Китай страна АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 03:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется растущей и меняющейся ролью Китая в мире. Выработка адекватной внешней политики Китая в условиях глобализации становится на современном этапе важной для всех государств. Важную роль играют разработки проблематики соотношения процессов глобализации и регионализации в развитии КНР в первые годы нового века, имеющие значение для определения потенциала этой страны.
Цель исследования заключается в прогнозировании внешней политики КНР в новом веке с учетом современного состояния системы международных отношений.
Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:
определение сущности глобального китайского регионализма, его места и роли в глобализирующемся мире;
определение роли китайского регионализма во внешнеполитической стратегии Китая;
определение и анализ основных целей и приоритетов внешней политики Китая.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Новые реалии международных отношений: глобальный китайский регионализм……………………………………………………………………….7
1.1 Формирование китайского регионализма в условиях современной глобализации………………………………………………………………………7
1.2 КНР в глобализирующемся мире…………………………………………...13
Глава II. Внешнеполитические позиции КНР в новом веке…………………..18
2.1 XVI съезд КПК и стратегия развития Китая……………………………….18
2.2 Основные цели внешней политики КНР…………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая атр.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Китайские политологи, как  российские и западные исследователи, считают, что современное общемировое  развитие жестко обусловлено двумя  процессами – глобализацией и  регионализацией. Глобализация основных системообразующих факторов – экономического, технологического, информационного, экологического – приводит к пониманию не только взаимозависимости мира, но и к все более возрастающему противоречивому воздействию этих факторов на социально-политическую и культурную реальность в отдельных странах. При этом данное воздействие носит интегративный и дезинтегративный характер, определяющих суть новых вызовов и угроз национальной и международной безопасности.

В связи с этим познание китайскими аналитиками соотношения глобализации и регионализации современного мира все более отчетливо обретает форму исследования ими процесса становления китайского глобального регионализма, механизм которого представляется следующим образом: «Несколько стран региона или нескольких регионов принимают решение о единой торгово-экономической политике, которая определяется, прежде всего, национальными интересами КНР». В итоге, в границах китайского региона «совместно координируется развитие отдельных отраслей и производств, распределение имеющихся материальных ресурсов, образуя единое пространство, обеспечивающее безопасное развитие».

Китайский исследователь  мировой экономики и торговли Цао Гуанхань пишет, что регионализация ускоряет реформы экономик, повышает уровень их открытости, взаимной торговли, расширения рынков труда и роста капитала, способствует совершенствованию структуры производства, образованию ТНК и повышению конкурентоспособности товаров, усиливает способность по самозащите в условиях глобализирующейся экономики, формирует образование многополярного мира.9

Китай – единственное в мире государство, создавшее великую  цивилизационную геополитику, основанную на философии Великого китайского порядка. Китай на протяжении многих веков  стремится к сохранению единых границ государства и цивилизации, сочетанию избирательной открытости к внешнему миру с защитой китайских традиций и менталитета от внешних воздействий. Поэтому китайский регионализм невозможно рассматривать без учета и аксеологического фактора, который по своей сути является исторически выработанным естественным механизмом защиты государства от негативного влияния глобализации.

Концепция возвышения Китая  имеет серьезные предпосылки  в исторической памяти народа. Прежде всего, это тот факт, что Китай является носителем древнейшей (более 5 тыс. лет) современной цивилизации, внесшей огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Во-вторых, Китай является державой с самым многочисленным в мире населением, значительной территорией и богатыми природными ресурсами. История Китая насчитывает много периодов, когда Поднебесная в течение ряда столетий была крупнейшей и влиятельнейшей в азиатском регионе державой. 10 В современных условиях китайский регионализм все более проявляет свою самостоятельность. Поэтому невозможно не заострить внимания на таком относительно новом понятии, как «новый регионализм». «Новый регионализм» - не только экономическая сфера, он проникает в региональную политику и все сферы жизни с ее фундаментальными потребностями: безопасность, благополучие, свобода, справедливость.

Функциональная реализация «нового регионализма» предусматривает  следующее:

  1. под влиянием «нового регионализма» резко возрастает интеграция стран в «китайском регионе». Очень активно протекает взаимодействие саморазвивающихся обществ и экономик.
  2. развитие «нового регионализма» способствует формированию и становлению регионального сознания и региональной идентичности. Особенно в Восточной Азии, где пробуждается «сознание принадлежности к «китайскому региону».
  3. региональное сотрудничество, определяемое межправительственными документами, расширило содержание «нового регионализма» и определило его особенности. «Сотрудничество» - ключевая категория в теории «нового регионализма», т.е. «китайского регионализма».
  4. «новый регионализм» способствует интеграции стран региона АТР.

Итак, китайский регионализм  представляется китайскими исследователями  частью глобализации и одновременно ее тенденцией. Различается военно-политический китайский регионализм, экономический, культурный и т.д. Так как глобализация сопровождается регионализацией всех международных отношений, передачей части государственных функций на международный или субнациональный уровень, то китайская регионализация способствует, прежде всего, защите государственного образования и общественных отношений от негативных вызовов глобализации, конструирующейся в геополитике различных государств.

Глобальная китайская  регионализация идет различными путями. Один из них – формирование не имеющего четких пространственных границ «китайского региона» с доступом к его ведущим ресурсам и потенциалом, среди которых основными становятся оборонные, продовольственные, финансовые, информационные, людские потоки и возможности. Другой путь – формирование новых региональных образований с усилением ведущей региональной роли и влияния КНР – политического, военного, экономического, культурного и т. д11.

 

1.2 КНР в глобализирующемся мире

 

Китайские аналитики  в системе проблем акцентируют  внимание на позиционировании Китая  в глобализирующемся мире. Китайское государство представлено как доминирующая держава в АТР, не обладающая к настоящему времени территориальной целостностью (проблема Тайваня), с несбалансированным внутренним развитием. Кроме этого, глобализирующееся развитие вносит существенные изменения в положение внутренних регионов КНР, при этом вызывает не только их потенциальную готовность к взаимовыгодной интеграции и взаимодействию, но и повышенному вниманию к вопросам обеспечения национальной безопасности. Внутренние регионы КНР становятся более зависимыми от глобальных процессов как в плане макроэкономической политики страны, так и от собственной экономической активности. Экономическая активность позволяет элитам внутренних регионов влиять на свое социальное положение и статус, политически «обгонять» другие развитые регионы страны, что представляет угрозу стабильности всего китайского общества.

Как следствие, руководство  Китая во главе с Ху Цзиньтао активно  формирует новые представления  о роли и месте страны в экономической  и политической глобализации.

Пекин признает глобализацию доминирующей тенденцией в мироустройстве и объективной реальностью. Однако китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики. В политической глобализации Китай усматривает  угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, реформирование политической системы, обеспечивающей власть КПК. В таком контексте Китай трактует глобализацию не иначе, как опасный и неприемлемый для него новый вариант гегемонизма или «неоинтервенционизма». В экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего экономического роста, причем желательно без ущерба для национальных приоритетов.

В отличие от глобализации, несущей выгоды в основном «золотому миллиарду» населения западных стран, и вызывающей в итоге вооруженные формы отторжения, китайский регионализм предполагает формирование паназиатской (континентальной) общности, прежде всего мирными средствами. Из них предпочтение отдается экономическим, демографическим, идеологическим и политическим методам строительства китаецентричного мира.12

Противоречия глобализирующегося развития КНР способна разрешать  только путем «втягивания» в «китайский регион» новых стран и их потенциалы, формированием пространственно раздельной сетевой системы регионального производства и обменов. Страны и регионы при этом становятся второстепенными, ресурсообеспечивающими участниками этого воспроизводства, обмена, потребления и конкуренции за китайские капиталы – материальные, финансовые, социальные, культурно-ценностные и т.д.13

Потенциал экономической  экспансии Китая заложен в  самой модели функционирования его  экономики – экспортоориентированной. Основными инструментами ее реализации являются экспорт капиталов, захват зарубежных рынков сбыта и расширение списка китайских ТНК. Сегодня китайским компаниям разрешено напрямую инвестировать развитие иностранного бизнеса с тем, чтобы через объединение производств получить доступ к сырью, ресурсам, технологиям. В последнее время негласная политика «мирного переноса стратегических границ КНР за пределы национальной территории» сопровождается изменением понятия «национальная экономика». С 2004 года в этот формат Пекин включил экономическое пространство сопредельных с КНР государств, ставших объектами хозяйственной деятельности всех китайских операторов.

Идеологическим фактором, консолидирующим многие государства  Азии вокруг Китая, является конфуцианская  этика и, в частности, вопрос о  правах человека, сфокусировавший все цивилизационные разногласия между Западом и Востоком. Именно эту идеологему использует и будет использовать Пекин в сплочении вокруг себя стран региона, придавая ему форму этнической и цивилизационной панобщности. В итоге появление новой мощной геоидеологической парадигмы в Азии, активно взаимодействующей с внешней политикой, способно сдвинуть с места такие гигантские геополитические пласты, которые к середине века полностью изменят мировую архитектонику.

На взгляд экспертов, успеху сигнификации ЮВА во многом способствует демонстрируемая Пекином позиция «благожелательного и ответственного гегемона». Фундаментально она подкрепляется политической мощью, в которую конвертируется экономическое, демографическое, идеологическое превосходство на региональной арене. Однако окончательные масштабы политического лидерства Пекина на современном этапе еще не определены. Тем не менее, контуры будущего политического лидерства КНР видны уже сейчас. Поэтому в среднесрочной перспективе Китай выйдет на уровень крупной региональной державы, а в дальнесрочной – обретет статус глобального контрдоминантного центра силы.

Таким образом, политическая составляющая региональной стратегии  Китая, целью которой является достижение к середине XXI века статуса «державы первой степени», занимающей доминирующее положение в АТР и равной по политическому влиянию, экономической и военной мощи США, направлена на обеспечение всесторонних и мирных условий реализации национального проекта развития.

Осуществление этой стратегии  в Китае связывают, прежде всего, с усилением совокупной комплексной мощи, главными элементами которой являются внутриполитическая стабильность, динамичный и устойчивый экономический рост, подъем уровня развития науки и технологий, обеспечение доступа к региональным и мировым источникам сырьевых ресурсов и энергии.14

В отношении стратегии международных отношений основной целью Китая является долгосрочная стабильность, мирное развитие, которое поможет разрешить внутренние проблемы; охрана суверенитета и стабильности, целостности, осуществление единства страны, расширение международного влияния, защита и расширение сфер и пространства интересов государства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что защита, расширение сфер и пространства глобально регионализирующегося китайского государства является приоритетной.15

 

Глава II. Внешнеполитические позиции КНР в новом веке

 

2.1 XVI съезд КПК и стратегия развития Китая

XVI съезд дал четкое  толкование международной ситуации  и китайской внешней политики. Съезд провозгласил, что Китай  намерен твердо придерживаться независимой и самостоятельной внешней политики «мирного возвышения» и развивать дружественные отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования (невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета и политического выбора, добрососедство, сотрудничество для взаимной выгоды, равенство сторон) и других общепризнанных норм международных отношений. В конкретном плане это означает, во-первых, осуществление активной, мирной внешней политики и создание долгосрочной мирной международной обстановки для экономического развития, реформ и открытости внешнему миру, для модернизации страны. Мирная внешняя политика не только предусматривает неприменение военной силы против любой третьей страны, но и активную роль в деле сохранения мира и безопасности в регионе и во всем мире. Китайское правительство выступает за то, чтобы каждая из великих держав не стремилась к военному превосходству, отказалась от политики военных союзов и прилагала усилия для утверждения всесторонней и всеобщей безопасности нового типа. В сфере безопасности следует определять и осуществлять новую концепцию безопасности на основе взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и сотрудничества. Соответственно, Китай будет стремиться посредством сотрудничества и координации действий эффективно сохранять и расширять свои государственные и международные интересы, принимать активное участие в международных делах и деятельности международных организаций, а в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН в полной мере играть позитивную роль в отстаивании мира, справедливости и равноправия. Во-вторых, осуществление всесторонней внешней политики. КНР будет активно развивать отношения с развитыми, сопредельными и развивающимися странами, поддерживать многосторонние дипломатические отношения со всеми странами, вести многоотраслевой, многоступенчатый диалог и укреплять сотрудничество на основе пяти принципов мирного существования. И, в-третьих, создание нового международного порядка на основе общепринятых норм международных отношений. Для этого необходимо способствовать установлению мультиполярной мировой структуры, осуществлять демократизацию международных отношений. Любая держава не должна стремиться к гегемонизму и проведению политики силы. Правительство КНР полагает, что ООН как универсальная международная организация должна продолжать играть ведущую роль в поддержании мира и развития во всем мире.16

Информация о работе Китай страна АТР