Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:46, контрольная работа
Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.
1. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
2. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
3. Субъекты и участники международного экономического права.
4. Источники международного экономического права. ГАТТ 1947 г. Марракешские соглашения 1994 г. Соглашение о ВТО 1994 г.
5. Система международного экономического права.
6. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами. Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза. Регулирование экономических связей в системе СНГ.
В 1980 г. в деятельности ГАТТ в той или иной форме принимали участие 139 стран, из них 85 стран — полноправные участники, 2 — временно присоединившиеся страны, 30 стран, получившие политическую независимость, являлись участниками ГАТТ де факто и 20 стран — в качестве наблюдателей.
На страны — участницы ГАТТ приходилось до 85% мировой торговли.
В числе указанных стран (вместе со странами наблюдателями) — 24 развитые капиталистические, 108 развивающихся и 7 социалистических стран (Куба, ЧССР, СФРЮ, Польша, Румыния, Венгрия, а также Болгария как наблюдатель). СССР в работе ГАТТ не участвовал.
Соглашение о ВТО 1994 г.
Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение.
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). оглашение об учреждении ВТО содержит 29 юридических документов, которые охватывают практические все сферы от сельского хозяйства до текстиля и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, и интеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительные обязательства и правила, которые берут на себя члены ВТО.
Декларацию приняли на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров, проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15 апреля 1994 г. В переговорах принимали участие Министры, Представляющие 124 правительства.
Декларация должна была закрепить успех Уругвайского раунда. Документ декларировал участие национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок экономики.
Историческое достижение Уругвайского Раунда, состояло в стремлении стран - участниц к укреплению мировой экономики и расширению торговли, инвестиций, занятости и росту доходов во всем мире. В частности, декларация приветствовала:
- более прочную и четкую
- глобальное сокращение тарифов
на 40% и более широкие соглашения,
открывающие рынки для товаров,
- создание многосторонней
Декларация подтвердила, что создание
Всемирной торговой организации (ВТО)
открыло новую эру в
Страны - участницы подтвердили свою решимость добиваться большей гармонизации мировой политики в области торговли, валютно-финансовых отношений, включая сотрудничество между ВТО, МВФ и Всемирным банком, осуществляемое с этой целью.
Участие в Уругвайском раунде было
более широким, чем в любых
из предшествующих многосторонних торговых
переговорах, и в частности, что
развивающиеся страны играли в этом
процессе заметную и активную роль.
Это явилось историческим шагом
на пути к более сбалансированному
и интегрированному партнерству
стран в области торговли. В
период проведения переговоров во многих
развивающихся странах и
Результаты переговоров
Министры стран - участниц, поставив свои подписи под Заключительный Актом, воплощающим результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения на уровне министров, положили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подготовительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты. Кроме того, министры приняли решение по вопросам торговли и окружающей среды.
Марракешские соглашения 1994 г.
Приложение 1А:
Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Соглашение по сельскому хозяйству. |
Определяет особенности |
Соглашение по текстилю и одежде. |
Определяет особенности |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. |
Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля |
Соглашение по техническим барьерам в торговле. |
Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. |
Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). |
Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров |
Соглашение по предотгрузочной инспекции. |
Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций |
Соглашение по правилам происхождения. |
Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. |
Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. |
Определяет условия и |
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). |
Определяет условия и |
Соглашение по защитным мерам. |
Определяет условия и |
Приложение 1В:
Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами,
права и обязательства членов ВТО в этой
сфере
Приложение 1С:
Соглашение по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов
ВТО в области защиты интеллектуальной
собственности
Приложение 2:
Понимание в отношении правил и процедур
разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения
споров между членами ВТО в связи с выполнением
ими обязательство по всем соглашениям
ВТО
Приложение 3:
Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры
обзоров торговой политики членов ВТО
Приложение 4:
Необязательные для участия всех членов
ВТО многосторонние торговые соглашения
(определяет обязательства
сторон по либерализации
(устанавливает
процедуры допуска иностранных
компаний к национальным
5. Система международного экономического права.
В настоящее время термин "международное
экономическое право" практически
общеупотребителен как в
Система традиционно разделена
на общую и особенную части.
В общей части:
- отраслевые принципы МЭП;
- субъекты и участники МЭП;
- источники МЭП;
- ответственность в МЭП;
- порядок разрешения м/у экономических
споров.
Особенная часть состоит из отраслей,
подотраслей и институтов.
Подотрасли, которые уже выделились:
-м/у торговое право;
- м/у инвестиционное право;
- м/у валютное право;
- м/у финансовое право.
Подотрасли, которые в стадии становления:
- м/у налоговое право;
- м/у таможенное право;
- м/у административное право;
- право м/у помощи;
- м/у образовательное право;
- м/у ресурсное право;
- м/у туристское право;
- м/у банковское право;
- м/у корпоративное право;
- м/у право собственности.
Институты в стадии становления:
- правовое регулирование м/у имущественных
отношений.
6.Международные экономические организации.
Организация экономического сотрудничества и развития.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная межправительственная экономическая организация, созданная по инициативе США в 1961 году. Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро - и отраслевом уровнях. Деятельность ОЭСР способствует развитию взаимопонимания между странами, становлению более стабильной международной экономической системы и повышению благосостояния в мировом масштабе благодаря особому процессу межправительственного диалога и богатой аналитической базе Организации. ОЭСР фактически является органом координации экономической политики ведущих индустриальных стран.
ОЭСР традиционно занимает одно
из ведущих мест в международной
статистической системе, принимая активное
участие в координации
Всемирная торговая организация (ВТО).
Всемирная торговая организация (ВТО)
- международная организация, созданная
с целью либерализации
Образована 1 января 1995 г. на основании системы взаимных договоренностей, (т. н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГААТ после годового переходного периода 1 января 1996 г.