Возможные способы транспортировки нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:37, курсовая работа

Краткое описание

Месторождение Кашаган является одним из крупнейших месторождений, открытых по Северному Каспию. Данное месторождение считается одним из крупнейших в мире после открытия в 1968 году месторождения нефти в районе Прудхое Бэй на северном склоне Аляски. Месторождение Кашаган занимает площадь примерно 75x45 км и названо в честь казахского поэта 19 века, родившегося в Актау.
Объявленное открытие больших запасов нефти на казахстанской части Каспийского шельфа, а именно на Кашагане, безусловно, важнейшее политическое событие последнего времени, порождающее много вопросов: какой будет экономическая отдача от этого для республики и как быстро она наступит, насколько вообще сделанные заявления будут подтверждены последующими работами на шельфе, как это отразится на отношениях Казахстана с соседними странами, на мировом нефтяном рынке?

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Месторождение Кашаган  является одним из крупнейших месторождений, открытых по Северному Каспию. Данное месторождение считается одним  из крупнейших в мире после открытия в 1968 году месторождения нефти в  районе Прудхое Бэй на северном склоне Аляски. Месторождение Кашаган занимает площадь примерно 75x45 км и названо в честь казахского поэта 19 века, родившегося в Актау.

Объявленное открытие больших  запасов нефти на казахстанской  части Каспийского шельфа, а именно на Кашагане, безусловно, важнейшее  политическое событие последнего времени, порождающее много вопросов: какой будет экономическая отдача от этого для республики и как быстро она наступит, насколько вообще сделанные заявления будут подтверждены последующими работами на шельфе, как это отразится на отношениях Казахстана с соседними странами, на мировом нефтяном рынке?

Недавно обнаруженные значительные запасы нефти дают республике долгожданный шанс начать новый этап в своем  развитии - стабилизировать национальную экономику, решить накопившиеся социальные проблемы. При этом перед Казахстаном открываются и огромные возможности внешнеполитического характера в виде усиления собственных позиций в регионе. Однако если оценивать реалистично, факт обнаружения значительных запасов нефти в Казахстане необходимо расценивать не только с положительной стороны, но и видеть за ним неизбежно возникающие потенциальные проблемы. Поскольку с этого момента республика автоматически переходит в ряд тех геополитических зон планеты, где предпосылки для возникновения масштабных конфликтов имеют не гипотетический, а действительный характер. На основании этого можно со значительной долей уверенности говорить о том, что большая нефть Восточного Кашагана может уже в скором времени принести Казахстану, помимо ожидаемых положительных достижений, и большие проблемы. Обнаруженные семь миллиардов тонн нефти могут спровоцировать соперничество между ведущими государствами мира в еще более ожесточенной форме. Теперь казахстанская нефть стала хорошей приманкой для ведущих транснациональных корпораций мира и стоящих за ними политико-экономических сил. Сил, заинтересованных в установлении своего влияния за всеми процессами нефтетрафика и распределения прибыли. Опасность заключается в том, что наличие максимального количества заинтересованных сил, имеющих разнонаправленные цели и интересы, может превратить непосредственно территорию Казахстана в арену, в плацдарм их потенциальных столкновений.

Как бы то ни было, в начинающейся большой геополитической игре за обладание нефтью Восточного Кашагана и Каспийского региона в целом казахстанскому руководству потребуется много сил - для того, чтобы держать ситуацию под контролем, не допустив негативного варианта ее развития.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Первоначальный проект разработки Кашагана

Проект разработки Кашагана и ряда прилегающих структур появился в конце 1997 года, когда между консорциумом иностранных компаний и Казахстаном было подписано соглашение о разведке и последующей разработке на условиях раздела продукции 11 северных блоков казахстанской части Каспийского моря общей площадью 5600 км2. В границах блоков консорциума помимо Кашагана находятся такие перспективные структуры, как Кайран, Актоты, Каламкас-море и ряд других1

В консорциум входили  такие компании как итальянская  Eni; норвежская Statoil ; американская Mobil.; Shell; французская Total и британские компании BP. Этот контракт, подписанный в Вашингтоне, обеспечил Казахстану статус одного из будущих мировых энергогигантов2.

Казахстан соблазнил  иностранные компании соглашениями о разделе продукции  – т.е. особыми договоренностями, когда компании берут на себя все расходы на разведку, освоение и добычу, а затем могут восполнить их за счет продажи нефти, и только после этого  будут вынуждены в значительной мере делиться своими доходами с властями.3

О подтверждении коммерческих запасов  углеводородов на Кашагане было объявлено  летом 2000 года по результатам бурения  первой скважины (Восточный Кашаган-1). Вторая скважина (KW-1) была пробурена  на Западном Кашагане в мае 2001 года в 40 км от первой.

Две первые скважины позволили консорциуму  заявить об открытии крупнейшего  за последние 30 лет месторождения  в мире. По официальным данным консорциума, его извлекаемые запасы составляют 7-9 млрд баррелей нефти, предполагаемые ресурсы —до 36 млрд барелей. По информации казахстанских геологов, извлекаемые запасы могут достигать от  21 до23  млрд баррелей.

По условиям Соглашения о разделе продукции, подписанного осенью 1997 года, первая нефть Кашагана должна была быть получена в соответствии со следующим графиком: этап разведки - четыре года с возможным продлением на два года, этап оценки - четыре года. То есть начало добычи планировалось в 2008 году.4

Но в 2001 году президент  Нурсултан Назарбаев потребовал перенести дату на более ранний срок, поскольку страна страдала от недостатка денег. Тогда же году Eni получила статус оператора консорциума, только она согласилась с пятью условиями, выдвинутыми Назарбаевым:  
— начать добычу на Кашагане в 2005 году;  
— обеспечить транспортировку и продажу не только нефти, но и газа;  
— обеспечить казахстанские предприятия подрядами;  
— дать госкомпании «Казахойл» (ныне «КазМунайГаз») статус сооператора;  
— беречь экологию Каспия

В октябре 2003 Кашаганский консорциум  объявил о начале реализации программы  разработки Кашагана. Она включала  в себя три этапа. Первая фаза предусматривала опытно-промышленную разработку месторождения, вторая и третья —его полномасштабную разработку.5

В ходе реализации первой фазы проекта  продолжительностью четыре года добыча нефти на Кашагане составит 450 тыс. баррелей в сутки , что более чем в 4 раза превышает первоначально запланированный объем добычи. Планируемые дебиты скважин —до 4 тыс. тонн в сутки.

На второй фазе проекта, рассчитанной на три года, нефтедобыча должна была  возрасти в 2 раза. В течение третьей фазы, продолжительностью  пять лет, ежесуточно планировалось  добывать 1,2 млн баррелей нефти. Общий срок эксплуатации месторождения с начала добычи нефти — 40 лет.

Капиталовложения первого этапа  —порядка $10 млрд, На эти деньги на Кашагане, в частности, планировалось построить 14 насыпных островов, 2 нефтепровода и газопровод на берег. Первый остров появился  на Восточном Кашагане  в 2003;его стоимостью $75 млн долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I I. Возможные способы транспортировки нефти

Для поставки кашаганской нефти  на внешние рынки предполагается использовать  один из пяти маршрутов. Это нефтепроводы Каспийского Трубопроводного  Консорциума, Баку-Супса, Баку-Махачкала-Новороссийск,  нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан  и схема замещения в иранском порту Нека. Как экономически, так и технически каждый путь имеет трудности  и требует денег6.

На первом месте по эффективности здесь, безусловно, стоит  КТК. При использовании этого  нефтепровода исключается перевозка  танкерами по Каспию и две дополнительные перевалки. Некоторые участники кашаганского консорциума являются акционерами КТК (ExxonMobil, Shell, Agip), что дает им возможность транспортировать свою нефть по льготным тарифам.

С другой стороны, этот маршрут  имеет существенные недостатки, главным из которых является его недостаточная пропускная способность. Максимальная проектная мощность нефтепровода КТК составляет внушительные 67 млн твг, в том числе на казахстанском участке — порядка 55 млн. Добыча на Тенгизе на пике составит 40 млн твг, на Карачаганаке —12 млн твг. Собственно, под эти объемы нефтепровод и строился. Кроме того, уже сейчас КТК принимает нефть от других недропользователей Казахстана. Очевидно, что в перспективе КТК, если и будет принимать нефть с Кашагана, то только в очень ограниченных объемах. Несложно предположить, что рассчитывать на место в этой трубе в лучшем случае смогут лишь акционеры КТК: ExxonMobil, Shell, Agip и Казахстан.

Второй крупный недостаток этого маршрута —неизбежность прохода  танкеров через Босфор. Объем нефтяного транзита через Босфор из года в год растет, при этом турецкие власти постоянно заявляют о том, что «пролив работает на пределе», и ужесточают правила прохода танкеров. В конце ноября—начале декабря пролив из-за плохой погоды был почти на неделю закрыт, перед входом в Босфор скопилось более 100 крупнотоннажных танкеров с нефтью. Пробка в проливе привела к приостановке прокачки нефти в направлении Новороссийска —крупнейшего российского нефтяного порта. Совершенно понятно, что в будущем такая ситуация будет регулярно повторяться, а значит, фактор Босфора необходимо учитывать при планировании перспективных маршрутов транспортировки нефти с Каспия.

Ограниченная пропускная способность и Босфор —негативные  особенности не только КТК, но и всех прочих возможных маршрутов транспортировки кашаганской нефти, которые проходят через Черное море.

Мощность нефтепровода Баку-Махачкала-Новороссийск —чуть  более 15 млн твг. В настоящее время  по этому направлению прокачивается  около 2,5 млн твг —весь объем  принадлежит ГНКАР. После ввода нефтепровода Баку-Джейхан, намеченного на конец 2005 года, эта нефть будет переориентирована на турецкое направление, и таким образом Agip KCO на какое-то время получит возможность на 100% загружать данную трубу кашаганской нефтью.

Однако после начала добычи на российских месторождениях Каспия трубопровод на Новороссийск, скорее всего, будет занят российской нефтью.

Еще один недостаток направления  на Новороссийск —ограниченные возможности  увеличения перевалочных мощностей  порта. Чтобы радикально изменить обстановку, нужно строить новый дорогостоящий нефтепровод через горы, нефтяные хранилища и причалы 7

По большому счету, никак  не решает проблему вывоза кашаганской  нефти последний черноморский маршрут  Баку-Супса. По этому нефтепроводу сейчас прокачивается нефть AIOC. Даже если в перспективе AIOC полностью переориентирует свои объемы на Баку-Джейхан, мощность трубы Баку-Супса составляет всего 6 млн твг, и возможности ее наращивания не просматриваются. Для Кашагана этого явно недостаточно.

Баку-Джейхан —только для избранных  
Проектная мощность нефтепровода Баку-Джейхан —50 млн твг.

С одной стороны, по официальным  заявлениям руководства AIOC, нефти месторождений  Азери, Чираг и Гюнешли будет  достаточно, чтобы заполнять его  на 100% на протяжении 15 и более лет. С другой стороны, все последние годы участники проекта «Баку-Джейхан» всячески стараются привлечь в свою трубу казахстанскую нефть. Причем речь идет об объемах до 20 млн твг.8

Если исходить из этой цифры, то на первом этапе развития Кашагана нефть с месторождения  может быть «пристроена» в нефтепровод  Баку-Джейхан. Но в дальнейшем, по мере развития казахстанского проекта, Agip KCO придется искать иные маршруты вывоза нефти.

По оценкам экспертов, предвидя отсутствие стратегических перспектив пользования нефтепроводом Баку-Джейхан, участники кашаганского консорциума не намерены вкладывать деньги в строительство подводного нефтепровода из Казахстана в Баку —нефть через Каспий будет перевозиться танкерами. Но при таком подходе квота в 20 млн твг вряд ли будет выбрана, поскольку технические возможности казахстанских портов Актау и Курык (строящегося в настоящее время) не позволят переваливать более 15 млн твг.

В свете сказанного здесь  может возникнуть ситуация, аналогичная с КТК: первоочередное право доступа к трубе получат те участники Agip KCO, которые являются акционерами компании BTC, оператора по строительству и последующей эксплуатации нефтепровода Баку-Джейхан. В их числе Eni (5% участия в BTC), Total (5%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%).

В сумме данные компании могут рассчитывать на прокачку 7,5 млн  твг по Баку-Джейхану по льготным тарифам. С учетом того, что ни одна из них, кроме INPEX, не имеет добычных проектов в Азербайджане, можно предположить, что большая часть этой квоты будет задействована под нефть Кашагана. Но все равно добычные планы Agip KCO слишком велики, чтобы нефтепровод Баку-Джейхан полностью решил проблему транспортировки.

Танкерами много не вывезешь  
Последний вероятный экспортный маршрут для Кашагана —своповые операции с Ираном. Agip KCO планирует поставлять свою нефть танкерами в иранский порт Нека, откуда сырье будет транспортироваться на северные НПЗ Ирана. Данное направление имеет самое короткое плечо перевозки нефти и, соответственно, самые низкие тарифы.

Недостатками этой схемы  являются ограниченные перевалочные мощности принимающего порта и высокая  конкуренция со стороны прочих отправителей нефти —Туркменистана и России.

Говоря о перевозках нефти по Каспийскому морю, следует отметить еще одну проблему —маленький дедвейт танкеров. На сегодня главным каспийским перевозчиком углеводородов является государственное Каспийское пароходство Азербайджана, имеющее в своем распоряжении 35 танкеров грузоподъемностью от 5 тыс. до 12 тыс. тонн. Средняя стоимость перевозки 1 тонны нефти оценивается в $7,5.

По расчетам компании Alegratrans —одной из крупнейших частных  судовых компаний Каспия и Черноморского  региона, если ввести в эксплуатацию танкеры большим дедвейтом, то стоимость можно кратно понизить. По словам директора Alegratrans Арильда Нердрума, за счет использования 60-тысячных танкеров сумму затрат можно сократить до $2,6 за одну тонну.

По имеющейся информации, в ближайшие годы в свете предполагаемого  роста объема танкерных перевозок компания планирует построить за свой счет 4 таких судна стоимостью $40 млн каждое. По расчетам Alegratrans, один танкер такой грузоподъемности сможет доставлять из Актау в Баку ежегодно до 3 млн тонн сырья. Однако здесь возникнет другая проблема —не все порты смогут принимать 60-тысячники.

Новая труба обязательно будет  
Между тем остается открытым вопрос, каким образом кашаганская нефть будет доставляться в порты Актау и Курык, являющиеся неотъемлемой частью всех рассмотренных транспортных схем, за исключением КТК.

Нефтепроводов, соединяющих  Кашаган с этими портами, нет. Все основные береговые мощности Agip KCO по приему и подготовке нефти  будут сосредоточены около Атырау. Чтобы перевезти нефть в эти  порты, нужно задействовать железную дорогу, но, скорее всего, придется строить новый нефтепровод.

Подводя итоги, можно  констатировать, что на начальных  стадиях разработки Кашагана имеющихся  экспортных мощностей для Agip KCO хватит. Понемногу можно отправлять нефть  через КТК, через Баку-Джейхан, задействовать маршруты, которые освободятся после запуска Баку-Джейхана. Но с ростом добычи кашаганский консорциум неминуемо столкнется с дефицитом транспортной инфраструктуры. Не следует также забывать, кроме Кашагана Agip KCO будет развивать и другие свои промыслы, да и соседи Agip KCO в перспективе планируют рост нефтедобычи.

Информация о работе Возможные способы транспортировки нефти