Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:44, курсовая работа
Основные цели данной работы:
Рассмотреть теоретические подходы к исследованию проблемы взаимодействия экономических агентов в рамках единого информационного пространства.
Проанализировать опыт различных стран и регионов в создании единого информационного пространства.
Определить особенности функционирования мирового рынка информационных услуг.
Проанализировать особенности интеграции Республики Беларусь в единое информационное пространство.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования единого информационного
пространства в мировой экономике………..……………………………………..….5
1.1. Особенности становления информационного общества ……….......................5
1.2. Позитивные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике…………..…………………………………………………..9
1.3. Негативные аспекты формирования единого информационного пространства
в мировой экономике……………………………………………………..…...…..12
1.4. Мировой рынок информационных услуг……………………………………...16
2. География новых информационных технологий в современном экономическом
пространстве……………………………………………………………...…………….19
2.1. Мировой опыт формирования единого информационного
пространства………………………………………………………………...……19
2.2. Интеграция Республики Беларусь в мировое
информационное пространство………………………….……………….……25
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………………..32
Мировое сообщество в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран — по господствующему виду деятельности:
Ряд стран, имеющих самые современные информационные технологии, получают из США и других интеллектуально развитых стран научную информацию и знания, так как по разным причинам они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Очевидно, что войти в группу лидеров общественного прогресса эти страны не могут.
Все более очевидным становится процесс исключения значительной доли населения из участия в глобальном экономическом пространстве. В связи с этим наблюдается кризис модели «догоняющего развития», которая становится внутренне противоречивой и не способной вывести развивающиеся страны из-под индустриального и информационного давления крупных промышленно развитых стран. Эта концепция, возникшая в 60-е годы XX в., не работает в эпоху информационного общества: развитие постиндустриального общества снижает степень ресурсной привязки западных стран и переориентирует торговые и экономические потоки от «третьего мира» в сторону друг друга, что приводит к обособленности западных стран от развивающихся. Страны, остающиеся на доиндустриальной и даже на индустриальной фазе развития, отстают от постиндустриальных стран, причем это отставание нарастает с течением времени.
Неотъемлемой составляющей мирового информационного пространства является мировой рынок информационных услуг. Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. Характерными чертами мирового рынка информационных услуг являются следующие:
Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Если говорить о росте рынка информационных услуг по регионам мира, то лидирующие позиции, занимает Азиатско-тихоокеанский регион, с показателем 13%. Далее следует Северная и Южная Америка, где рост рынка в 2004 году составил 10%. В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) рост составил всего 4% [14].
Сейчас рынок информационных услуг находится в состоянии выхода из кризиса, которое, сохранялось до середины 2005 года. Времена, когда данный сегмент информационного рынка рос в три раза быстрее, чем валовой национальный продут, безвозвратно миновали. В ближайшее время нормой будет считаться соотношение два к одному, поскольку информационная индустрия все еще не оправилась от последствий неоправданного бума конца 90-ых и последующего кризиса отрасли.
На мировом рынке информационных услуг продолжают лидировать американские вендоры. На их долю приходится до 59% всех затрат на рынке. В целом рост оборота американских поставщиков по итогам года был незначителен и составил всего 4%. При этом оборот индийских вендоров вырос на 29%, хотя доля этого рынка составляет пока 1,4% от общемирового. Индийские компании вообще очень зависят от уровня экспорта, поскольку 92% их оборота составляют заказы от иностранных компаний и только 8% приходится на внутренние продажи. Постепенное вхождении Индии в глобальную экономику позволит этой стране успешно конкурировать с другими поставщиками информационных услуг. Это стимулирует индийские компании к инвестициям в технологии. Соответственно, на мировом рынке аутсорсинга пока что абсолютно доминируют американские и индийские компании, которые наиболее подготовлены сейчас к глобальной экспансии. Со своей стороны поставщики информационных услуг из других стран работают преимущественно на обслуживание своих внутренних рынков, постепенно только начиная выходить на региональный уровень [15, c. 13].
Для поставщиков информационных услуг залогом выживания на рынке становится задача оптимального снижения цен на фоне повышения эффективности работы. По прогнозам аналитиков, к 2006 году на приоритетные позиции выйдут модели предоставления решений и услуг в режиме реального времени. Данный подход будет наиболее актуален для управления инфраструктурой, приложениями и бизнес-процессами заказчика, не являющимися критическими для его продвижения в ключевой нише.
2.
География новых
информационных технологий
в современном экономическом
пространстве
2.1 Мировой
опыт формирования единого информационного
пространства
Приоритетом в области создания и развития информационных технологий издавна обладают США.
Информационные технологии стали мощной, интенсивно развивающейся отраслью мировой экономики. Доля отраслей, непосредственно связанных с производством и использованием знаний (knowledge industries), в валовом внутреннем продукте США составляла к концу 1990-х годов не менее 60% [16, c. 57]. Ни одна развитая страна не может отказаться от того, чтобы стать частью мирового информационного пространства. Эксперты считают, что технически Интернет сможет связать когда-нибудь до 600 млн компьютерных сетей [8, c. 330]. Затраты на новые технологии, которые осуществили за последние десять лет постиндустриальные страны зачастую превышали затраты на приобретение основных производственных фондов. Так, в 1991 г. расходы американских компаний на приобретение информации и информационных технологий, достигшие 112 млрд долларов, превысили затраты на приобретение основных производственных фондов, составивших в том же году 107 млрд долларов, а к 1996 г. первый показатель почти удвоился, в то время как второй почти не изменился [2, c. 14 ]. По другим оценкам, американские фирмы тратят приблизительно 1,5-3% своих доходов на информационные технологии [17, c. 88].
Быстрыми темпами возрастает количество пользователей Интернета: с 3 млн в 1993 г. до 100 млн в 1997 г., примерно 200 млн в конце 1999 г. и 200 млн в апреле 2000 г., а это огромный потенциал для развития электронного бизнеса и самых различных форм электронной связи [18, c. 26].
С 1993 г. к Интернету обращаются бизнес и средства массовой информации, затем начинается активное коммерческое использование Интернета. Одновременно идет быстрый и конструктивный процесс интернационализации Сети, все новые и новые страны подключаются к ней. В 1993 г. к международной Сети присоединилась Россия, а вместе с ней и Беларусь. С 1994 г. в Сеть выходят отдельные банки и магазины, Интернет уже становится не просто частью, но необходимым элементом коммерческой жизни общества. Объединив две важнейшие составляющие современных технологий — компьютерную глобальную коммуникационную инфраструктуру и Всемирную Паутину — Интернет стал мощным фактором развития мировой экономики.
США имеют целый ряд преимуществ в этой области: во-первых, преимущество первопроходца в сфере Интернета; во-вторых, крупные финансовые вливания со стороны государственного и частного капитала, направленные на совершенствование технологической и информационной базы, еще больше усиливают позиции США; в-третьих, распространены единые стандарты, закрепляющие американское доминирование (ICANN, TСРIР-протоколы); наконец, в-четвертых, использование английского языка в качестве практически универсального средства общения в Интернете: 70% Веб-сайтов создаются в США, 78% Вебсайтов мира и 96% сайтов электронной торговли используют английский язык [19, c. 23].
Сегодняшнее экономическое лидерство США во многом определяется их технологическим и информационным преимуществом перед другими странами. США в конце 1990-х годов владели приблизительно 40% компьютерной мощи мира, по числу компьютеров на одного занятого и по доле семей, использующих Интернет, они в 2-3 раза превосходили Японию и страны Западной Европы, на долю США приходится примерно 2/3 мирового выпуска программных продуктов, а 4/5 всех интернетовских страничек в мире — американские [20, c. 5].
Традиционное лидерство США в области информационных технологий и в области Интернета затрудняет европейским и другим технологичным фирмам выход на рынки. Кроме того, именно в США находятся лидеры мирового уровня в этой области: Microsoft, Cisco, Dell. Доля информационной продукции в ВВП США составляет 10%, в то время как в Японии эта доля составляет 6,5%, а в Европе — 4%; только 10% японских бизнесменов используют компьютеры, и лишь 13% бизнесменов подключены к сетям по сравнению с 50% в США [21, c. 347 - 350].
Но есть и другая точка зрения. Японии и Европе нет необходимости для того чтобы догнать США, создавать собственные передовые технологии — гораздо выгоднее использовать уже созданные. Например, в 1993 г. американские фирмы вложили 143 трлн долларов в информационные технологии, а сегодня компьютеры с той же производительностью, по оценкам английского экономиста П. Донована, можно приобрести за 15 млрд. долларов в результате падения цен [22, c. 21].
Одним из препятствий на пути развития рынков информационных технологий в Японии и Европе остается меньшая степень мобильности рынков факторов производства (труда и капитала) по сравнению с США. Стоимость доступа в Интернет остается в Японии и Европе выше по сравнению с США, поскольку правительство пока еще слабо стимулирует конкурентную борьбу на уровне абонентских каналов. Поэтому задачей остается преодоление бюрократических препятствий на пути развития рынка информационных технологий.
Однако Япония и Европа опережают США по степени использования мобильной связи — одного из каналов доступа в Интернет и по уровню массового образования, что является хорошими предпосылками и стимулами для развития информационных технологий.
Европейское Сообщество
Информация о работе Тенденции формирования единого информационного пространства в мировой экономике