Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:46, контрольная работа
Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.
1. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
2. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
3. Субъекты и участники международного экономического права.
4. Источники международного экономического права. ГАТТ 1947 г. Марракешские соглашения 1994 г. Соглашение о ВТО 1994 г.
5. Система международного экономического права.
6. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами. Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза. Регулирование экономических связей в системе СНГ.
Вариант №1
Тема: «Международное экономическое право»
1.Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
Международно-правовое
регулирование экономических, прежде
всего торговых, взаимоотношений
между государствами возникло в
глубокой древности. Торговые отношения
с давних пор являются одним из
предметов международных
В
ХVII веке появляются первые специальные
международные торговые договоры. К ХХ
веку сложились некоторые специальные
принципы, институты и международно-правовые
доктрины, относящиеся к регулированию
экономических взаимоотношений государств:
"равных возможностей", "капитуляций",
"открытых дверей", "консульской
юрисдикции", "приобретенных прав",
"наиболее благоприятствуемой нации",
"национального режима", "недискриминации"
и др. В них нашли отражение противоречия
между интересами свободы торговли и стремлением
к монополизации внешних рынков или к
протекционистскому ограждению собственного
рынка.
Появление
новых форм международного экономического
и научно-технического сотрудничества
в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды
договоров (соглашения о товарообороте
и платежах, клиринговые, по вопросам транспорта,
связи, промышленной собственности и др.),
а также создание многочисленных международных
экономических и научно-технических организаций.
Особенно бурно этот процесс развивался
после окончания второй мировой войны.
В Уставе ООН в качестве одной из целей
указывается осуществление международного
сотрудничества в решении международныхпроблем
экономического характера.
Во второй половине ХХ века в Европе возникают
особые экономические интеграционные
международные организации - Европейские
Сообщества и Совет Экономической Взаимопомощи.
В 1947 году был заключен первый в истории
многосторонний торговый договор - Генеральное
соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ),
на базе которого образовалось особого
рода международное учреждение, объединяющее
ныне свыше ста государств.
Международное
экономическое право можно определить
как отрасль международного публичного
права, которая представляет собой совокупность
принципов и норм, регулирующих экономические
отношения между государствами и другими
субъектами международного права.
Предмет международного экономического
права - международные экономические многосторонние
и двусторонние отношения между государствами,
а также другими субъектами международного
публичного права. К экономическим можно
отнести торговые, коммерческие отношения,
а также отношения в сферах производственной,
научно-технической, валютно-финансовой,
транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной
собственности, туризма и т. п.
2.Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
К международным экономическим
отношениям безусловно применимы соответствующие
общепризнанные принципы международного
права. Наряду с основными принципами международного
публичного права в международных экономических отношениях
применяются и специальные принципы, обусловливающие,
в частности, использование определенных
торгово-политических режимов.
При этом необходимо подчеркнуть, что
специальные принципы международного
экономического права носят конвенционный
характер, их действенность зависит от
включения в каждом случае в соответствующие международные
договоры.
Системообразующую функцию в международном экономическом праве несут специальные (отраслевые) принципы МЭП:
- принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью;
- принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей;
- принцип экономического сотрудничества;
- принцип взаимной выгоды;
-
принцип экономической
-
принцип наибольшего
-
принцип национального режима (принцип
предоставления национального
Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью означает, в частности: право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать природные ресурсы, контролировать их использование, получать возмещение за использование природных ресурсов, национализировать иностранную частную собственность за возмещение; запрет на экономическое или другое принуждение с целью воспрепятствовать использованию природных ресурсов.
Принцип свободы выбора
форм организации
Указанный принцип не носит абсолютного
характера и ограничивается обязанностью
государств участвовать в общей
либерализации международной
Принцип экономического сотрудничества означает, в частности, право: свободно выбирать партнеров по МЭО (международным экономическим отношениям) и формы сотрудничества, получать выгоды от международного разделения труда и международной торговли, участвовать в урегулировании мировых экономических проблем.
Вместе
с тем, данный принцип налагает и
обязанности: содействовать развитию
МЭО, участвовать в общей
Принцип взаимной выгоды означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В международных экономических отношениях происходит интенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам с одной стороны соответствует «возмещение» (финансовое, товарное или прочее) с другой стороны. Государства самостоятельно контролируют эквивалентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка основана на принципе материальной взаимности.
Вместе с тем, в международных
экономических отношениях не всегда
возможна материальная взаимность. Так,
если речь идет не о материальных ценностях,
а, например, о взаимном предоставлении
национального режима в сфере
правового статуса юридических
лиц, практически невозможно добиться
тождественности, равноценности этих
правовых режимов в двух, а тем
более в нескольких, государствах.
Следовательно, в таком случае выход
-- не в материальной, а в формальной
(юридической) взаимности. Это означает,
что государства предоставляют
друг другу национальный режим (в
этом и состоит обмен «возмещениями»
Поэтому в отдельных случаях (когда вытекающие из правоотношения выгоды поддаются сопоставлению или количественному измерению) соглашением государств может предусматриваться так называемая материальная взаимность -- своего рода симметрия или адекватность этих выгод, условий.
С учетом этого материальную взаимность
можно квалифицировать как
Вопрос о взаимной выгоде и формах взаимности особенно остро возникает тогда, когда в конкретных правоотношениях задействованы, с одной стороны, страна с рыночной экономикой, а с другой стороны -- страна с государственной экономикой (ранее к этой группе относились все «социалистические государства», которые к началу XXI века в своем большинстве получили статус государств с «переходной экономикой»).
«Нерыночность» экономики
Суть принципа в том, что со страной
с государственной экономикой странам
с рыночной экономикой нельзя ограничиваться
юридической взаимностью в МЭО,
потому что взаимодействующие субъекты
международных хозяйственных
На практике это означает выдвижение разного рода дополнительных условий (в дополнение к обмену «возмещениями», считающимися в обычных условиях эквивалентными): если страны-партнеры, одна из которых с государственной экономикой, договариваются о взаимном предоставлении наиболее низких ставок таможенных пошлин, то при этом с последней требуют еще и взять обязательство по гарантированному импорту определенного объема товаров. Кроме того, в отношении стран с государственной экономикой вводятся особые критерии для возбуждения антидемпинговых процедур при импорте товаров из этих стран.
Получив признание в качестве «рыночных»,
страны «переходной экономики» приобретают
статус равноправных во взаимоотношениях
с другими рыночными
Можно сделать вывод, что сложившаяся
система международно-