Тенденции формирования единого информационного пространства в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Основные цели данной работы:
Рассмотреть теоретические подходы к исследованию проблемы взаимодействия экономических агентов в рамках единого информационного пространства.
Проанализировать опыт различных стран и регионов в создании единого информационного пространства.
Определить особенности функционирования мирового рынка информационных услуг.
Проанализировать особенности интеграции Республики Беларусь в единое информационное пространство.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования единого информационного
пространства в мировой экономике………..……………………………………..….5
1.1. Особенности становления информационного общества ……….......................5
1.2. Позитивные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике…………..…………………………………………………..9
1.3. Негативные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике……………………………………………………..…...…..12
1.4. Мировой рынок информационных услуг……………………………………...16
2. География новых информационных технологий в современном экономическом
пространстве……………………………………………………………...…………….19
2.1. Мировой опыт формирования единого информационного
пространства………………………………………………………………...……19
2.2. Интеграция Республики Беларусь в мировое
информационное пространство………………………….……………….……25
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Согласно  исследованию Jupiter Research on-line шесть лидирующих европейских Интернет-рынков (Великобритания, Германия, Дания, Швеция, Франция, Финляндия) увеличат в ближайшие пять лет количество пользователей еще на 85,6 млн. [23]. Большие темпы роста количества пользователей демонстрирует Эстония, на сегодняшний день она входит в 20 наиболее подключенных к Интернету стран мира [24, c. 1].

     Рост  количества пользователей в Европе представлен в таблице 1.

     Таблица 1. Рост количества пользователей Интернета в европейских странах на период 2000-2005 гг.

     Год      Количество  пользователей, млн. человек
     2000      85,0
     2001      106,7
     2002      125,6
     2003      142,8
     2004      157,8
     2005      170,6

     Примечание. Источник: (собственная разработка)

     По  данным eMarketer Inc., пользователи Интернета  становятся все более опытными, и  к 2005 г. доля тех, кто пользуется Сетью  более двух лет, составит 74% . В рамках ЕС осуществляется программа «eEurope-2002», в соответствии с которой предусматривается создание в Европе к 2002 г. «электронного общества», способного использовать все имеющиеся возможности новых технологий.

     Европейские страны прилагают определенные усилия по координации политики в области электронного сотрудничества. В рамках встречи министров связи стран Евросоюза в феврале 2001 г. было принято решение о координации усилий по распространению в Европе Интернет-технологий. Целью этой программы является обеспечение доступа во всемирную Сеть каждому жителю ЕС. Были оговорены конкретные шаги, которые позволят увеличить число пользователей с 28 до 43% в течение четырех лет. На сегодняшний момент такой уровень уже достигнут в Дании, Швеции и Голландии.

     Что касается развивающихся стран, то многие специалисты выражают опасения относительно возможного увеличения разрыва между ними и развитыми странами в связи с развитием цифровых технологий. Достаточно сказать, что в Северной Америке доступ в Интернет имеет каждый второй житель, в то время как в Африке, например, — один из двухсот пятидесяти.

     Есть  масса причин, в силу которых существующее отставание развивающихся стран может нарастать: эффекты от внедрения информационных технологий дают преимущества крупным фирмам (прежде всего американским), а фирмы развивающихся стран вытесняются с рынков. Доказательством нарастания разрыва является тот факт, что расхождение в показателях освоения информационных технологий между развитыми и развивающимися странами гораздо выше расхождения по критерию ВВП на душу населения: по мобильным телефонам в среднем в 17 раз, по персональным компьютерам — в 22 раза, по доле людей, использующих Интернет, — в 150 раз [20, c. 6].

     С другой стороны, развивающиеся страны могут копировать существующие технологии, а не создавать свои собственные. Появился да же термин, описывающий это явление, который на русский язык можно перевести как преимущество отставания {backward advantage). Развивающиеся страны могут обеспечить себе более высокие темпы экономического роста в результате импорта технологий без осуществления дорогостоящих вложений в разработки в рамках национальной экономики. Распространение технологий в данном случае происходит вследствие обратного инжиниринга {reverse engineering). Хотя эмпирические данные опровергают наличие «преимущества отставания» из-за увеличивающегося разрыва в доходах между развитыми и развивающимися странами, тем не менее в случае, когда технология интенсивна по тому ресурсу, который находится в относительном преимуществе в конкретной развивающейся стране, данная развивающаяся страна может использовать такую технологию. Типичными примерами подобной ситуации являются Израиль и Индия: речь идет о развитии индустрии программного обеспечения в условиях невысокой стоимости квалифицированного труда и низких капитальных затрат при открытии нового бизнеса [25, c. 52].

     Следует отметить, что развитие информационных технологий ведет к расхождению экономических показателей среди самих развивающихся стран. Страны Азии, особенно Восточной Азии, получат скорее всего больше выгод от развития информационных технологий, чем страны Африки и Латинской Америки. Странам Африки не хватает экономических ресурсов и правовых институтов, в Латинской Америке более низкий уровень образования, чем в азиатских странах.

     Удачным примером в этом смысле может быть Сингапур, Южная Корея, Китай, где началось активное подключение к Интернету и использование преимуществ информационных технологий.

     Что касается Индии, то здесь процветает индустрия программного обеспечения в основном за счет низкой оплаты работы программистов. Сочетание дешевизны производства и высокой квалификации занятых в области программного обеспечения весьма конкурентоспособно на данном рынке: нарастает объем экспорта программных продуктов (основными покупателями индийского программного обеспечения являются ведущие промышленно развитые страны), индийцы работают в крупнейших компаниях, лидирующих в области информационных технологий, а сами эти компании (включая такие компании, как Motorola, Microsoft, Texas Instruments, Oracle) создают в городах Индии свои центры по разработке программного обеспечения, например NASDAQ открыл свой офис в Индии. Успех Индии основывается на продуманной национальной стратегии. В Индии сформирована специальная комиссия — Национальная целевая комиссия по информационным технологиям и развитию программного обеспечения (National Task Force on IT and Software Development), реализуется долгосрочная национальная программа в области информационных технологий (Long Term National IT Policy), создаются зоны оффшорного программирования. В Индии уже принят закон об электронной подписи.

     Тем не менее, индийский путь экономического развития вряд ли можно назвать высокотехнологичным, поскольку он ведет к социальному расслоению населения и не оказывает сильного положительного воздействия на всю экономику страны в целом. В Индии ежегодно диплом инженера-программиста получают более 100 тыс. человек, причем это количество планируется удвоить в соответствии с ростом спроса на этих специалистов, но данное явление имеет место в стране, где около 60% мужчин и 40% женщин неграмотны. Естественно, развивающиеся технологии и те возможности, которые они открывают, затрагивают далеко не все население и ведут к усилению разрыва межу отдельными группами как по уровню образования, так и по уровню дохода [25, c. 64].

     Для сравнения отметим, что в Китае  в 2000 г. на 1000 человек приходилось в четыре раза больше телефонных линий и пользователей Интернета и в 18 раз больше мобильных телефонов, чем в Индии.

     Основными препятствиями на пути широкого вовлечения России в мировое информационное пространство остаются препятствия финансового и образовательного характера.

     На  сегодняшний день частный сектор в России не в состоянии предъявить достаточный платежеспособный спрос  на новые технологии, следовательно, необходима серьезная государственная поддержка в смысле формирования заказа наукоемким отраслям и создания их экспортной ориентации.

     В общем, западный мир, и прежде всего  США, предлагают человечеству хорошо работающий инструмент глобального взаимодействия и глобального управления; задача других стран, использовать его максимально эффективным образом в своей социально-экономической жизни.

 

2.2 Интеграция  Республики Беларусь в мировое  информационное пространство 

     В 1996 г. решением Совета глав правительств СНГ была утверждена Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых государств, представляющая собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств-участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов [26, с. 24]. В соответствии с концепцией формирование информационного пространства государств-участников СНГ осуществляется с учетом соблюдения положений международных документов и договоров в рамках СНГ в области межгосударственного обмена информацией, а также на основе соблюдения норм международного права.

     Беларусь  подписала ряд договоров об информационных обменах: Соглашение об обмене правовой информацией 1994 г., Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств-участников СНГ 1998 г., Соглашение об обмене материалами информационных агентств государств-участников СНГ 2003 г. и др.

     Во  всех этих межгосударственных соглашениях  ставится вопрос о создании условий для практической реализации принципа свободного доступа к информационным ресурсам совместного пользования стран-участниц СНГ, а также утверждается, что наиболее полная его реализация может быть достигнута путем принятия странами внутренних законодательных актов, четко регулирующих вопросы трансграничного обмена информацией.

     В Беларуси обеспечен организационно-правовой переход на новую стадию развития информационных ресурсов — конкурентоспособное информационное обеспечение. В частности, была принята комплексная национальная программа «Электронная Беларусь». Динамично развивается глобальная сеть «Интернет». В соответствии с приложением А, динамика количества пользователей Интернетом в Беларуси неуклонно растет с 3.8 % в 1997г. до 17.3 % в сентябре 2003 г. При этом наблюдается рост количества обращений для получения профессиональной информации (58.2 % пользователей). Кроме того, можно отметить превалирование государственного сектора в пользовании услугами Интернет. По степени готовности общества к использованию современных информационных технологий Беларусь отнесена к среднему уровню доступа к ним. Такой вывод сделан Международным союзом электросвязи по итогам анализа параметров развития всемирной электросвязи за 2003 год.

     За  последние годы в Беларуси утверждены Концепция государственной политики в области информатизации и Концепция национальной безопасности. В них обозначены и закреплены правовые границы использования и распространения информации. Определены направления поддержания безопасности государства в информационной сфере. Парламент страны принял законы «Об информатизации», «Об электронном документе», «О государственных секретах», «О научно-технической информации» [27]. С целью более полного и качественного решения этих проблем планируется разработать единый законодательный акт в данной сфере. Этим подтверждает необходимость разработать и принять закон «Об участии Республики Беларусь в международном информационном обмене», который бы создал необходимые правовые условия для вхождения нашей страны в международное информационное пространство. Главной целью закона видится создание эффективной правовой базы участия РБ в межгосударственном процессе обмена информацией в рамках единого информационного пространства, а также защита интересов нашего государства, прав и свобод физических и юридических лиц при осуществлении международного информационного обмена.[28]

     В качестве определяющих условий реформирования и структурной перестройки рынка  информационно–коммуникационных технологий РБ отмечают:

  • Закон о телекоммуникациях (своеобразную Конституцию в области телекоммуникаций и информационных технологий);
  • Приватизацию «Белтелекома», результатами которой должны стать привлечение инвестиционных ресурсов, дальнейшая модернизация сетей электросвязи, достижение европейского уровня качества обслуживания;
  • Создание независимого органа регулирования в отрасли связи (Национального регулятора), который обеспечит равные условия конкуренции при наличии доминирующих операторов, проведение единой технической политики развития систем и сетей связи, их взаимодействия и совместимости, управление сетями связи в случае чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения[29, c. 61].

     Строительство союзного государства Беларуси и  России немыслимо без единого  информационного пространства, которое  должно обеспечить права граждан  на получение полной, оперативной, информации во всех сферах жизнедеятельности Союзного государства, содействовать формированию позитивного общественного мнения о нем, обеспечить информационную открытость и единую информационную политику стран-участниц. Сделано немало в направлении формирования единого информационного пространства Союзного государства. Однако в целом положение дел на информационном рынке Беларуси и России остается неудовлетворительным. По-прежнему нет регулярной информации о состоянии, задачах и перспективах строительства Союзного государства.

     Таким образом, программа «Обеспечение единого  информационного пространства» явилась бы основой для дальнейшего развития межгосударственных отношений в этой сфере. Программа должна базироваться на экономическом, финансовом и политическом фундаменте Союзного государства. И в этом смысле определяется логика развития информационного пространства – от единых подходов в экономической интеграции – к выработке общих правил в сфере массовой информации и коммуникации [30, c. 74].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Таким образом, при исследовании формирования единого информационного пространства в мировой экономике можно выделить следующие тенденции:

  • Возрастающая роль информационного ресурса в мировой экономике, который определяется как пятый фактор производства.
  • Происходит становление информационного общества, где любой экономический агент способен участвовать в экономической деятельности, независимо от того, в какой точке планеты он находится.
  • Производство информационного продукта оказывается приоритетнее производства материальных ценностей.
  • Интернет превращается в основу глобализации жизни современного мирового сообщества.
  • В области международной торговли наиболее быстро происходит рост торговли услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности.
  • Происходит снижение цен на услуги связи и компьютеры, как средства осуществления международной коммуникации.
  • Наряду с позитивными аспектами информатизации мировой экономики существуют и негативные, такие как появление «информационных шумов», усиление зависимости экономических агентов от глобальных сетей, возникновение «цифрового разрыва», всемирная коммуникационная система создает потенциальную возможность для вмешательства во внутренние дела государства и т. д.
  • С помощью мировых телесетей потребитель имеет возможность 
    доступа к любым фрагментам мировых информационных ресурсов. Основной объем деловой информации предоставляется потребителю на коммерческой основе.
  • на приоритетные позиции выходят модели предоставления решений и услуг в режиме реального времени.
  • западный мир, и прежде всего США, предлагают человечеству хорошо работающий инструмент глобального взаимодействия и глобального управления; задача других стран, использовать его максимально эффективным образом в своей социально-экономической жизни.
  • На пути к более глубокой интеграции в мировое информационное пространство Республика Беларусь подписала ряд межправительственных отношений, была разработана национальная программа «Электронная Беларусь». Постоянно растет количество пользователей Интернетом,  причем в профессиональных целях. В целом  по степени готовности общества к использованию современных информационных технологий Беларусь отнесена к среднему уровню доступа к ним. Однако существует ряд проблем, которые планируется решить совершенствованием законодательства в данной сфере.

Информация о работе Тенденции формирования единого информационного пространства в мировой экономике