Методы борьбы с преступлениями в таможенной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Принципы и цели регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………….....8
1.2. Теоретические аспекты и виды преступлений в таможенном деле…...10
1.3. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность государства…………………………...…14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И БОРЬБА С НИМИ
2.1 . Контрабанда и незаконный экспорт товаров…………………………..15
2.2 . Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран…………………………………………………………23
2.3 . Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте………27
2.4 . Уклонение от уплаты таможенных платежей…………………………31
ГЛАВА 3.ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФТС РОССИИ
3.1 . О некоторых результатах борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в 2008г…………………………….38
3.2 . Обстановка на таможенных границах Российской Федерации..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Курсовая. Шагина тд901.doc

— 189.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика таможенного дела»

на тему

«МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ»

 

 

                 Научный руководитель:

                                             к.э.н., доцент, Девяткова Ольга Ивановна

                                           Выполнил: студент 2 курса, гр. тд 903,

                  Тюрин Иван Сергеевич

 

 

 

 

Тюмень, 2011

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ

1.1.           Принципы и цели регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………….....8

1.2.           Теоретические аспекты и виды преступлений в таможенном деле…...10

1.3.           Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность государства…………………………...…14

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И БОРЬБА С НИМИ

2.1 . Контрабанда и незаконный экспорт товаров…………………………..15

2.2 . Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран…………………………………………………………23

2.3 . Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте………27

2.4 . Уклонение от уплаты таможенных платежей…………………………31

ГЛАВА 3.ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФТС РОССИИ

3.1 . О некоторых результатах  борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в 2008г…………………………….38

3.2 . Обстановка на таможенных границах Российской Федерации..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45

ВВЕДЕНИЕ

Цели курсовой работы:

- изучение состояния преступности и других правонарушений в таможенной сфере;

- состояния борьбы с этими правонарушениями;

- связи таможенных преступлений с другими экономическими преступлениями: исследование обстоятельств, способствующих рассматриваемым преступлениям.

Важнейшей задачей внешней экономической политики всякого государства была и остается задача всемерного развития и расширения внешней торговли, совершенствования механизма производственного и иных видов сотрудничества с другими странами, без чего невозможно осуществление политических и социально-экономических преобразований, достижение мировых показателей производительности труда, насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами в достаточном количестве и высокого качества, укрепление и защита внешнеэкономических интересов. Причем, решение этой задачи, во многом, зависит не только от успешного проведения таких преобразований, но и от надежного правового обеспечения деятельности государства в области внешнеэкономических связей.

Актуальность темы обусловлена тем, что масштабы некоторых таможенных преступлений и правонарушений приобрели настолько угрожающий характер, что борьба с ними - вопрос выживания нации. Это, прежде всего - контрабанда наркотиков - она стала для России проблемой номер один. Значительную опасность приобрели и контрабанда оружия, валюты. Контрабандный вывоз культурных ценностей также весьма распространен, что причиняет ущерб культурному развитию страны, подрывает дружбу и культурное сотрудничество с другими странами.

Проблема совершенствования таможенного законодательства в целях эффективной борьбы с таможенными преступлениями будет актуальна, наверное, всегда, так как изменения во внешней торговле, те или иные негативные тенденции в деятельности участников таможенных отношений должны немедленно выявляться, эти и другие факторы следует постоянно "отслеживать" с тем, чтобы своевременно вносить изменения в закон. При этом нельзя не учитывать мгновенную реакцию на изменения в законе со стороны правонарушителей, которые находят новые лазейки для уклонения от уплаты таможенных платежей и т.д., что опять вызывает необходимость изменений в законе. Требует решения сама проблема своевременного "отслеживания" нормативных актов, нуждающихся в совершенствовании.

Таможенные преступления должны выявляться, прежде всего, таможенными органами, которые контролируют соблюдение законов участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов и другими субъектами таможенных правоотношений. Статистика, отражающая деятельность правоохранительных органов, свидетельствует о том, что этот вклад явно недостаточный. Соответственно весьма актуальна проблема поиска повышения эффективной деятельности таможенных органов по борьбе с таможенными преступлениями. Таможенные органы действуют в трудных условиях, когда контролю подвергаются огромные потоки перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств; проведение таможенных процедур отличается сложностью, связанной с необходимостью проверки многочисленных товаросопроводительных, транспортных и таможенных документов; имеет место дефицит времени для таможенного контроля, отсутствуют необходимые технические средства контроля. В то же время, выполнение поставленных перед таможенными органами задач требует скорейшего таможенного оформления товаров и транспортных средств и завершения процедур таможенного контроля. Это в значительной степени определяет высокий уровень латентности таможенных преступлений. Для таможенной сферы характерно установление неформальных отношений между работниками таможенных правоотношений, базирующее на личных взаимоотношениях, связанных с дачей и получением взяток, должностными злоупотреблениями и пр. Эти отношения заменяют установленный порядок организации таможенного контроля, взимания таможенных платежей. Очень остро стоит проблема выявления преступлений, связанных с их использованием.

Одной из основ успешного экономического и социального развития любого государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности (ВЭД).

Особое значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в модернизацию всех отраслей хозяйства, в создание мощной материальной базы общества и, в конечном счете, способствует полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижение успеха. Это связано с тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности невозможно без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

В настоящее время в науке не существует единого и общепринятого понимания экономической безопасности. Анализ определений, выработанных различными учеными, позволяет их определить в две основные группы. Первую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как состояние защищенности от угроз. В частности, важнейшей составляющей национальной безопасности государства является экономическая безопасность. Она означает надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры. Вторую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России.

Наиболее полно отражает сущность экономической безопасности определение ее как способности государства и экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного вида угроз и потерь.

Экономическая безопасность государства является сложной и многоплановой конструкцией. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной и экологической безопасности. Следует отметить, что экономическая безопасность государства должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики. При этом обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного ведомства или службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; устного опроса; получения пояснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра товаров и транспортных средств; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенной ревизии; а также в других формах, предусмотренных законодательными актами либо не противоречащие им.

Рассмотрим более подробно роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства. [ 6 ]

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ

1.1 Принципы и цели регулирования внешнеэкономической деятельности

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями.

Таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством отнесено к ведению таможенных органов.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двусторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации являются:

              защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

              равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

              единство таможенной территории Российской Федерации;

              взаимность в отношении другого государства или группы государств;

              обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

              выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые являются необременительными для участников этой деятельности;

              гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

              обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

              исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеэкономической деятельности и экономике Российской Федерации;

              обеспечение обороны страны и безопасности государства;

              обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также прав на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих права участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

              единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

              единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России сводятся к защите ее экономического суверенитета, обеспечению экономической безопасности, стимулированию развития национальной экономики и обеспечению условий эффективной интеграции страны в мировую экономику. 

 

1.2 Теоретические аспекты и виды преступлений в таможенном деле

Таможенный контроль осуществляется, в основном, только по документам. Досмотру подвергаются лишь 1% перемещаемых через таможенную границу товаров. Это способствует высокой латентности таможенных преступлений.

Работники таможенных органов подвергаются мощному давлению со стороны лиц, заинтересованных в уклонении от уплаты таможенных платежей, провозе контрабанды. Масштабы заинтересованности выражаются в огромных размерах, особенно в товарном обороте. Это способствует злоупотреблениям, ими допускаемым, чревато тяжкими негативными последствиями. Нельзя не отметить, что работники таможенных органов обладают огромными дискреционными полномочиями, что создает почву для корыстных злоупотреблений, участия в таможенных преступлениях. В этой связи весьма актуальна проблема, с одной стороны снижения уровня латентности таможенных преступлений и других правонарушений, с другой - обеспечение использования законных мер борьбы с ними.

Проблема борьбы с таможенными преступлениями включает в себя наряду с правоприменительным законотворческий аспект. Речь идет, прежде всего, о таможенном законодательстве. В условиях новой экономики это законодательство в значительной степени создавалось заново, непрерывно изменялось. Потребность в дальнейшем его совершенствовании не ослабевает и вряд ли отпадет в обозримом будущем. В Послании Президента РФ Федеральному собранию отмечено: "Действующую таможенную систему нельзя назвать эффективной. Существует миф, будто манипулируя ставками тарифов, можно защитить отечественного производителя... Однако при нынешнем уровне таможенного администрирования, такая система в большой степени защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому нужно кардинально упростить таможенную систему, унифицировать ставки тарифов". Таким образом, поставлена задача совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешней торговли при изменении существующей системы таможенного администрирования в целях борьбы с коррупцией. Это требует существенных изменений в действующем таможенном законодательстве.

Информация о работе Методы борьбы с преступлениями в таможенной практике