Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа
Основные цели данной работы:
Рассмотреть теоретические подходы к исследованию проблемы взаимодействия экономических агентов в рамках единого информационного пространства.
Проанализировать опыт различных стран и регионов в создании единого информационного пространства.
Определить особенности функционирования мирового рынка информационных услуг.
Проанализировать особенности интеграции Республики Беларусь в единое информационное пространство.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования единого информационного
пространства в мировой экономике………..……………………………………..….5
1.1. Особенности становления информационного общества ……….......................5
1.2. Позитивные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике…………..…………………………………………………..9
1.3. Негативные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике……………………………………………………..…...…..12
1.4. Мировой рынок информационных услуг……………………………………...16
2. География новых информационных технологий в современном экономическом
пространстве……………………………………………………………...…………….19
2.1. Мировой опыт формирования единого информационного
пространства………………………………………………………………...……19
2.2. Интеграция Республики Беларусь в мировое
информационное пространство………………………….……………….……25
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………………..32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра мировой
экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Тенденции формирования
единого информационного
пространства в мировой
экономике.
Студент
ФМЭО, 2 курс, УВЭД-1
Д.А. Кириленко
Руководитель
ассистент кафедры
Минск 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы формирования единого информационного
пространства
в мировой экономике………..……………………………………..
1.1. Особенности становления информационного общества ……….......................5
1.2. Позитивные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике…………..………………………………………
1.3. Негативные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике……………………………
1.4. Мировой рынок информационных услуг……………………………………...16
2. География новых информационных технологий в современном экономическом
пространстве………………………………………………
2.1. Мировой опыт формирования единого информационного
пространства………………………………………………
2.2. Интеграция Республики Беларусь в мировое
информационное пространство………………………….……………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассмотрены теоретические предпосылки формирования единого информационного пространства в мировой экономике. В условиях глобализации экономических процессов возрастает роль информации для принятия оперативных и стратегических решений. В связи с этим возрастает необходимость в получении достоверной, полной, своевременной, объективной информации в целях поддержания конкурентоспособности как на микроуровне, так и на макроуровне. Вместе с тем само развитие информационных технологий в последнее время обусловило формирование качественно нового типа взаимодействия экономических субъектов в рамках единого информационного пространства, где время и расстояние теряют свою значимость в осуществлении транзакций. Данные процессы требуют глубокого исследования для адекватного восприятия существующей действительности. Таким образом, можно утверждать, что знания в сфере информационных технологий являются неотъемлемой составляющей успеха любого экономического субъекта.
Основные цели данной работы:
Курсовая
работа состоит из двух глав. В первой
главе «Теоретические основы формирования
единого информационного пространства
в мировой экономике» рассмотрены особенности
становления информационного общества,
позитивные и негативные аспекты информатизации
мировой экономики, особенности функционирования
мирового рынка информационных услуг.
Во второй главе «География новых информационных
технологий в современном экономическом
пространстве» рассмотрен мировой опыт
формирования единого информационного
пространства на примере развитых и развивающихся
стран, определено место Республики Беларусь
в мировом информационном пространстве.
На современном этапе развития мировой экономики все большее значение отводится информационному обеспечению экономической деятельности, что приводит к качественно новому этапу развития международных экономических отношений. На сегодняшний день можно говорить о появлении в условиях глобализации единого информационного пространства, которое коренным образом трансформирует традиционные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов (на микроуровне) и национальных экономик (на макроуровне), что способствует повышению эффективности общественного воспроизводства и формирования нового информационного общества.
Так американский социолог Р. Кроуфорд ключевую роль в процессе развития человеческого общества отводит знанию и называет современное общество «обществом знания» (knowledge society): «… новое знание приводит к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в свою очередь, приводит к социально-политическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических, социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире»[1, с. 4]. При этом, различая понятия «знание» и «информация», он пишет: «Знание — это способность применить информацию к конкретному роду деятельности».
Российский экономист В. Иноземцев в отношении современной хозяйственной системы использует термин «экономика знаний» (knowledge economy), подчеркивая тем самым «… что важнейшим производственным ресурсом общества становится не столько информация как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, сколько знания, т. е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания»[2, с. 10]. В какой-то степени перекликается с подобным подходом мнение японского экономиста Т. Сакайи: «Я считаю возможным утверждать, что начавшиеся в 80-е годы изменения знаменуют собой не просто появление более развитой промышленной экономики, а начало перехода к обществу нового типа, что эти перемены не ограничатся технологическими нововведениями или изменениями индустриального порядка, а коренным образом преобразуют всю социальную структуру. В этом смысле изменения, которые наблюдаются сегодня в Японии и в Соединенных Штатах, могут быть названы наиболее важными из происшедших за двести лет с момента начала промышленной революции. Эти преобразования можно назвать knowledge-value revolution»[3, c. 357]. Рассматривая современные информационные технологии и их влияние на общество, он отмечает принципиальное отличие этого влияния от того, которое оказывали предыдущие технические нововведения. Изобретения прошлых времен (электричество, новые материалы) способствовали росту количественных показателей производимых материальных благ, в то время как современные информационные технологии направлены на снижение зависимости от материальных благ и увеличение диверсификации и масштабов информационных услуг; таков характер инноваций, закрепляющих успехи на пути увеличения значимости стоимости, создаваемой знанием. Как мы видим, здесь также подчеркивается определяющая роль знания при анализе преобразований, происходящих в окружающем мире.
Таким образом, формирование теории информационного общества, т. е. такого общества, в котором производство информационного продукта оказывается приоритетнее производства материальных ценностей, становится вполне закономерным.
Сторонники теории
Согласно теории информационного общества, последнее принципиально отличается от индустриального. Прежде всего, меняется форма организации производства. Нет больше необходимости в столь сильной концентрации производства, как это было в индустриальном обществе. Человек может теперь полноправно участвовать в производственных процессах, находясь в удалении от крупных экономических центров.
О. Тоффлер высказывает идею
о том, что мы вполне можем
приблизиться к новой форме
«кустарного промысла»,
М. Кастельс рассматривает технический прогресс как базис и в то же самое время как выражение происходящих глобальных изменений. Он называет современное глобальное общество обществом сетевых структур, подчеркивая, с одной стороны, их всеобъемлющий, а с другой — определяющий характер, когда «власть структуры оказывается сильнее структуры власти», а сам факт принадлежности к той или иной сети становится важнейшим источником власти и перемен в обществе. Он определяет глобализацию в качестве новой капиталистической экономики, для которой свойственны такие характеристики, как информация, определяющее влияние информационных технологий и их реализация через сетевые структуры. Особенностью современного общества является не столько доминирование информации, сколько преобразование вариантов ее использования, когда ведущую роль в обществе приобретают глобальные сетевые структуры, вытесняющие традиционные формы взаимоотношений. Формируется так называемое новое индустриальное пространство, которое характеризуется возможностью разделение производственного процесса по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, и обеспечения единства производственного процесса за счет современных коммуникационных технологий. Появляются более широкие возможности для использования сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствует этому. По сути дела новое индустриальное пространство и представляет собой информациональное общество, базирующееся на совершенно новых коммуникационных и соответственно производственных принципах.
Обычно в области экономического анализа сети определяют через их функциональные задачи. Например, В. Мартин пишет: «… телекоммуникационные сети являются на настоящий момент базовой формой инфраструктуры современной экономической системы, необходимой предпосылкой для осуществления преобразования экономических систем в информационную экономику»[4, c. 99].
Информация — это ресурс, который легче любых других проникает через все границы преграды, и поэтому именно этот ресурс становится проводником мировых глобализационных процессов. Реализация же информационного ресурса происходит через его воплощение в сетевые структуры. Информация представляет собой особый, специфический ресурс, который отличается рядом уникальных характеристик от всех других ресурсов развития.
В эпоху глобализации мировой экономики информационные технологии начинают играть такую существенную, основополагающую роль, что появляется тенденция выделять их как пятый фактор производства наряду с известными трудом, капиталом, природными ресурсами и предпринимательством.
Информация о работе Тенденции формирования единого информационного пространства в мировой экономике