Тенденции формирования единого информационного пространства в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Основные цели данной работы:
Рассмотреть теоретические подходы к исследованию проблемы взаимодействия экономических агентов в рамках единого информационного пространства.
Проанализировать опыт различных стран и регионов в создании единого информационного пространства.
Определить особенности функционирования мирового рынка информационных услуг.
Проанализировать особенности интеграции Республики Беларусь в единое информационное пространство.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования единого информационного
пространства в мировой экономике………..……………………………………..….5
1.1. Особенности становления информационного общества ……….......................5
1.2. Позитивные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике…………..…………………………………………………..9
1.3. Негативные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике……………………………………………………..…...…..12
1.4. Мировой рынок информационных услуг……………………………………...16
2. География новых информационных технологий в современном экономическом
пространстве……………………………………………………………...…………….19
2.1. Мировой опыт формирования единого информационного
пространства………………………………………………………………...……19
2.2. Интеграция Республики Беларусь в мировое
информационное пространство………………………….……………….……25
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра мировой  экономики 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: Тенденции формирования единого информационного пространства в мировой экономике. 
 
 
 

Студент

ФМЭО, 2 курс, УВЭД-1                                                                   Д.А. Кириленко 

Руководитель

  ассистент кафедры                                                                            Е.Н. Мицкевич  
 
 
 
 

Минск 2006 
СОДЕРЖАНИЕ
 

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы формирования единого информационного

  пространства в мировой экономике………..……………………………………..….5

    1.1. Особенности становления информационного общества ……….......................5

    1.2. Позитивные аспекты формирования единого информационного пространства

            в мировой экономике…………..…………………………………………………..9

     1.3. Негативные аспекты формирования единого информационного пространства

            в мировой экономике……………………………………………………..…...…..12

     1.4. Мировой рынок информационных услуг……………………………………...16

2. География новых информационных технологий в современном экономическом

    пространстве……………………………………………………………...…………….19

     2.1. Мировой опыт формирования единого информационного

             пространства………………………………………………………………...……19

      2.2. Интеграция Республики Беларусь в мировое

            информационное пространство………………………….……………….……25

Заключение……………………………………………………………………………...28

Список  использованных источников………………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………………..32

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В данной работе рассмотрены теоретические  предпосылки формирования единого  информационного пространства в  мировой экономике. В условиях глобализации экономических процессов возрастает роль информации для принятия  оперативных и стратегических решений. В связи с этим возрастает необходимость в получении достоверной, полной, своевременной, объективной информации в целях поддержания конкурентоспособности  как на микроуровне, так и на макроуровне. Вместе с тем само развитие информационных технологий в последнее время обусловило  формирование качественно нового типа взаимодействия экономических субъектов в рамках единого информационного пространства, где время и расстояние теряют свою значимость в осуществлении транзакций. Данные процессы требуют глубокого исследования для адекватного восприятия существующей действительности. Таким образом, можно утверждать, что знания в сфере информационных технологий являются неотъемлемой составляющей успеха любого экономического субъекта.

     Основные  цели данной работы:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к исследованию проблемы взаимодействия экономических агентов в рамках единого информационного пространства.
  2. Проанализировать опыт различных стран и регионов в создании единого информационного пространства.
  3. Определить особенности функционирования мирового рынка информационных услуг.
  4. Проанализировать особенности интеграции Республики Беларусь в единое информационное пространство.

     Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе «Теоретические основы формирования единого информационного пространства в мировой экономике» рассмотрены особенности становления информационного общества, позитивные и негативные аспекты информатизации мировой экономики, особенности функционирования мирового рынка информационных услуг. Во второй главе «География новых информационных технологий в современном экономическом пространстве» рассмотрен мировой опыт формирования единого информационного пространства на примере развитых и развивающихся стран, определено место Республики Беларусь в мировом информационном пространстве. 
 

 

  1. Теоретические основы формирования единого информационного пространства в мировой экономике
 
    1. Особенности становления информационного общества
 
 

     На  современном этапе развития мировой экономики все большее значение отводится информационному обеспечению экономической деятельности, что приводит к качественно новому этапу развития международных экономических отношений. На сегодняшний день можно говорить о появлении в условиях глобализации единого информационного пространства, которое коренным образом трансформирует традиционные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов (на микроуровне) и национальных экономик (на макроуровне), что способствует повышению эффективности общественного воспроизводства и формирования нового информационного общества.

     Так американский социолог Р. Кроуфорд ключевую роль в процессе развития человеческого общества отводит знанию и называет современное общество «обществом знания» (knowledge society): «… новое знание приводит к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в свою очередь, приводит к социально-политическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических, социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире»[1, с. 4]. При этом, различая понятия «знание» и «информация», он пишет: «Знание — это способность применить информацию к конкретному роду деятельности».

     Российский  экономист В. Иноземцев в отношении  современной хозяйственной    системы    использует    термин    «экономика    знаний» (knowledge economy), подчеркивая тем самым «… что важнейшим производственным ресурсом общества становится не столько информация как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, сколько знания, т. е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания»[2, с. 10]. В какой-то степени перекликается с подобным подходом мнение японского экономиста Т. Сакайи: «Я считаю возможным утверждать, что начавшиеся в 80-е годы изменения знаменуют собой не просто появление более развитой промышленной экономики, а начало перехода к обществу нового типа, что эти перемены не ограничатся технологическими нововведениями или изменениями индустриального порядка, а коренным образом преобразуют всю социальную структуру. В этом смысле изменения, которые наблюдаются сегодня в Японии и в Соединенных Штатах, могут быть названы наиболее важными из происшедших за двести лет с момента начала промышленной революции. Эти преобразования можно назвать knowledge-value revolution»[3, c. 357]. Рассматривая современные информационные технологии и их влияние на общество, он отмечает принципиальное отличие этого влияния от того, которое оказывали предыдущие технические нововведения. Изобретения прошлых времен (электричество, новые материалы) способствовали росту количественных показателей производимых материальных благ, в то время как современные информационные технологии направлены на снижение зависимости от материальных благ и увеличение диверсификации и масштабов информационных услуг; таков характер инноваций, закрепляющих успехи на пути увеличения значимости стоимости, создаваемой знанием. Как мы видим, здесь также подчеркивается определяющая роль знания при анализе преобразований, происходящих в окружающем мире.

     Таким образом, формирование теории информационного  общества, т. е. такого общества, в котором производство информационного продукта оказывается приоритетнее производства материальных ценностей, становится вполне закономерным.

       Сторонники теории информационного  общества связывают его становление с доминированием четвертого сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сектором услуг, а капитал и труд — основа индустриального общества — уступают место информации — основе информационного общества.

     Согласно  теории информационного общества, последнее принципиально отличается от индустриального. Прежде всего, меняется форма организации производства. Нет больше необходимости в столь сильной концентрации производства, как это было в индустриальном обществе. Человек может теперь полноправно участвовать в производственных процессах,  находясь в удалении  от крупных экономических центров.

       О. Тоффлер высказывает идею  о том, что мы вполне можем  приблизиться к новой форме  «кустарного промысла», основанного  на суперсовременной технологии. В информационном обществе снижается значение бюрократического управления, и работники при выполнении своих основных функций становятся более самостоятельными. Меняется и система ценностей, когда общественность требует от компаний решения не только экономических, но и социальных проблем: возникают и активизируются общества защиты прав потребителей и прочие организации, причем их деятельность становится все более разносторонней, учитывающей интересы самых различных потребителей. Наконец, растает взаимопереплетение и взаимодействие экономических процессов в мировом масштабе, следовательно, возрастает роль наднационального регулирования и наднациональных институтов. Все меньше производимых благ обладает четкой национальной принадлежностью. Блага могут производиться в разных странах и регионах, а затем формироваться в виде некоего конечного блага с последующей реализацией в различных точках земного шара. ТНК модифицируются в столь глобальные структуры, что зачастую сложно бывает определить их национальную принадлежность как с точки зрения финансовых источников, так и с точки зрения производственного процесса. Точно так же в интернациональном направлении меняется и состав акционеров, которые превращаются в некую неопределенную интернациональную массу. Таковы последствия современных информационных процессов, позволяющие  говорить  о  принципиально  новом  этапе  развития  по сравнению с индустриальным обществом.

     М. Кастельс рассматривает технический  прогресс как базис и в то же самое время как выражение  происходящих глобальных изменений. Он называет современное глобальное общество обществом сетевых структур, подчеркивая, с одной стороны, их всеобъемлющий, а с другой — определяющий характер, когда «власть структуры оказывается сильнее структуры власти», а сам факт принадлежности к той или иной сети становится важнейшим источником власти и перемен в обществе. Он определяет глобализацию в качестве новой капиталистической экономики, для которой свойственны такие характеристики, как информация, определяющее влияние информационных технологий и их реализация через сетевые структуры. Особенностью современного общества является не столько доминирование информации, сколько преобразование вариантов ее использования, когда ведущую роль в обществе приобретают глобальные сетевые структуры, вытесняющие традиционные формы взаимоотношений. Формируется так называемое новое индустриальное пространство, которое характеризуется возможностью разделение производственного процесса по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, и обеспечения единства производственного процесса за счет современных коммуникационных технологий. Появляются более широкие возможности для использования сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствует этому. По сути дела новое индустриальное пространство и представляет собой информациональное общество, базирующееся на совершенно новых коммуникационных и соответственно производственных принципах.

     Обычно  в области экономического анализа сети определяют через их функциональные задачи. Например, В. Мартин пишет: «… телекоммуникационные сети являются на настоящий момент базовой формой инфраструктуры современной экономической системы, необходимой предпосылкой для осуществления преобразования экономических систем в информационную экономику»[4, c. 99].

       Информация — это ресурс, который легче любых других проникает через все границы преграды, и поэтому именно этот ресурс становится проводником мировых глобализационных процессов. Реализация же информационного ресурса происходит через его воплощение в сетевые структуры. Информация представляет собой особый, специфический ресурс, который отличается рядом уникальных характеристик от всех других ресурсов развития.

     В эпоху глобализации мировой экономики информационные технологии начинают играть такую существенную, основополагающую роль, что появляется тенденция выделять их как пятый фактор производства наряду с известными трудом, капиталом, природными ресурсами и предпринимательством.

Информация о работе Тенденции формирования единого информационного пространства в мировой экономике