Иракская нефть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:20, реферат

Краткое описание

Нефть—горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Файлы: 1 файл

геогр ).doc

— 343.50 Кб (Скачать)

     Иракская  нефть

     Нефть—горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

     На  первом месте по объему перевозимых  грузов стоит нефть и нефтепродукты  - около половины всех мировых морских перевозок. Основные грузопотоки нефти и нефтепродуктов направляются из главных производителей и экспортеров нефти – стран Ближнего и Среднего Востока – в страны Северо-Западной Европы и Средиземноморья, в Северную и Южную Америку.

     
Страны  с крупнейшими запасами нефти (По данным BP Statistical review of world energy 2009)
Страна Запасы1 % от мировых 

запасов

Добыча² На  сколько 

лет хватит³

Саудовская Аравия 264,1 21,0 10846 67
Иран 137,6 10,9 4325 87
Ирак 115,0 9,1 2423 130
Кувейт 101,5 8,1 2784 100
Венесуэла 99,4 7,9 2566 106
ОАЭ 97,8 7,8 2980 90
Россия 79,0 6,3 9886 22
Ливия 43,7 3,5 1846 65
Казахстан 39,8 3,2 1554 70
Нигерия 36,2 2,9 2170 46
США 30,5 2,4 6736 12
Канада 28,6 2,3 3238 24
Катар 27,3 2,2 1378 54
Китай 15,5 1,2 3795 11
Ангола 13,5 1,1 1875 20
Члены ОПЕК 955,8 76,0 36705 71
Весь  мир 1258,0 100,0 81820 42

 

 

     Ирак  — одна из богатых нефтью стран. На севере ее, в районах Мосула и  Киркука, еще в конце XIX столетия были открыты месторождения нефти. Для их эксплуатации была образована «Турецкая нефтяная компания», капитал которой на 75 процентов принадлежал английским нефтяным магнатам.

     Когда Англия оккупировала территорию современного Ирака, вместо «Турецкой нефтяной компании»  возникла «Ирак петролеум компании», в которой наряду с английским капиталом приняли участие и монополии США и Франции.

     Вскоре  были обнаружены месторождения нефти  в районе Ханекина почти на самой  ирано-иракской границе. В 1940 году нашли  нефть в районе Айн-Зала, к северо-западу от Киркука.

     В 1938 году была организована новая англо-американская компания «Басра петролеум компании», получившая право на разведку и добычу нефти в южных районах страны. Несколько лет назад была найдена  нефть в районе небольшого старинного городка Эз-Зубейр, вблизи границы с Кувейтом.

     Для транспортировки нефти компании провели ряд нефтепроводов, связавших  Киркук со средиземноморскими портами  Триполи (Ливан), Баниасом (Сирия) и Хайфой (Израиль). Отсюда нефть вывозят в  Англию, Францию, Италию и другие западноевропейские страны.

     Зубейрская  нефть по нефтепроводу подается к  порту Фао на Персидском заливе, у устья Шатт-эль-Араба. Здесь  ее принимают танкеры, направляющиеся в Восточную Африку и Индию. Построены  и работают нефтеперегонные заводы в Киркуке, Байджи, Алванде. Строятся они и в Багдаде и Басре.

     Английские  компании получили монопольное право  на продажу нефтепродуктов и в  самом Ираке. Страна, обладающая огромными  запасами нефти, оказалась вынужденной  покупать керосин на собственной  территории у иностранных капиталистов, по ценам выше существующих на мировом рынке.

     Империалисты  не ограничиваются только захватом нефти. Английская фирма «Эндрью Уэйр»  стала главным поставщиком басринских фиников на мировом рынке. Из страны почти невозможно вывезти финики, если они не куплены у «Эндрью Уэйр». Более того, жители Басры, Багдада и других городов вынуждены покупать этот важный продукт питания тоже у англичан.

     В период после второй мировой войны  Англия вынуждена была уступить ряд  своих позиций в Ираке империалистам  США. В настоящее время американцы, контролирующие около 25 процентов добычи нефти в Ираке, стремятся вытеснить английские компании и на внутреннем рынке.

     Империалисты  Англии и Соединенных Штатов расхищают  богатства недр Ирака и жестоко  эксплуатируют его народ.

     Засилие в стране англо-американских компаний, бедственное положение трудового  населения вызывают все более  решительный протест. Ширится борьба иракского народа за национальное освобождение. В стране все чаще происходят демонстрации, во время которых трудящиеся требуют изгнания иностранных империалистов, улучшения жизненных условий и установления в Ираке демократических свобод.

     Основными полезными ископаемыми Ирака  являются нефть и газ, месторождения  которых протягиваются с северо-запада на юго-восток страны вдоль Месопотамского передового прогиба и относятся к нефтегазоносному бассейну Персидского залива. В Сирийской пустыне промышленно значимы месторождения фосфоритов, принадлежащие Восточно-Средиземноморскому фосфоритоносному бассейну. Также в стране имеются месторождения серы, гипса, талька, асбеста, поваренной соли, глин, известняков, хромитов, железных, свинцово-цинковых, медных, никелевых руд и других полезных ископаемых.

     Выручка от экспорта нефти на 90% формирует  доходную часть госбюджета Ирака  и в обозримом будущем останется  главной статьей его валютных поступлений. Доходы Ирака от экспорта нефти с начала 2009 года по состоянию на 1-е августа 2009 года составили 20 миллиардов долларов. 10 августа 2009 года об этом заявил генеральный директор отдела маркетинга в министерстве нефти Джасем аль-Мари. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Маршрут: Басра(Ирак)→Персидский залив→ Ормузский пролив→ Оманский залив→ Аравийское море→ Индийский океан→ Атлантический океан→ Флоридский пролив→ Мексиканский залив→ Хьюстон(США). 

     Басра – основной порт Ирака, расположен на правом берегу р. Шатт-Эль-Араб, в 88 милях от устья в западной части Персидского залива. Искусственный фарватер позволяет заходить в порт судам с осадкой 10,6 м. В порту сооружены 14  причалов для больших судов. Нумерация причалов ведется с северо-запада на юго-восток. Кроме того, имеются специальные причалы для загрузки танкеров нефтью, бензином и керосином, а также причал у судоремонтного завода.

     Население 617 тысяч жителей в 1985 году, 720 тысяч в 1981, 313 тысяч в 1965, 159,3 тыс. в 1956. Название от арабского «басра» — «мягкий белый камень», могло быть дано по материалу построек, но допускается также перенос названия от другого селения.

     История.      Основан в 637 или 638 г. халифом Омаром как опорный пункт арабов в завоёванной ими Месопотамии. В 8-9 вв. один из важнейших культурных и экономических центров Халифата. В 1258 г. разгромлен монголами. В 1538 г. захвачен турецким султаном Сулейманом и вошёл в состав Османской империи.

     Нынешний  город Басра возник лишь в XVII веке, после упадка Старой Басры, развалины  которой находятся в 15 км на юго-запад у большого, высохшего теперь рукава Джерри Сааде.

     Когда Мурад IV завоевал Багдад в 1638 г., вся область перешла к туркам и теперешний город Басра сделался таким образом главным городом большого пашалыка. Дальнейшая история города представляется в следующем виде. В конце XVII в. им завладели персы, в 1701 г. турки его отвоевали, потом в 1771 г. персы опять заняли город, но должны были уступить его в 1778 г. туркам, а в 1787 г. Басра перешла к арабам и, наконец, снова к туркам. С 1810 г. ваххабиты неоднократно угрожали городу и блокировали его, но потерпели здесь в 1815 г. решительное поражение от египетских войск Ибрагима-паши. В период времени 1832—1840 гг. Басра находилась в руках Мухаммада Али.

     22 ноября 1914 г. оккупирован английскими войсками, после Первой мировой войны вошёл в состав Ирака.

     Во  время Второй мировой войны Басра, наряду с иранским Буширом, была основным портом, по которому в СССР (через территорию Ирана) доставлялись товары по ленд-лизу (в основном военные автомобили своим ходом).

     В 1980-87 гг. сильно пострадал (особенно порт) от иранских артиллерийских обстрелов в ходе ирано-иракской войны, а также во время вторжения США в ходе Иракской войны.

           Экономика. Причалы оборудованы портальным электрическими кранами различной грузоподъемности – до 60т, а также имеются  плавучие 100-тонные самоходные краны, крытые склады, элеватор и открытые складские площадки. Грузооборот порта превышает 3,6 млн. т.

     Центр добычи и переработки нефти (нефтеперерабатывающий завод мощностью 3,5 млн тонн нефтепродуктов в год построен в 1974 г.). Химическая (завод по производству азотных удобрений мощностью 138 тысяч тонн сульфата аммония, 108 тысяч тонн серной кислоты и 58 тысяч тонн мочевины в год, построен при техническом содействии японской фирмы «Мицубиси»; комплекс по производству полиэтилена, поливинилхлорида и другой продукции на базе попутного газа и продуктов нефтепереработки построен при помощи фирм США и Германии), текстильные предприятия (производство обуви, верёвок, канатов, шерстяных изделий), бумажный комбинат. Пищевая промышленность (переработка фиников, производство спиртоводочных изделий).

     Климат. Басра имеет тропический пустынный климат. Летом жара может пересекать 50-градусную отметку, зимой иногда бывают слабые заморозки. Зима тёплая, лето очень жаркое.

Информация о работе Иракская нефть