Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности, являются: координация действий по борьбе с преступностью; заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности. Международно-правовыми нормами в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются многосторонние конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...….2
Глава1.Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера………………………………………………...……..4
Глава2.Правовая помощь по уголовным делам………………………….…….29
Глава3.Международная организация уголовной полиции Интерпол…………………………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемой литературы………………………………………..…….46

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 73.67 Кб (Скачать)

Секретариат. Секретариат расположен в Венском международном центре (Вена, Австрия).

Сфера международного контроля над  наркотиками. На основании международных конвенций контролю подлежат две категории наркотиков – наркотические средства и психотропные вещества. В настоящее время в соответствии с Конвенцией 1961 т. меры контроля осуществляются в отношении свыше 116 наркотических средств. В основном к ним относятся такие имеющие природное происхождение продукты, как опий и его производные: морфин, кодеин и героин, синтетические наркотические средства, к примеру, метадон и петидин, а также каннабис и кокаин. В соответствии с Конвенцией 1971 г. меры контроля осуществляются в отношении приблизительно 111 психотропных веществ. Большинство из них входит в состав фармацевтических продуктов, применяемых для оказания воздействия на центральную нервную систему. К ним относятся такие группы наркотиков, как галлюциногены, стимуляторы и депрессанты, а также некоторые анальгетики. Предусматриваемые обеими конвенциями меры контроля в отношении различных групп наркотиков отличаются по степени жесткости. В связи с этим наркотики заносятся в различные списки, являющиеся приложениями к конвенциям, с учетом различной степени вызываемой ими наркотической зависимости, их терапевтической ценности и опасности злоупотребления ими. Как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), так и стороны конвенций имеют право предлагать изменения в списках контролируемых наркотиков. Вопросы, связанные с внесением в списки того или иного наркотика, переводом уже внесенного наркотика в другой список или его исключение из списков, решаются Комиссией по наркотическим средствам ООН (КНС, или Комиссия), являющейся функциональной комиссией ЭКОСОС. При этом Комиссия должна учитывать выводы и рекомендации, предлагаемые ВОЗ. Помимо контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а те и другие являются веществами, вызывающими наркотическую зависимость, под международный контроль над наркотиками в соответствии с Конвенцией 1988 г. были поставлены 22 химических вещества, часто используемые для незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Контроль над наркотическими средствами. Созданная в соответствии с Конвенцией 1961 г. международная система контроля над законным перемещением наркотических средств функционирует в целом удовлетворительно, и законно производимые или изготавливаемые наркотики в незаконный оборот обычно не попадают. Тот факт, что система, как правило, работает удовлетворительно, объясняется главным образом применением системы исчислений, распространяющейся на все страны, независимо от того, являются ли они участниками этой Конвенции. Страны обязаны не превышать исчисления, подтвержденные или установленные для них Комитетом. Комитет в сотрудничестве с ВОЗ публикует доклады, касающиеся положения в области спроса и предложения на опиаты в медицинских и научных целях. В докладах анализируются вопросы производства опиатного сырья и потребления опиатов. Кроме того, в них содержатся рекомендации правительствам, профессиональным ассоциациям и медикам о путях преодоления или сведения к минимуму трудностей, возникающих в связи с обеспечением наличия в достаточном объеме опиатов, используемых в лечебных целях и для снятия острой боли у пациентов.

Контроль над психотропными  веществами. Конвенция 1971 г. вступила в силу в 1976 г. В отличие от наркотических средств, поступающих в незаконный оборот в результате незаконного производства и изготовления, психотропные вещества часто поступают в результате их утечки из законного производства. Такие утечки объясняются главным образом недостаточно развитым законодательством в ряде стран-изготовителей и экспортеров и отсутствием предварительной информации о фактическом количестве психотропных веществ, необходимых для медицинских и научных целей. Миллионы единиц доз таких веществ были таким образом «экспортированы» в страны, не нуждающиеся в них, и в конечном итоге эти вещества становятся предметом злоупотребления в международном масштабе. Во исполнение рекомендаций Комитета, подготовленных им в 1980, 1981 и 1991 гг., ЭКОСОС просил правительства всех стран представить Комитету данные оценки их фактических потребностей в находящихся под международным контролем психотропныхвеществах, которые необходимы им для медицинских и научных целей. В настоящее время около 170 стран направляют Комитету подобную информацию по крайней мере о наиболее опасных психотропных веществах, которую Комитет регулярно публикует. В результате утечка законно изготавливаемых веществ значительно сократилась, так как компетентные органы экспортирующих стран могут легко проверить, соответствуют ли получаемые этими странами заказы реальным потребностям стран-импортеров. В сомнительных случаях страны-экспортеры обращаются в МККН за консультацией. Контроль над прекурсорами и основными химическими веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотиков. В ст. 12 Конвенции 1988 г. предусматривается ряд мер по осуществлению контроля в отношении различных веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. На основании этой статьи Комитету поручено следить за выполнением правительствами мер контроля над такими веществами и определять химические вещества, на которые, возможно, следует распространить международный контроль. Комитет ежегодно информирует Комиссию о выполнении правительствами положений этой статьи. Создан банк данных, позволяющий МККН в полной мере обрабатывать информацию, предоставляемую правительствами или получаемую из других источников. Банк данных помогает Комитету, с одной стороны, определять подлежащие контролю вещества, а с другой – содержащаяся в нем информация помогает правительствам пресекать попытки утечки прекурсоров и основных химических веществ в сферу незаконного изготовления наркотиков. Оценка и поддержка национальных усилий. Изучая и анализируя информацию, получаемую примерно от 209 стран и территорий, МККН следит за эффективным соблюдением соответствующих конвенций во всем мире. На основе постоянного анализа деятельности различных стран МККН имеет возможность готовить рекомендации и предлагать корректирующие меры, призванные улучшить функционирование как международных, так и национальных систем контроля. В соответствующих случаях Комитет может вносить на рассмотрение компетентных органов ООН, специализированных учреждений и правительств рекомендации об оказании технической и / или финансовой помощи в поддержку усилии правительств по выполнению их договорных обязательств. В рамках работы по разъяснению целей конвенций Комитет поддерживает с правительствами постоянные контакты. С ними регулярно проводятся консультации или туда направляются миссии соответствующих стран. Все эти меры позволяют расширять круг участников конвенций, укреплять национальное законодательство, особенно в том, что касается психотропных веществ, или улучшать координацию национальных усилий в области контроля над наркотиками. Комитет неоднократно подчеркивал, что реальный успех в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом зависит от решимости правительств, от установления приоритетов и от предоставления в достаточном объеме средств национальным компетентным органам, поскольку у себя в стране они и только они могут осуществить все необходимые меры. Для получения максимальной отдачи требуется координация всех национальных усилий на региональном и международном уровнях. Для оказания содействия национальным системам контроля над наркотиками, с тем чтобы их деятельность стала более эффективной, секретариат МККН организует подготовку кадров для сотрудников национальных органов по контролю над наркотиками. Такие сотрудники проходят подготовку по вопросам, связанным с осуществлением договорных обязательств, в области сотрудничества между МККН и сторонами – участниками конвенций. Региональные учебные семинары не только помогают совершенствовать формы сотрудничества со странами-участниками, но и содействуют укреплению сотрудничества между странами регионов. Семинары организуются в тесном контакте с Программой ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и другими компетентными международными организациями, в частности с ВОЗ и Международной организацией уголовной полиции. Секретариат МККН обеспечивает также подготовку сотрудников национальных органов. О своей деятельности МККН информирует ЭКОСОС в ежегодном докладе, который он представляет через Комиссию. В докладе дается всеобъемлющий обзор положения в области контроля над наркотиками в различных частях мира. В качестве беспристрастного органа МККН стремится выявлять и прогнозировать опасные тенденции и предлагать меры, которые необходимо принять в этой связи. Ежегодный доклад дополняется техническими докладами о наркотических средствах и психотропных веществах, в которых подробно излагаются исчисленные ежегодные законные потребности каждой страны в наркотических средствах, а также данные о законном производстве, изготовлении, торговле и потреблении этих наркотических средств во всем мире. Система Организации Объединенных Наций, в параметрах взаимодействия с органами контроля над наркотиками и их секретариатом включает в себя Генеральную Ассамблею, ЭКОСОС, МККН, КНС, Секретариат ЮНДКП/МККН.

Создание целостной картины  преступлений международного характера  ставит в порядке востребованности задачу всестороннего исследования всего комплекса обозначенных нами преступных деянии. Преступлением международного характера является подделка денежных знаков и их распространение. Для устранения этого преступления необходимы усилия многих государств. В 1929 г. была подписана Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков,в соответствии с которой государства взяли на себя обязательство преследовать в уголовном порядке тех, кто подделывает или фальсифицирует денежные знаки, распространяет поддельные знаки, участвует в изготовлении приборов или других предметов, предназначенных для подделки. К ответственности привлекаются лица независимо от того, денежные знаки какой страны они изготовляют или подделывают. Конвенция содержит положение о выдаче преступников заинтересованному государству. Тяжким преступлением международного характера является торговля людьми. Этим преступлением охватываются работорговля, торговля женщинами (склонение к проституции) и детьми. Наиболее важными международно-правовыми актами, запрещающими торговлю рабами, являются Конвенция относительно рабства 1956 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством (принудительный труд). Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются: 1.Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам. 2.Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству. 3.Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда. 4.Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом. 5.Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пахта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ №29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.

В 1970 г. государства подписали Конвенцию о пресечении торговли женщинами, которая содержала обязательство государств наказывать за такие действия, как склонение к проституции путем обмана, насилия, угрозы; предусматривалось наказание виновных и выдача их по требованию заинтересованного государства. Начатая в марте 1999 г. совместно с Институтом ООН по вопросам преступности и правосудия Глобальная программа по борьбе против торговли людьми предусматривает комплекс мероприятий в области научных исследовании и технического сотрудничества и разработку международной стратегии борьбы против торговли людьми. Цель ее заключается в том, чтобы содействовать странам вывоза, транзита и назначения в разработке совместных стратегий и эффективных и действенных мер в сфере уголовного правосудия для борьбы с торговлей людьми. Нормативную основу этой Глобальной программы составляет Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, и он же выступает в качестве практического руководства для ее осуществления. Эта Программа включает компонент сбора и анализа данных, предполагающий создание базы данных о тенденциях и потоках торговли людьми, а также передовой практике борьбы с торговлей людьми. В последние годы в России отмечается рост фактов рабства и торговли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числе купли-продажи женщин и детей. Однако в новом Уголовном кодексе Российской Федерации нет норм об ответственности за рабство, работорговлю и сходные с ними институты и обычаи, а конвенции, которые предусматривают подобные преступления и участниками которых является Российская Федерация, не применяются непосредственно, хотя об этом говорится в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. К преступлениям, носящим международный характер, относятся также пиратство, широко распространенное в древние и средние века. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под пиратством понимается: а)  любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летального аппарата); б) любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления вышеуказанных действий; в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий.

Конвенция обязывает все государства  сотрудничать в пресечении пиратства  в открытом море или в любом  другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства (ст. 100). Любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватить имеющееся на нем имущество (ст. 105). Захват судна за пиратство может совершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом, состоящим на государственной службе и специально на то уполномоченным (ст. 107). Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и их экипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могут преследоваться в открытом море, быть захвачены и, в случае сопротивления, потоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна его экипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст. 105). Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаются законным собственникам. В целях борьбы с захватом воздушных судов государства приняли в Гааге в декабре 1970 г. Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Конвенция устанавливает, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, совершает преступление. Каждое государство взяло на себя обязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания. Основной целью Конвенции является обеспечение неотвратимости наказания лиц, виновных в незаконном захвате воздушных судов. Мотивы совершения таких действий не считаются обстоятельством, освобождающим преступника от ответственности. В Конвенции говорится о возможности выдачи преступника соответствующему государству и устанавливается, что каждое государство может рассматривать данную Конвенцию как основание для выдачи. Вместе с тем, в Конвенции не предусмотрена обязательная выдача лиц, совершивших незаконный захват воздушного судна. Государство, на территории которого оказывается преступник, если оно не выдает его, обязано сурово его наказать в соответствии со своим национальным законодательством. В Конвенции предусматривается также, что органы государства, на территории которого совершил посадку угнанный самолет, должны без задержки возвратить соответствующему государству воздушное судно, груз, пассажиров и экипаж. Нормы Конвенции должны применяться ко всем случаям незаконного захвата воздушных судов, как при международных перевозках, так и при полетах по внутренним авиалиниям.

Наемничество было квалифицировано преступным и наказуемым деянием в международном уголовном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в 1968 г. в Резолюции №2465 устанавливалось, что практика использования наемников – уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона. Государствам – членам ООН было рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях. Необходимость наказания наемников в уголовном порядке установлена и в «Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов» 1973 г. Международная опасность наемничества заключается в подрыве стабильных отношений между государствами, при этом наемники являются орудием в руках реакционных, противоправных, колониальных и расистских режимов. Если наемников засылает государство, то такие действия могут быть квалифицированы как агрессия со всеми вытекающими для такого государства и наемников последствиями. Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями. Во-первых, по уголовным законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную ответственность за наемничество, в других странах они предаются суду по статьям за убийства, уничтожение техники и других объектов. Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств. Известным прецедентом международной борьбы с наемничеством стал судебный процесс над 13 наемниками в Анголе. Он проходил в г. Луанда в 1976 г. Виновные были приговорены к строгим мерам уголовного наказания вплоть до смертной казни. На этом процессе была осуждена и практика использования наемников в агрессивных войнах против свободолюбивых народов. В параметрах борьбы мирового сообщества за обеспечение международного мира и безопасности важное место занимают меры по недопущению и пресечению незаконного оборота радиоактивных веществ. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целях при использовании, хранении и перевозке внутри государства. К Конвенции имеются Приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует ядерные материалы. Под ядерным материалом в Конвенции понимается плутоний, за исключением плутония с концентрацией изотопов, превышающей 80% по плутонию-238, уран-233, уран, обогащенный изотопами, уран-235 ил уран-233, уран, содержащий смесь изотопов, встречающихся в природе в форме, отличной от руды или рудных остатков, и любой материал, содержащий вышеназванные элементы. Международная перевозка ядерного материала, согласно Конвенции, означает перевозку партии ядерною материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда исходит груз, начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и кончая его прибытием на установку получателя в государстве конечного назначения.

Информация о работе Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера