Международное экономическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.

Оглавление

1. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
2. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
3. Субъекты и участники международного экономического права.
4. Источники международного экономического права. ГАТТ 1947 г. Марракешские соглашения 1994 г. Соглашение о ВТО 1994 г.
5. Система международного экономического права.
6. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами. Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза. Регулирование экономических связей в системе СНГ.

Файлы: 1 файл

Контрольная Международное право.docx

— 66.28 Кб (Скачать)

Наиболее ярким примером фиксирования и создания обычно-правовых норм МЭП  служит Хартия экономических прав и  обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 3281 (XXIX) 12 декабря 1974 г.

Специальные источники  международного экономического права.

Решения (резолюции) международных  организаций относят к специальным  источникам международного экономического права.

В качестве резолюций ГА ООН были приняты, например:

- Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.;

- Декларация о принципах международного  права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии  с Уставом ООН 1970 г.;

- Комплекс согласованных на  многосторонней основе справедливых  принципов и правил для контроля  за ограничительной деловой практикой  1980 г. и др.

В ЮНКТАД в 1964 году были приняты известные  «Принципы, определяющие международные  торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию».

Указанные документы, являясь резолюциями  международных организаций, содержат в себе несколько видов норм, в  частности:

- действующие обычно-правовые принципы и нормы международного права и/или отраслевые нормы международного экономического права (при этом конкретизируется, уточняется их содержание и взаимосвязь);

- новые принципы и нормы, которые  в результате согласия государств (opinio juris), без продолжительной практики  и прецедентов, становятся обычными нормами международного экономического права (это обстоятельство и придает резолюциям международных организаций характер специального источника);

- политические (рекомендательные) нормы,  имеющие высокую обязательную  силу морально-политического характера  (такие нормы зачастую становятся  этапом на пути формирования  договорных или обычно-правовых норм международного права, находят закрепление во внутригосударственном праве). Такого рода нормы получили название «мягкого права».

Следует иметь также в виду, что  решения международных судов  и арбитражей, внутригосударственные  законы, решения национальных судов, односторонние акты и действия государств, правовые доктрины помогают установить существование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают  воздействие на процесс их формирования.

Генеральное соглашение о тарифах  и торговле (ГАТТ) - многостороннее межправительственное соглашение, направленное на снижение таможенных пошлин и других барьеров в международной торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Первоначально подписано 23 странами в 1947 г. Вступило в силу с 1 января 1948 г. Создание ГАТТ связано с попытками образовать после Второй мировой войны Международную торговую организацию (МТО).

Высшим  органом ГАТТ являются сессии Договаривающихся Сторон. На XVI сессии был создан Совет  представителей Договаривающихся Сторон — оперативный руководящий орган  ГАТТ, действующий в перерывах  между сессиями. Сессии Договаривающихся Сторон проводятся по необходимости, сроки  следующей встречи определяются на очередной сессии. Предварительная  повестка дня сессии готовится Секретариатом. На сессиях Договаривающихся Сторон, в Совете представителей и комитетах  обсуждаются текущие вопросы  деятельности ГАТТ. Основной формой деятельности ГАТТ является проведение переговоров (конференций) и консультаций по снижению таможенных тарифов и других препятствий в торговле. В соглашении о проведении каждого очередного «раунда» переговоров определяются цели, сроки, состав участников, механизм, методы самих переговоров, форма отражения договоренности участников и т.п., причем эти элементы существенно отличаются от «раунда» к «раунду».

В уставе Генерального соглашения по тарифам и торговле закреплены следующие основные принципы: 1) многосторонность внешней торговли; 2) применение общего режима наибольшего благоприятствования; 3) снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий; 4) взаимность уступок; 5) ведение внешней торговли на частноправовой основе.

Итоговые  соглашения и документы многосторонних торговых переговоров охватывают следующие  основные группы вопросов: 1) снижение таможенных пошлин; 2) регулирование некоторых условий торговли по отдельным группам товаров (молочные продукты, мясные продукты, гражданские самолеты); 3) разработка некоторых правовых норм и положений международной торговли, ранее не регулировавшихся ГАТТ; 4) толкование и применение отдельных статей ГАТТ.

30 октября  1947 г. в Женеве был подписан  Заключительный акт первой тарифной  конференции, который включал  в себя текст Генерального  соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Первоначально Соглашение  состояло из трех частей. Первая  часть включала 2 статьи: об общем  режиме наибольшего благоприятствования,  а также о списках и режиме  взаимных таможенных уступок.  Вторая часть включала 21 статью, относящихся к правилам торговой  политики, которые страны участницы  обязались применять в своих  торговых взаимоотношениях. Третья  часть состояла из 13 статей и  носила процедурный характер. При  заключении ГАТТ имелось в  виду, что вторая его часть, относящаяся к принципам торговли, будет действовать временно, до вступления в силу Устава Международной торговой организации.

С 1964 г. начала разрабатываться дополнительная, четвертая  часть Соглашения — «Торговля  и развитие», которая рассматривает  вопросы торговли с развивающимися странами. С января 1968 г. эта часть  Соглашения стала официальной частью ГАТТ.

ГАТТ  в первые 25 лет занималось в основном таможенными тарифами.

На первых 5 конференциях согласовывалось снижение тарифов по принципу «уступка за уступку»; было согласовано 67 тыс. взаимных уступок, затрагивающих мировой годовойэкспорт на сумму более чем 21 млрд долл.

В 1964—1967 гг. была проведена VI Тарифная конференция, известная под названием «раунд Кеннеди». На этой Конференции велись переговоры о линейном снижении тарифов. Первоначально имелось намерение  добиться снижения тарифов в среднем  на 50%. В результате «Кеннеди раунда»  была достигнута договоренность о линейном снижении тарифов до конца 1971 г. в  среднем на 35%. По подсчетам экономистов, снижение затронуло международный  товарооборот на сумму в 40 млрд долл., торговлю готовыми изделиями.

В сентябре 1973 г. на Совещании министров стран  — участниц ГАТТ в Токио было официально провозглашено открытие нового, VII раунда торговых переговоров  в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Эти многосторонние торговые переговоры («Токио раунд») явились  наиболее крупной за послевоенный период попыткой пересмотра и модификации  на многосторонней основе правовых условий  ведения международной капиталистической  торговли на базе ГАТТ. «Токио раунд» в  отличие от предыдущих конференций  Генерального соглашения был наиболее представительным по числу участников (99 стран в 1978 г.) и продолжительным  по времени проведения (1973—1979 гг.).

Целями  «Кеннеди раунда» и «Токио раунда»  были:

  • дальнейшее снижение ставок таможенных тарифов (ставок таможенных пошлин);
  • снижение или устранение ограничений в мировой торговле и сведение этих мер под более эффективный международный контроль;
  • рассмотрение возможностей согласованного снижения или взаимного устранения основных препятствий на пути торговли продукцией отдельных отраслей хозяйственной деятельности (так называемый секторальный подход);
  • ослабление аграрного протекционизма;
  • совершенствование многосторонней системы защитных мер для ограждения внутренних рынков от чрезвычайного импорта;
  • устранение барьеров в торговле тропическими товарами.

Восьмой «раунд» многосторонних торговых переговоров, известный как «Уругвайский раунд», начался в 1986 г. и завершился в 1994 г. Результатом этого «раунда» были:

  • устранение значительного числа мер нетарифного регулирования (торговых ограничений);
  • распространение действия соглашений на интеллектуальную собственность;
  • создание Всемирной Торговой Организации (World Trade Organization WTO) как форума для выработки международной политики в сфере торговли.

Информация о работе Международное экономическое право