методическое пособие. Изд-во: «ДеКА».. 2002 г
  8. Волова Л.И.. Папушина И.Э. Международное инвестиционное право, Ростов-на-Дону, 2001 г.
  9. Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2002 г.
  10. Волова Л.И. Международные договоры в практике федеративных государств. Изд-во СКАГС., Ростов-н/Д 2004 г.
  11. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.. 1986г.
  12. Шатров В.П. Международное экономическое право: Учебное пособие. М., 1990 г.
  13. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.. 2003 г.
  14. Вельяминов Г.М. «Международное экономическое право и процесс», М., 2004 г.

Информация о работе Международное экономическое право