Единый таможенный тариф таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ нормативных актов и взглядов ученых посвященных Единый таможенный тариф таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

Для реализации цели задачами работы является: рассмотреть общие положения о таможенной политике Российской Федерации; дать понятие таможенно- тарифного регулирования; рассмотреть применение единого таможенного тарифа и особенности формирования ставок единого таможенного тарифа; выяснить основные правила интерпретации в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и тарифные льготы.

Структура курсовой работы определяется ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Таможенная политика и таможенно- тарифное

регулирование 5

1.1. Общие положения о таможенной политике

Российской Федерации 5

1.2. Понятие таможенно-тарифного регулирования 8

Глава 2. Понятие и применение единого таможенного тарифа 18

2.1. Формирование ставок единого таможенного тарифа 18

2.2. Основные правила интерпретации в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности 19
2.3. Тарифные льготы 21

Заключение 26

Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Шаблов С..doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Свод ставок таможенных пошлин носит название "таможенный тариф". Связь таможенной пошлины и таможенного тарифа очевидна, не случайно пошлину называют "важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров".

     Происхождение понятия "тариф",  неоднозначно. К. Лодыженский в конце XIX в. указывал, что оно произошло от названия небольшой арабской крепости, расположенной на европейском берегу Гибралтарского пролива. Там взимались особые сборы с грузов, привозимых в страну на кораблях. Для реализации фискальной цели была составлена подробная роспись товаров. Потом эти сборы и роспись, устанавливающая размер ставок пошлин, были распространены на морскую торговлю во всех мавританских гаванях.

     Спустя  столетие Ю.Г. Кисловский пишет, что  за несколько веков до нашей эры  в г. Тарифе, на юге Испании, была изобретена "таблица, согласно которой  устанавливалась определенная ставка пошлин на тот или иной вид товара, она получила название тарифа".

     Ясно  одно: история таможенного тарифа исчисляется несколькими сотнями  лет, и данное понятие всегда отождествлялось  с группой платежей за товар в  торговле.

     Новоторговый  устав, принятый в 1667 г., оценен историками как первый русский таможенный тариф. А с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней торговли. В советский период 20-х годов ХХ в. таможенные тарифы "отражали стремление использовать пошлины как источник дохода, а не как метод защиты отечественной промышленности. Но уже осенью 1922 г. Советом труда и обороны было признано необходимым выработать новые тарифы, преследующие более широкие экономические цели". В течение XX в. таможенный тариф претерпевал ряд изменений, в определенной степени совершенствовался и в настоящее время стал одним из основных документов, активно используемых всеми субъектами таможенных правоотношений.

     Согласно ч. 2 ст. 39 ТК РФ для проведения мер таможенно-тарифного регулирования (а именно для использования ставок таможенных пошлин) применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ).

     Часто отмечается, что "любая попытка  составить исчерпывающий перечень товаров, которые являются предметом международной торговли, выглядит трудной задачей, поскольку современное производство предполагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками". Но сделать это необходимо, поскольку именно характеристика товара (потребительские свойства, качество, степень его технической обработки) влияет на уровень ставки таможенной пошлины. "Роль таможенных тарифов в регулировании внешней торговли определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельный вид товаров, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки". Иными словами, чем выше качественные характеристики товара, тем больше ставка таможенной пошлины.

     Современная практика таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономических связей стран  мирового сообщества свидетельствует о наличии двух сформировавшихся взаимосвязанных уровней такого регулирования: международного, или многостороннего, и собственно национального, с характерными особенностями, присущими отдельным странам или группам стран. В условиях интернационализации экономической жизни и усиления взаимозависимости государств "регулирование на многосторонней основе приобретает все большее значение, что проявляется в стремлении большинства государств приводить свою национальную систему таможенно-тарифного контроля в соответствие с международно признанными нормами и правилами". В России существование ТН ВЭД предопределено положениями международных соглашений.

     Совет таможенного сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организация) в 1950 г. разработал Брюссельскую товарную номенклатуру, а в 1983 г. - Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Последняя представляет собой многоцелевую классификационную систему, используемую "для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.". Гармонизированная система - это база национальных номенклатур, включая и ТН ВЭД России. Первые шесть знаков кодового обозначения товара тождественны цифровому шифру, принятому в номенклатуре Гармонизированной системы. Седьмой и восьмой знаки означают дополнительную детализацию в соответствии с Комбинированной номенклатурой Европейского Союза. Девятый знак соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Десятый знак введен Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 "О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".9

     Таможенные  тарифы имеют все страны мира. Современные  тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование  тарифами на разных языках и сопоставление  ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно. – поясните.

     Необходимость цифровых кодов обусловлена тем, что они используются для определения  ставок таможенных пошлин, так как  на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам". – это Ваше мнение???

     Таким образом, таможенный тариф устанавливает  соотношение между товарной номенклатурой  и ставками таможенной пошлины. Главный  вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

     Использование таможенного тарифа, содержащего  оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние  на мировые цены, оптимальный уровень  ставки таможенной пошлины может  принести ей существенный выигрыш. Известный экономист П.Х. Линдерт отмечает, что таможенный тариф "всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается"10. В любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.- поясните термин «экономическая пассивность», если это мнение ученого и его терминология поставьте ссылку

     Классификационный код товара самостоятельно определяет декларант, таможенные органы могут  это сделать лишь по его запросу либо в случае установления нарушения правил классификации (ст. 40 ТК РФ).

     Необходимо  отметить, что пункт 1 статьи 40 ТК РФ не применяется, вместо него применяется пункт 1 статьи 52 ТК ТС (письмо ФТС РФ от 29.06.2010 № 01-11/3184711).

     В ст. 128 ТК РФ установлено право декларанта выбирать для товаров различных наименований, но содержащихся в одной товарной партии, один код по ТН ВЭД. Однако указываемому коду должна соответствовать ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня (при равенстве таких ставок выбирается наиболее высокий уровень ставки акциза или НДС). Данное введение представляется весьма удобным для субъектов, декларирующих сотни и тысячи наименований товара. Выбор одного кода упрощает и ускоряет процедуру таможенного оформления, несмотря на определенные затраты лица, связанные с необходимостью использования максимальной ставки для всей партии груза.

     Вместе  с тем такой подход ТК РФ многом ориентирован на высокий уровень законопослушности. – как изменилась ситуация с принятием Федерального закона «О таможенном регулировании»?. Учитывая, что срок проверки документов и таможенного досмотра в настоящее время сокращен до трех рабочих дней, должностным лицам таможенных органов при проверке больших партий бывает трудно определить, точно ли указан классификационный код и соответствует ли он максимальной ставке таможенной пошлины. А пока не прекращается так называемая игра на кодах товаров, которая приводит к тому, что перемещаемый через границу товар классифицируется как аналогичный, смежный, но с более низкой степенью обработки. Эта "игра" объясняется тем, что субъект внешнеэкономической деятельности, избегая контрабандного ввоза в страну товаров, официально декларирует и оформляет его, тем самым уклоняясь от таможенных платежей в полном объеме. Классическими стали случаи, когда готовую мебель декларируют как древесностружечную плиту, бытовую технику - как запасные части к ней, а цветы - как ветки для составления букетов. Что за игра???? Если это цитирование, добавьте ссылку.

     Величина  ставок таможенного тарифа в целом не должна быть чрезмерно высокой, она должна соответствовать степени защиты национального рынка продукции (иными словами, требуется повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного). Любая ошибка при определении таможенного тарифа может нанести непоправимый вред соответствующим производствам, что повлечет за собой резко отрицательные последствия для экономики страны в целом. Продуманная динамика таможенного тарифа может подготовить почву для решения бюджетных задач. "Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать Правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка".

    В соответствии с п. 3  ст. 3  Таможенного кодекса таможенного союза, при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза12.

    На  днях Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»13, который разработан в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза. Документ приводит национальное законодательство в соответствие с положениями кодекса. В нем закреплены основные принципы перемещения товаров при их ввозе (вывозе) в РФ, перевозке по территории РФ под таможенным контролем, правила определения страны происхождения товара, а также порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования Таможенного союза.  Закон вступает в силу 1 июля 2010 года.

     Актуальность  данной проблемы подтверждается также  и основной линией государства на вступление России во Всемирную торговую организацию. Связанное с этим снижение среднего уровня обложения импорта  все более проявляет себя в условиях не столько экономической, сколько политической конкуренции со стороны стран-членов ВТО. Почти половина мировой торговли ведется беспошлинно, и наши торговые партнеры весьма жестко требуют радикального открытия российского рынка, что может отразиться негативным образом на интересах отечественных производителей, "задушив" их продукцию импортными товарами. Было бы несправедливым не отметить: особенность России состоит в том, что иностранная конкуренция - не единственная, а в ряде случаев даже не главная причина упадка многих отраслей. Становится ясным, что этот упадок в первую очередь вызван внутрихозяйственными диспропорциями.

     Базовая идея либерализации международной  торговли, проводником которой является ВТО, в основном сводится к тому, что товары при экспорте из государства должны беспрепятственно попадать в импортирующую страну. При этом, однако, допускается, что субъекты имеют право на защиту своих товаров, но главным образом посредством импортного тарифа. Интерес к России во многом понятен, учитывая, что основной объем экспорта составляют сырьевые товары. "Подземные богатства России оцениваются в 30 трлн. долл., США - в 8 трлн. долл., Китая - 6,5 трлн. долл., Европы - 0,5 трлн. долл.".Откуда данные, ссылка?

     Тарифная  защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых находится  на начальном этапе, а также на отрасли, продукция которых в  России по качеству соответствует мировым  стандартам, а по цене находится  примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. К ним относится, например, производство кондитерских изделий, мясной продукции, мебели и др14.

     Стимулирования  развития отдельных отраслей можно  добиться, в частности, и отменой  пошлин на импорт высокоэффективного оборудования, которое в России не выпускается. Переоснащение производств позволит добиться предприятию большей конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать росту экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению собираемости налогов. В конечном итоге снижение таможенного бремени путем отмены ввозных таможенных пошлин на станки, комплектующие, фурнитуру позволит перейти к экспорту продукции, производимой на таком оборудовании.

     Проведение  гибкой таможенно-тарифной политики в  немалой степени обусловлено  задачами борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере. Высокой уровень ставок таможенных пошлин способствует выработке субъектами внешнеэкономической деятельности различных способов уклонения от их уплаты.

     Таким образом, таможенный тариф выполняет  следующие функции: фискальную (пополнение доходной части бюджета), защитную (охрана интересов отечественных производителей) и стимулирующую (содействие развитию национальной экономики). 
 
 
 

     Глава 2. Понятие и применение единого таможенного тарифа 

Информация о работе Единый таможенный тариф таможенного союза России, Беларуси и Казахстана