Международное экономическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.

Оглавление

1. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
2. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
3. Субъекты и участники международного экономического права.
4. Источники международного экономического права. ГАТТ 1947 г. Марракешские соглашения 1994 г. Соглашение о ВТО 1994 г.
5. Система международного экономического права.
6. Международные экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами. Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза. Регулирование экономических связей в системе СНГ.

Файлы: 1 файл

Контрольная Международное право.docx

— 66.28 Кб (Скачать)

 

Вариант №1

Тема: «Международное экономическое право»

  1. Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.
  2. Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.
  3. Субъекты и участники международного экономического права.
  4. Источники международного экономического права. ГАТТ 1947 г. Марракешские соглашения 1994 г. Соглашение о ВТО 1994 г.
  5. Система международного экономического права.
  6. Международные  экономические организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирная торговая организация (ВТО). Международная организация в области торговли отдельными товарами. Регулирование экономических связей в системе Европейского Союза. Регулирование экономических связей в системе СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и становление международного экономического права в качестве самостоятельной отрасли международного права.

Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений  между государствами возникло в  глубокой древности. Торговые отношения  с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода  торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен  союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право  свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.  
            В ХVII веке появляются первые специальные международные торговые договоры. К ХХ веку сложились некоторые специальные принципы, институты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию экономических взаимоотношений государств: "равных возможностей", "капитуляций", "открытых дверей", "консульской юрисдикции", "приобретенных прав", "наиболее благоприятствуемой нации", "национального режима", "недискриминации" и др. В них нашли отражение противоречия между интересами свободы торговли и стремлением к монополизации внешних рынков или к протекционистскому ограждению собственного рынка. 
 
            Появление новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды договоров (соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопросам транспорта, связи, промышленной собственности и др.), а также создание многочисленных международных экономических и научно-технических организаций. Особенно бурно этот процесс развивался после окончания второй мировой войны. В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в решении международныхпроблем экономического характера. 
 
             Во второй половине ХХ века в Европе возникают особые экономические интеграционные международные организации - Европейские Сообщества и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 году был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалось особого рода международное учреждение, объединяющее ныне свыше ста государств. 
 
            Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. 
 
Предмет международного экономического права - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

2.Отраслевые принципы, регулирующие правоотношения в сфере международного экономического права.

К международным экономическим  отношениям безусловно применимы соответствующие общепризнанные принципы международного права. Наряду с основными принципами международного публичного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торгово-политических режимов.  
При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы международного экономического права носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения в 
каждом случае в соответствующие международные договоры.

  Системообразующую функцию в международном экономическом праве несут специальные (отраслевые) принципы МЭП:

- принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью;

- принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей;

- принцип экономического сотрудничества;

- принцип взаимной выгоды;

- принцип экономической недискриминации;

- принцип наибольшего благоприятствования  (принцип предоставления режима  наиболее благоприятствуемой нации);

- принцип национального режима (принцип  предоставления национального режима).

Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами  и экономической деятельностью означает, в частности: право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать природные ресурсы, контролировать их использование, получать возмещение за использование природных ресурсов, национализировать иностранную частную собственность за возмещение; запрет на экономическое или другое принуждение с целью воспрепятствовать использованию природных ресурсов.

Принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических  связей означает, в частности: право государства самостоятельно определять формы и методы экономических отношений и внешнеэкономической политики, устанавливать или не устанавливать контроль над экспортно-импортными, валютными и прочими внешнеэкономическими операциями; запрет на использование внешнеэкономического инструментария в качестве средства противоправного принуждения (особенно против развивающихся стран).

Указанный принцип не носит абсолютного  характера и ограничивается обязанностью государств участвовать в общей  либерализации международной торговли, сокращать нетарифные меры регулирования  доступа на свои рынки, в согласованном  порядке понижать общий уровень  таможенного регулирования, создавать  преференциальный режим для товаров, ввозимых и происходящих из развивающихся  стран.

Принцип экономического сотрудничества означает, в частности, право: свободно выбирать партнеров по МЭО (международным экономическим отношениям) и формы сотрудничества, получать выгоды от международного разделения труда и международной торговли, участвовать в урегулировании мировых экономических проблем.

Вместе  с тем, данный принцип налагает и  обязанности: содействовать развитию МЭО, участвовать в общей либерализации  международной торговли, учитывать  законные интересы третьих стран, особенно развивающихся.

Принцип взаимной выгоды означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В международных экономических отношениях происходит интенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам с одной стороны соответствует «возмещение» (финансовое, товарное или прочее) с другой стороны.              Государства самостоятельно контролируют эквивалентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка основана на принципе материальной взаимности.

Вместе с тем, в международных  экономических отношениях не всегда возможна материальная взаимность. Так, если речь идет не о материальных ценностях, а, например, о взаимном предоставлении национального режима в сфере  правового статуса юридических  лиц, практически невозможно добиться тождественности, равноценности этих правовых режимов в двух, а тем  более в нескольких, государствах. Следовательно, в таком случае выход -- не в материальной, а в формальной (юридической) взаимности. Это означает, что государства предоставляют  друг другу национальный режим (в  этом и состоит обмен «возмещениями») и не требуют, чтобы предоставляемые  режимы обязательно были равными. В  противном случае это повлекло бы за собой отрыв интересов отдельных  государств от общих интересов мирового сообщества.

Поэтому в отдельных случаях (когда  вытекающие из правоотношения выгоды поддаются сопоставлению или  количественному измерению) соглашением  государств может предусматриваться  так называемая материальная взаимность -- своего рода симметрия или адекватность этих выгод, условий.

С учетом этого материальную взаимность можно квалифицировать как частный  случай взаимной выгоды, но отнюдь не единственный, и не главный.

Вопрос о взаимной выгоде и формах взаимности особенно остро возникает  тогда, когда в конкретных правоотношениях  задействованы, с одной стороны, страна с рыночной экономикой, а  с другой стороны -- страна с государственной  экономикой (ранее к этой группе относились все «социалистические  государства», которые к началу XXI века в своем большинстве получили статус государств с «переходной  экономикой»).

«Нерыночность» экономики порождает  со стороны рыночных государств особый подход к экономическим отношениям со странами с государственной экономикой. Подход заключается в применении к этим взаимоотношениям специальных  принципов -- например, принципа так  называемой «эффективной взаимности».

Суть принципа в том, что со страной  с государственной экономикой странам  с рыночной экономикой нельзя ограничиваться юридической взаимностью в МЭО, потому что взаимодействующие субъекты международных хозяйственных связей этих двух групп стран обладают разными  «весовыми категориями»: государственные  предприятия в государственной  экономике защищены сильнее, чем  частные предприятия в рыночных государствах. Отсюда следует необходимость  отхода от юридической («неэффективной») взаимности в сторону взаимности «эффективной», когда сопоставляются конечные выгоды.

На практике это означает выдвижение разного рода дополнительных условий (в дополнение к обмену «возмещениями», считающимися в обычных условиях эквивалентными): если страны-партнеры, одна из которых с государственной  экономикой, договариваются о взаимном предоставлении наиболее низких ставок таможенных пошлин, то при этом с  последней требуют еще и взять  обязательство по гарантированному импорту определенного объема товаров. Кроме того, в отношении стран  с государственной экономикой вводятся особые критерии для возбуждения  антидемпинговых процедур при импорте  товаров из этих стран.

Получив признание в качестве «рыночных», страны «переходной экономики» приобретают  статус равноправных во взаимоотношениях с другими рыночными государствами. Степень «рыночности» определяется в каждом конкретном случае.

Можно сделать вывод, что сложившаяся  система международно-правового  регулирования МЭО ориентирована  на сосуществование на основе принципа равенства государств только с рыночной экономикой. Получается, что современный  международный экономический правопорядок де-факто исходит из определенной дискриминации нерыночных экономик.

Информация о работе Международное экономическое право