Сущность свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:39, реферат

Краткое описание

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических свя зей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "нало говой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Оглавление

I. Сущность свободных экономических зон………………………………………3
II. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
III. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
IV. Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
V. Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 87.64 Кб (Скачать)

• федеральный налог  на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующие  местный налог — не более 3%;   

• прибыль и часть  прибыли, переводимой за границу, полностью  освобождены от налогообложения  на 5 лет (пос ле объявления о регулярном получении прибыли);

• часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социаль ной сферы СЭЗ, полностью  освобождаются от налога.

С февраля 1994 г. Административный комитет, кото рый занимается вопросами  регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению  новой стратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии  стало создание в зоне ряда локальных  свободных зон, которые должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного  климата всей зоны, стимулировать  организацию импортозамещения с  использованием современных технологий, появление новых рабочих мест. Другим направлением новой стратегии  должен стать ориентир на превращение  Находки в центр переработки  грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Свободная экономическая  зона "Находка" находится пока на начальном этапе своего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивных результатах: сравнительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, со здании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми, другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международ ных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.

Отмечая факты .успешной работы некоторых свободных экономических  зон России, необходимо указать и  на нега тивный опыт их функционирования. Так, практика свобод ной экономической  зоны "Алтай" свидетельствует  о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения  иностран ного капитала шел процесс  ввоза и перепродажи ширпотре ба. При проверке внешнеэкономической  деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и  стратегических ресурсов, эк спорт  которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав око ло трех лет, СЭЗ "Алтай" была ликвидирована[3]. Следует также отметить, что налоговые льготы и инфра структурные условия функционирования свободных эконо мических зон в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами. Местные российские власти стремятся не столько создать привлекательные ус ловия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того, СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра.

Рассматривая свободные  экономические зоны как важ ную  составную часть современной  рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует  об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании  их в достаточно жестко запрограммированном  направлении. Как отмечалось выше, в  промышленно развитых странах свободные  экономические зоны представляют собой  инструменты урегулирования некоторых  проблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравнивание межрегиональных различий и др.), а так же стимулирования внешнеторговых связей. В ряде развивающихся стран  Азии и Дальнего Востока зональная  практика используется гораздо шире и стала важным элементом промышленной внешнеэкономической и научнотехнической  политики. Именно здесь свободные  экономические зоны имеют явно анклавный  характер, представляя "полюса экономического роста".

В развивающихся  странах Латинской Америки политика свободных зон охватывает региональные и внешнеэкономические приоритеты.                             

При "блочном" поэтапном  строительстве рыночной экономики, СЭЗ, как свидетельствует мировая  практика например, опыт Китая, сравнительно длительное время остаются "вещью  в себе", а отнюдь не "полюсами роста распространяющими своё влияние  на остальное экономическое пространство. В условиях "широкозахватного" метода строительства рыночной экономики  свободные экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивного  предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь  также достаточно длительный период образованьями анклавного характера.

Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными  и другими особенностями, механизм свободных экономических зон  может стать важной составной  частью национальной стратегии развития.

Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием  свободных экономических зон  в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приорите тов и ориентации. Без существенной поддержки государ ства этот период может сильно затянуться, оставив мно гие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, от казом от самой идеи.

Свободные экономические  зоны в России при исполь зовании  их государством как механизм селективной  либе рализации инвестиционного  климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное  и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для  иностранных инвестиций, стимулируя внеш неэкономические связи. Они  также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

Организация свободных  экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство  как средство интенсификации ее международных  экономических связей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.:Маркетинг, 2001.

2. Авдокушин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 1993.

3. Игнатов В. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89 1997.

4. Данько Т. П., Окрут 3. М.. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М, 1998.

5. Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. и др. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. М.: Находка, 1993.

Информация о работе Сущность свободных экономических зон