Валютная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить валютную политику в России и ее инструменты.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
описать понятие и инструменты валютной политики государства;
рассмотреть валютное регулирование и валютную политику в долгосрочной стратегии социально-экономического развития России;
проанализировать валютную политику России в 2009 году;
описать направления валютной политики России в 2010-2012 гг.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы валютной политики государства………………………........3
1.1. Понятие и инструменты валютной политики государства…………………………………………………….………………………………....3
1.2. Варианты валютной политики....................................................................................9
Глава 2. Валютная политика России………………………………………………………….15
2.1. Валютная система России……………………………………………………….....15
2.2. Валютное регулирование и валютный контроль как основа валютной политики………………………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

МВКО.docx

— 90.95 Кб (Скачать)

   Преимуществом гибких (плавающих) валютных курсов является то, что они, в результате свободного колебания спроса и предложения  на валюту, автоматически корректируются таким образом, что в итоге  происходит выравнивание дебета и кредита  ПБ (устранение несбалансированности платежей). Вместе с тем использование  плавающих валютных курсов порождает  большую, чем ФВК неопределенность и риск как торговой, так и инвестиционной деятельности. При падении интернациональной  стоимости валюты страны условия  торговли будут ухудшаться, так как  нужно будет экспортировать больший  объем товаров и услуг для  оплаты определенного объема импорта. При значительных колебаниях валютного  курса появляется дополнительный риск заграничных инвестиций.

   Изменения интернациональной стоимости валюты ведет также к нестабильности экономики страны. Дело в том, что  существует взаимосвязь между изменением интернациональной стоимости валюты (понижение или повышение) инфляцией  и безработицей. Если интернациональная  стоимость валюты, в условиях полной занятости, снижается, то появляются инфляционные тенден ции. Это происходит по двум причинам: 1) повышается спрос на товары данной страны, т.е. увеличивается доля чистого экспорта в совокупных расходах, что вызывает порожденную спросом  инфляцию и 2) цены на весь импорт поднимутся. Если произойдет удорожание валюты, то сократится экспорт и увеличится импорт, что может вызвать безработицу.

   Теперь  сравним фиксированные и плавающие  валютные курсы с точки зрения угрозы дестабилизирующих валютных операций.

   Дестабилизирующая спекуляция на валютном рынке возможна при любых валютных режимах. При  ФВК она менее вероятна, чем  при плавающих валютных курсах в  том случае, если правительство серьезно намерено и имеет возможность  поддерживать валютный курс на фиксированном  уровне. В то же время система  фиксированных, но периодически изменяемых валютных курсов (Бреттон-Вудская) создает  возможность спекулянтам вести  «одностороннюю игру» на валютном рынке, атаковать те валюты, которых ожидает  девальвация и ревальвация. При  ожидании девальвации спекулянты продают  валюту на краткосрочном форвардном рынке и, если их ожидания оправдываются, они получают значительную прибыль, выкупая валюту после девальвации  по пониженному курсу. Когда валюта покупается при высокой цене и  продается при низкой (в ожидании дальнейшего повышения или понижения), такие операции приводят к дестабилизации валютного рынка.

   При системе плавающих курсов происходит, преимущественно, «двусторонняя игра»: валютный курс может пойти вверх  и вниз от ожидаемого уровня, так  как, текущий курс спот представляет курс равновесия, а не искусственно установленный официальный паритет, который не отражает реальное соотношение рыночных сил:

   Если  сравнивать систему чистого плавания и управляемого плавания, то исторический опыт применения систем показывает, что  опасность спекуляции выше при системе  управляемого плавания, чем при системе  чистого плавания валютных курсов.

   Стремление  к валютной стабилизации заставляет государственные валютные органы (центральные  банки) проводить значительные валютные операции в одном направлении (так  называемое «грязное плавание»). Попытки  поддержать курс, который уже не соответствует курсу равновесия, посредством валютных интервенций  ведет к валютным потерям государства  и перекачке прибыли в руки валютчиков, проводящих дестабилизирующие  валютные операции (односторонние спекулятивные  операции). Центральный банк, проводящий валютные интервенции в поддержку  нереальных валютных курсов, выступает  по существу как спекулянт, дестабилизирующий  валютный рынок, так как длительное время проводить такую политику невозможно, она ведет к все  большим и большим валютным потерям, увеличивает расходную часть  государственного бюджета. Частные  участники рынка пользуются тем, что правительство поддерживает нереалистический курс и получает прибыль, а государство теряет валюту.

   Мы  можем сделать вывод, что дестабилизирующей  спекуляции чаще всего подвержены фиксированные  валютные курсы в условиях фундаментальной  несбалансированности экономики и  курсы, находящиеся в управляемом  плавании в условиях сильной инфляции и нестабильности государственной  валютной политики.

   Дестабилизирующая роль государственных органов особенно деструктивна и приводит к наиболее негативным социальным последствиям в  тех случаях, когда обстановка в  стране не стабильна, а у правительства  нет достаточных резервов для  стабилизационной политики, имеется  хронический дефицит ПБ и бюджета, сильная Инфляция.

   Важным  аспектом проблемы выбора валютной политики является определение взаимосвязи  того или иного валютного режима с инфляцией и безработицей, состояние  экономики и проводимой правительством бюджетной, денежно-кредитной и налоговой  политики.

   При режиме ФВК необходимость поддерживать курс сдерживает инфляцию. Переход  к плавающим валютным курсам чаще всего приводит к инфляционной политике, так как в этом случае нет сдерживающего  начала чрезмерной эмиссии денег.

   Выбор режима валютных курсов зависит от того, какую цель преследует экономическая  политика. В ситуации, когда основной целью ставится достижение полной занятости, а инфляции особого значения не придается, предпочтение может быть отдано плавающим валютным курсам. Тогда же, когда ставится цель избежать инфляции, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. По-существу проблема сравнительных преимуществ ФВК и плавающего валютного курса, в значительной мере, сводится к проблеме оптимальною сочетания безработицы и инфляции.

   Далее, выбор той или иной валютной политики определяется степенью зависимости  национальной экономики от процессов, происходящих в мировом хозяйстве. Если страна в большей степени  подвержена угрозе внутренней нестабильности и в меньшей степени зависит  от внешней, то для нее, как правило, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. В случае, когда экономика  страны в значительной степени зависит  от мирового рынка, а внутренняя экономическая  обстановка и национальная макроэкономическая политика относительно стабильны, то предпочтительнее плавающие валютные курсы.

   Наконец, в плавающих валютных курсах больше заинтересованы страны с дефицитом  ПБ, и страны, которые предпочитают независимость в проведении денежно-кредитной  и бюджетной политики. В самом  общем виде можно сказать, 'что  в условиях современного мира к выбору валютной политики нужно подходить  с точки зрения оптимального сочетания  ее оценки как инструмента экономической  интеграции и средства защиты национальной экономики от негативных, разрушительных воздействий со стороны мирового хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Валютная политика России

   2.1. Валютная система России

     Валютная  система представляет собой форму  организации и регулирования  валютных отношений, которая функционирует  на основе национального законодательства и с учетом международных соглашений.

     Валютная  система России формируется с  учетом принципов, положений и опыта  мировой валютной системы. С институциональной  точки зрения достаточно четко обозначилась структура государственных органов  управления и регулирования валютных отношений в России. Так, Президент, Правительство, Совет Федерации  и Государственная Дума обеспечивают руководство валютной политикой  страны. В их функции входит принятие законодательных актов в области  валютных отношений, контроль за соблюдением  валютного законодательства страны, распределение полномочий и функций  в области валютной сферы. Основным исполнительным органом регулирования  валютных отношений является Центральный  банк России, который в соответствии с законом определяет сферу и  характер обращения иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте, издает нормативные акты, направленные на организацию и регулирование  процесса обращения иностранной  валюты, устанавливает правила выполнения резидентами и нерезидентами  операций с иностранной валютой  РФ, правила перевода, ввоза, пересылки  в РФ валюты и ценных бумаг в  иностранной валюте, а также вывоза и пересылки из России валютных ценностей, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление ими важнейших  операций, выполняет все виды валютных операций и т.д.

     В 2006 года в России проводилась политика фиксированного валютного курса, допускалось свободное движение капитала. Попытки Центрального Банка контролировать инфляцию оставались безуспешными. Постоянный приток иностранной валюты в виде экспортной выручки заставлял Центральный Банк увеличивать предложение национальной валюты, направленной на выкуп иностранной. Выкуп производился по фиксированному курсу. В итоге, увеличивалось предложение денег в экономике, что неотвратимо выливалось в инфляцию.

     Валютная  система России функционирует в  условиях динамично развивающегося валютного рынка страны. Валютный рынок участвует в регулировании, формировании и поддержании валютного  курса рубля.

     Основой российской валютной системы является национальная валюта - российский рубль, введенный в обращение с 1993 г.

   Валютный  курс - это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валюте. Валютный курс позволяет соизмерить национальную российскую валюту (рубль) с иностранной валютой. На формирование валютного курса оказывает влияние целый ряд факторов. В России в настоящее время валютный курс формируется на валютном рынке главным образом под влиянием соотношения спроса и предложения на конкретные валюты. Фиксирование (установление) курса национальной валюты принято называть валютной котировкой или котировкой валюты. При расчетах доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно-расчетных отношений государства с хозяйствующими субъектами и гражданами, для целей налогообложения и бухгалтерского учета, для таможенных целей применяется курс рубля, котируемый Центральным банком РФ. Центральный банк РФ на основе рыночного курса валют, складывающегося на Московской межбанковской валютной бирже, ежедневно (кроме выходных и праздников) осуществляет фиксирование официального курса некоторых свободно конвертируемых валют к рублю.

     Валютная  политика немыслима без существования  валютного рыка. Валютный рынок - это  система экономических отношений, проявляющихся при проведении операций по торговле валютными ценностями и  операций, связанных с инвестированием  валютного капитала.

     Необходимость в государственном регулировании  и контроле валютного рынка возникла вслед за отменой валютной монополии.

     Валютный  рынок в России стал интенсивно формироваться  уже в 1992 году. В январе 1992 года создается  Московская межбанковская валютная биржа. В том же году образованы пять региональных валютных бирж: Санкт-Петербургская, Сибирская межбанковская биржа  в Новосибирске, азиатско-тихоокеанская  валютная биржа во Владивостоке, Ростовская межбанковская биржа и Уральская  региональная биржа в Екатеринбурге. В последующие годы появились  Нижегородская валютно-фондовая биржа, Самарская и Краснодарская валютные межбанковские биржи. В этот период право на выполнение валютных операций предоставляется коммерческим банкам, которые стали назваться уполномоченными.

     С самого начала функционирования валютного  рынка процесс купли-продажи иностранной  валюты стал обслуживаться учреждениями двух типов – валютными биржами  и уполномоченными коммерческими  банками. Специфика деятельности бирж как участников валютного рынка  проявляется в том, что они  не являются непосредственными субъектами купли-продажи валюты, а выполняют  функции посредника между продавцами и покупателями валюты, торговой площади, где осуществляются валютные операции. Второй участник валютного рынка  – уполномоченные коммерческие банки являются непосредственными участниками торговли валютой, то есть совершают операции купли-продажи валюты без посредников. Структура валютного рынка включает два сектора – биржевой и внебиржевой (межбанковский). Как объекты управления, регулирования и контроля они не равнозначны. Организация биржевой торговли более регламентирована: биржи выполняют свои функции по твердо установленным правилам, информация о биржевых валютных сделках доступна официальным статистическим органам, которые могут ее публиковать в печати. На межбанковском рынке условия купли продажи валюты определяются самостоятельно ее участниками и составляют коммерческую тайну, что затрудняет процесс регулирования.

     Механизм  текущего государственного регулирования  направлен прежде всего на достижение и поддержание сбалансированности спроса и предложения иностранных  и национальных валют, обеспечение  стабильной динамики курса рубля, его  соответствия реальному соотношению  финансово-экономических параметров национальной и мировой экономик. Государственные органы осуществляют регулирующие функции используя  административные и экономические  методы.

     Из  экономических инструментов наиболее применяемым в регулирующей практике Центрального банка России стали  валютные интервенции, то есть продажа  или покупка Банком России иностранной  валюты в значительных объемах. В  результате таких инвестиций Банк оказывает  сильное стабилизирующее влияние  на соотношение спроса и предложения, курсовую динамику иностранных и  национальных валют, противодействуя  резким колебаниям этих параметров рынка. Достоинство инструмента валютных интервенций проявляется в том, что они позволяют достичь  целей регулирования за относительно короткий период времени. Но регулирующие возможности этого инструмента  имеют пределы. Во–первых, валютные резервы банка, необходимые для  таких интервенций, не безграничны, особенно с учетом других валютных потребностей государства, которые  он также должен удовлетворять. Во-вторых, валютные интервенции оказывают  влияние лишь на соотношение спроса и предложения иностранных и  национальной валют и не влияют на соотношение их стоимостей. Поэтому  их эффект не может сохраняться длительное время. Если же использовать валютные интервенции регулярно в течение  относительно длительного времени, то неизбежно возникновение искусственного отрыва курса валюты от реального  и в последующем резкое изменение  уровня со всеми вытекающими из этого  отрицательными социально-экономическими последствиями.

Информация о работе Валютная политика России