Методы борьбы с преступлениями в таможенной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Принципы и цели регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………….....8
1.2. Теоретические аспекты и виды преступлений в таможенном деле…...10
1.3. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность государства…………………………...…14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И БОРЬБА С НИМИ
2.1 . Контрабанда и незаконный экспорт товаров…………………………..15
2.2 . Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран…………………………………………………………23
2.3 . Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте………27
2.4 . Уклонение от уплаты таможенных платежей…………………………31
ГЛАВА 3.ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФТС РОССИИ
3.1 . О некоторых результатах борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в 2008г…………………………….38
3.2 . Обстановка на таможенных границах Российской Федерации..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Курсовая. Шагина тд901.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Основными документами такого контроля являются паспорт сделки (ПС), оформляемый экспортером в уполномоченном банке по каждому заключенному им контракту, и учетная карточка (УК), составляемая ФТС РФ по каждой из произведенных отгрузок.

Объективная сторона преступления выражается в невозвращении в крупном размере средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Конкретизировано объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в сокрытии в крупных размерах валютных средств, подлежащих обязательному зачислению на валютные счета предприятий (организаций, учреждений) - резидентов в уполномоченных банках. Сокрытие может выражаться в любых преднамеренных действиях (бездействии), в том числе, например: в неотражении в документах операций с валютой, в занижении валютных средств, подлежащих зачислению, в утаивании валютной выручки от инкассации, в том числе в сейфах и иных местах, в незаконном переводе валютных средств или выплате их по фиктивным договорам, в незаконном размещении валютных средств за границей и т.д.

Примером этого могут служить материалы уголовного дела в отношении директора государственного унитарного авиапредприятия «Пермские авиалинии» Грачева. Последний заключил ряд договоров об оказании экспортных услуг с иностранными заказчиками на выполнение чартерных рейсов в Германию, Испанию, Грецию, Турцию, Арабские Эмираты и другие страны. Однако, вопреки заключенным договорам, экспортная выручка поступала не на расчетный счет в уполномоченном российском банке, а на счета других иностранных предприятий. В результате таких сделок, как установило следствие, за границей осталось 1,6 млн. долларов. Действия Грачева были квалифицированы по ст. 193 УК РФ и ч.1 ст. 285 УК РФ

Состав преступления - формальный, а это означает, что он признается оконченным с момента не зачисления валютных средств в крупном размере на счет предприятия (организации, учреждения) в уполномоченном банке РФ. Разумеется, уважительные причины такого не зачисления могут свидетельствовать об отсутствии состава рассматриваемого преступления.

Субъект преступления - специальный, а именно: руководители их заместители (наделенные соответствующими полномочиями) предприятий (организаций, учреждений), независимо от форм собственности. В случае, если виновный является должностным лицом государственного предприятия (учреждения, организации), то возможна квалификация содеянного дополнительно по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями).

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, то есть, лицо сознает, что совершает действия (бездействие), направленнные на сокрытие валютных средств, и желает этого. Мотивы и цели могут быть при этом различными. На квалификацию содеянного они не влияют, но могут учитываться при назначении наказания, которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет.

1.4.           Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Можно утверждать, что именно с отменой тотальной монополии государства на внешнюю торговлю и переходом Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности на рыночные отношения, широчайшее распространение, наряду с контрабандой, получило уклонение от уплаты таможенных платежей, экономический ущерб от которого, по оценкам международных экспертов и таможенных органов, составляет от 14 до 20 млрд. долларов в год.

Поэтому вполне оправданными явились усиление государственных мер противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей и установление за его совершение уголовной ответственности.

Характерно, что, несмотря на кажущуюся простоту, в уголовно-правовой науке нет единого понимания сущности этого состава преступления и однозначно не определено его место в сфере экономической деятельности РФ, что и вызывает в юридической литературе оживленные дискуссии и споры.

Одни ученые относят уклонение от уплаты таможенных платежей к налоговым преступлениям, поскольку эти платежи являются разновидностью налогов, в конечном счете, его финансовой деятельности.

Другие, в том числе и автор данной работы, полагают, что это деяние следует относить к группе таможенных преступлений, так как речь в данном случае идет об уклонении именно и только таможенных платежей в сфере его ВЭД.

Вторая точка зрения предпочтительнее, поскольку она связывает уклонение от уплаты различных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.) исключительно с таможенной деятельностью, и в частности, с перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В соответствии с ТК РФ к числу таможенных платежей относятся:

- таможенные налоги: таможенная пошлина;

- таможенные сборы: за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров, за выдачу лицензий и возобновление действия лицензий, за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- другие таможенные платежи: за информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах.

Перечисленные выше, неуплаченные таможенные платежи признаются предметом преступления, если их сумма превышает одну тысячу МРоТ.

Конкретные размеры (ставки), а также порядок начисления каждого из названных видов таможенных платежей определяется законом РФ «О таможенном тарифе», Таможенным кодексом РФ и другими нормативными актами.

Статьей 194 действующего УК РФ установлена дифференцированная ответственность:

- за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч.1 ст.194);

- за то же деяние, совершенное неоднократно (ч.2 ст. 194).

Объектом данного преступления признается установленный порядок взимания налогов как составной части финансовой системы.

Предметом преступления являются таможенные платежи, которые взимаются в установленном порядке при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу РФ, и в иных случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом РФ.

Объективная сторона преступления выражается как в действиях, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и в бездействии - неуплате платежей в установленные сроки. Поскольку диспозиция ст.194 бланкетная, то для уяснения конкретных способов осуществления преступления необходимо обратиться к статьям Таможенного кодекса, в которых содержится их описание.

Такие действия могут быть совершены следующими способами:

1. Заявлением в таможенной декларации или иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений: о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, их цене; иных сведениях, дающих основания для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размеров.

2. Предоставление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о произведенной оплате либо об обеспечении уплаты таможенных платежей.

3. Отзывом плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов.

4. Сокрытием плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей, и т.п.

Неуплата таможенных платежей по независящим от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленные сроки, объективной стороны данного преступления не образует (например, по поддельной авизовке со счета были сняты все средства).

Для ответственности по ст. 194 УК РФ не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера, что соответствует критерию превышения одной тысячи МРоТ. Если же эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для уголовной ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Момент окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным либо с момента истечения срока, отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, либо с момента фактического пользования и распоряжения товаром в иных целях, чем те, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо с момента принятия таможенным органом решения об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты таможенных платежей в полном объеме или частично, а равно, о возврате уплаченных таможенных платежей, основанного на предоставлении ему плательщиком недостоверных сведений, документов, содержащих недостоверные сведения, либо после совершения им других незаконных действий по уклонению от уплаты таможенных платежей.

Субъектом данного преступления может быть достигшее 16-летнего возраста, вменяемое частное либо должностное лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее для таможенного оформления товары или иные предметы от своего имени либо представляющее интересы других лиц. В соответствии с ТК РФ к числу субъектов данного преступления могут быть отнесены: декларант, брокер, специалисты по таможенному оформлению, владелец таможенного склада или склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли либо руководители юридических лиц.

Лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие в данном преступлении.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого, то есть направляет свои усилия на осуществление осознанного им общественного опасного деяния.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

Установлена ответственность за квалифицированный вид уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, если оно совершено неоднократно. Неоднократность, имеет место, во-первых, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере представляет самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом, и, во-вторых, если за ранее совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное им преступление не была погашена или снята.

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот МРоТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

За неоднократное совершение данного преступления размер штрафа может составлять от семисот до одной тысячи МРоТ или заработка или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, а также альтернативно предусмотрен арест на срок до шести месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет. [ 7 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФТС РОССИИ

3.1              О некоторых результатах  борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в 2008г.

              В 2008 году в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу РФ, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с другими российскими и зарубежными правоохранительными органами, российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3 тонны 432,677 кг наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 777,195 кг героина, 106,844 кг опия, 127,565 кг кокаина, 262,304 кг гашиша, 275,735 кг марихуаны и 264,076 кг лекарственных средств, содержащих кетамин.

Правоохранительными подразделениями таможенных органов было возбуждено:

      845 уголовных дел; в результате изъято более 1 тонны 489,426 кг контрабандных наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 466 кг героина, 28 кг синтетических наркотиков (экстази), 54 кг опия, 127 кг кокаина, 141 кг гашиша и 194 кг марихуаны, 262 кг лекарственного препарата, содержащего кетамин;

      214 административных дел по нарушениям правил перемещения через таможенную границу товаров, содержащих наркотические, психотропные или сильнодействующие вещества; в результате задержано более 1 тонны 430 кг товаров указанной номенклатуры.

В 29 случаях было задержано более 9 тонн 200 кг прекурсоров.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по отработке оперативных материалов сотрудниками Уральской оперативной таможни на автодороге Екатеринбург - Челябинск задержан автомобиль, следовавший из Азербайджана под управлением гражданина РФ, а также автомобиль сопровождения с тремя гражданами Азербайджана. В результате досмотра автомобиля в багажном отсеке обнаружено 2 запасных колеса, внутри которых находилось 20,5 кг гашиша, расфасованного в 16 полиэтиленовых брикетов. Возбуждено уголовное дело.

 

3.2. Обстановка на таможенных границах Российской Федерации

Географическое положение приграничных территорий России, их близость к источникам культивирования и производства наркотиков, наличие развитой системы международного транспортного сообщения, а также складывающиеся в регионах страны определенные социально-экономические условия по-прежнему остаются главными факторами, определяющими обстановку на таможенной границе России, связанную с контрабандой наркотиков.

Информация о работе Методы борьбы с преступлениями в таможенной практике