Международное экономическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.

Оглавление

1. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
2. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
3. Субъекты и участники международного экономического права.
4. Источники международного экономического права. ГАТТ 1947 г. Марракешские соглашения 1994 г. Соглашение о ВТО 1994 г.
5. Система международного экономического права.
6. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами. Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза. Регулирование экономических связей в системе СНГ.

Файлы: 1 файл

Контрольная Международное право.docx

— 66.28 Кб (Скачать)

В 1980 г. в  деятельности ГАТТ в той или иной форме принимали участие 139 стран, из них 85 стран — полноправные участники, 2 — временно присоединившиеся страны, 30 стран, получившие политическую независимость, являлись участниками ГАТТ де факто  и 20 стран — в качестве наблюдателей.

На страны — участницы ГАТТ приходилось  до 85% мировой торговли.

В числе  указанных стран (вместе со странами наблюдателями) — 24 развитые капиталистические, 108 развивающихся и 7 социалистических стран (Куба, ЧССР, СФРЮ, Польша, Румыния, Венгрия, а также Болгария как  наблюдатель). СССР в работе ГАТТ не участвовал.

Соглашение  о ВТО 1994 г.

Официально ВТО образована на конференции  в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации  в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). оглашение об учреждении ВТО содержит 29 юридических документов, которые охватывают практические все  сферы от сельского хозяйства  до текстиля и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также  нормы, регулирующие происхождение  товара, и интеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются  дополнительные обязательства и  правила, которые берут на себя члены  ВТО.

Декларацию приняли на Уругвайском  раунде многосторонних торговых переговоров, проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15 апреля 1994 г. В переговорах  принимали участие Министры, Представляющие 124 правительства.

Декларация должна была закрепить  успех Уругвайского раунда. Документ декларировал участие национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок экономики.

Историческое достижение Уругвайского Раунда, состояло в стремлении стран - участниц к укреплению мировой  экономики и расширению торговли, инвестиций, занятости и росту  доходов во всем мире. В частности, декларация приветствовала:

- более прочную и четкую юридическую  структуру, которую принятую для  осуществления международной торговли, включая более эффективный и  надежный механизм урегулирования  споров;

- глобальное сокращение тарифов  на 40% и более широкие соглашения, открывающие рынки для товаров,  а также большую предсказуемость и надежность в виде расширения объема тарифных обязательств,

- создание многосторонней правовой  структуры правил в области  торговли услугами и охраны  торговых аспектов прав интеллектуальной  собственности, а также усиленные  положения многосторонних торговых  соглашений в области сельского  хозяйства, текстиля и одежды.

Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации (ВТО) открыло новую эру в международном  экономическом сотрудничестве, отразив  широкое желание работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в  интересах благосостояния всех народов. Министры стран - участниц выразили решимость  противостоять всевозможным протекционистским  тенденциям, считая, что либерализация  торговли и более строгие правила, о которых была достигнута договоренность в ходе Уругвайского раунда, приведут к большей открытости в торговле.

Страны - участницы подтвердили  свою решимость добиваться большей  гармонизации мировой политики в  области торговли, валютно-финансовых отношений, включая сотрудничество между ВТО, МВФ и Всемирным  банком, осуществляемое с этой целью.

Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в любых  из предшествующих многосторонних торговых переговорах, и в частности, что  развивающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом  на пути к более сбалансированному  и интегрированному партнерству  стран в области торговли. В  период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде практиковалась экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, направленные на проведение экономической реформы  и автономную либерализацию торговли.

Результаты переговоров воплотили  в себе положения о предоставлении развивающимся странам дифференцированного  и более благоприятного режима, включая  особое внимание к положению наименее развитых стран. Члены организации  подчеркнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о  своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций. Они согласились регулярно рассматривать на Конференции министров и соответствующих органов ВТО влияние реализации результатов Уругвайского раунда на наименее развитые страны, а также на развивающиеся страны, которые являются нетто-импортерами продовольствия, для разработки позитивных мер, позволяющих таким странам достичь целей национального развития. Министры признают необходимость укрепления способности ГАТТ и ВТО предоставлять расширенную техническую помощь в сферах их компетенции и, в особенности, расширить ее оказание наименее развитым странам.

Министры стран - участниц, поставив свои подписи под Заключительный Актом, воплощающим результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения  на уровне министров, положили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подготовительный комитет  с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения  надлежащих шагов, необходимых для  его ратификации, с тем, чтобы  оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после  этой даты. Кроме того, министры приняли  решение по вопросам торговли и окружающей среды. 

Марракешские соглашения 1994 г.

Приложение 1А:

Многосторонние  соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение о тарифах  и торговле 1994 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Генеральное соглашение о тарифах  и торговле 1947.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Соглашение по сельскому хозяйству.

Определяет особенности регулирования  торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной  поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде.

Определяет особенности регулирования  торговли текстилем и одеждой

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм.

Определяет условия применения мер  санитарного и фитосанитарного  контроля

Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут  влиять на иностранные инвестиции и  быть  квалифицированы как противоречащие

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Соглашение по предотгрузочной инспекции.

Определяет условия проведения предотгрузочных  инспекций

Соглашение по правилам происхождения.

Определяет, что под правилами  происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и  правил для определения страны происхождения  товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования.

Устанавливает процедуры и формы  лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компенсационным  мерам.

Определяет условия и процедуры  применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).

Определяет условия и процедуры  применения мер для противодействия  демпингу

Соглашение по защитным мерам.

Определяет условия и процедуры  применения мер для противодействия  растущему импорту

Приложение 1В: 
Генеральное соглашение по торговле услугами 
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Приложение 1С: 
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Приложение 2: 
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров 
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО

Приложение 3: 
Механизм обзоров торговой политики  
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Приложение 4: 
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

  • Соглашение по торговле гражданской авиатехникой

(определяет обязательства  сторон по либерализации торговли  в этом секторе)

  • Соглашение по правительственным закупкам

(устанавливает  процедуры допуска иностранных  компаний к национальным системам  закупок для государственных  нужд).

5. Система международного экономического права.

В настоящее время термин "международное  экономическое право" практически  общеупотребителен как в отечественной, так и в зарубежной науке. Ключевое в этом термине слово "экономическое". Но экономика, в том числе и  международная, с очевидностью, состоит  из нескольких базисных, регулируемых правом элементов, в том числе: производство, торговля, финансы и имущественная  масса. Валютно-финансовые отношения  при этом имеют по сути "вспомогательное", служебное значение и для производства, и для торговли, служат как бы общим связующим звеном. Между  тем именно торговля и валютно-финансовые отношения, в том числе международные, как и их правовое регулирование, - в действительности неразделимы и традиционно выступают в качестве важных составных частей международного экономического права.

Система традиционно разделена  на общую и особенную части. 
В общей части: 
- отраслевые принципы МЭП; 
- субъекты и участники МЭП; 
- источники МЭП; 
- ответственность в МЭП; 
- порядок разрешения м/у экономических споров. 
Особенная часть состоит из отраслей, подотраслей и институтов. 
Подотрасли, которые уже выделились: 
-м/у торговое право; 
- м/у инвестиционное право; 
- м/у валютное право; 
- м/у финансовое право. 
Подотрасли, которые в стадии становления: 
- м/у налоговое право; 
- м/у таможенное право; 
- м/у административное право; 
- право м/у помощи; 
- м/у образовательное право; 
- м/у ресурсное право; 
- м/у туристское право; 
- м/у банковское право; 
- м/у корпоративное право; 
- м/у право собственности. 
Институты в стадии становления: 
- правовое регулирование м/у имущественных отношений.

6.Международные  экономические организации.

Организация экономического сотрудничества и развития.   

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная межправительственная экономическая организация, созданная по инициативе США в 1961 году. Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро - и отраслевом уровнях. Деятельность ОЭСР способствует развитию взаимопонимания между странами, становлению более стабильной международной экономической системы и повышению благосостояния в мировом масштабе благодаря особому процессу межправительственного диалога и богатой аналитической базе Организации. ОЭСР фактически является органом координации экономической политики ведущих индустриальных стран.      

ОЭСР традиционно занимает одно из ведущих мест в международной  статистической системе, принимая активное участие в координации статистической деятельности в мире и выработке  международных методологических подходов по широкому спектру статистических направлений. Развитие статистики является одним из приоритетных направлений  деятельности ОЭСР; статистические данные ОЭСР являются базой для выработки  общих подходов, формирования решений  и стратегий, мониторинга политики не только на национальном, но и на межстрановом уровне. Среди ключевых направлений  деятельности ОЭСР в области статистики национальные счета, краткосрочная  экономическая статистика, конъюнктурные  обследования, структурная статистика предприятий, измерение ненаблюдаемой  экономики, международные сопоставления  ВВП.

Всемирная торговая организация (ВТО).

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная  с целью либерализации международной  торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО  является правопреемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 г. на основании  системы взаимных договоренностей, (т. н. Уругвайского раунда) между странами-членами  ГАТТ. Полностью заменила ГААТ после  годового переходного периода        1 января 1996 г.

Информация о работе Международное экономическое право