Сущность свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:39, реферат

Краткое описание

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических свя зей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "нало говой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Оглавление

I. Сущность свободных экономических зон………………………………………3
II. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
III. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
IV. Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
V. Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 87.64 Кб (Скачать)

С начала 90-х годов  в портовых городах, специальных  экономических зонах КНР начинают возникать свободные таможенные территории — зоны свободной (беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверждают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми, которые существуют в других странах. По свидетельству китайского руководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000 года.                               

Практика функционирования китайских свободных экономических  зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего  высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда  и, наконец, суще ственный рост уровня жизни населения.

Свободные экономические  зоны в КНР (помимо общих с другими  странами целей специальных зон) в целом явля ются экспериментом  по использованию рыночных отноше ний  в условиях преобладания государственной  собственнос ти. Переход "все разом" к рыночному хозяйству признан  в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики  в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заклю чается в том, что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районы по стимулированию ино странного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как указывают китай ские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.

Заметная роль свободных  экономических зон в социаль  но-экономическом развитии отдельных  обособленных райо нов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении дея тельности  мелкого и среднего отечественного предприни мательства, тем не менее, не является достаточным осно ванием рассматривать их как универсальный  способ модер низации экономики. Степень влияния свободных экономи  ческих зон на остальную территорию многих развивающих ся стран является довольно ограниченной. В особенности  это справедливо для промышленно  развитых стран, где, как правило, и  не ставится специальной задачи распростра нения такого влияния. Организация  свободных экономичес ких зон  играет поддерживающую, стимулирующую  роль в оживлении предпринимательской  деятельности данного ре гиона или  в акцентировании внимания на, развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообраз ных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для мно гих развивающихся стран свободные зоны становятся по люсами торгово-экономического, научно-технического и со циального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интегра ции в мировую экономику.

Образование свободных  экономических зон, особенно развивающихся  странах, сопряжено со значительным капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства  по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они  практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты  по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара  на 1 доллар зарубежных инвестиций. В  КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические  зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные  собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных  экономических зон КНР была создана  за счет централизованных государственных  средств.           

При многочисленных примерах успешного функцио нирования  свободных экономических зон  имеют место и неудачные попытки  их организации. Так, создание в Шри  Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и  других странах разного рода свободных  экономических зон не только не увенча лось успехом, но многие из них вообще перестали функ ционировать. Позднее  были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести  политические, экономические, организационные.    

Политические причины  связаны с общеполитической нестабильностью  в стране, гражданскими волнениями,  вплоть до военных действий. К экономическим причинам,  прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая организованность управления свободными экономическими зо нами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и "реклама преимуществ специальной зоны — все это также заметно отражается на ее судьбе. К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не только не дают пока заметного эф фекта для народного хозяйства, но и их собственное раз-питие оставляет желать лучшего, относится и Россия.

Рассмотрим некоторые  особенности создания и функ ционирования свободных экономических зон  в России.

4. Свободные экономические  зоны в России

Мировой опыт успешного  функционирования свобод ных экономических  зон в середине 90-х годов привлек  при стальное внимание российских реформаторов, в результа те чего была поставлена задача за 2—3 года создать широ кую  сеть такого рода зон. Предполагалось создание в раз личных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались  как чудодей ственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики  к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая  зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормаль  ной стране".

Первые попытки  по пропаганде и созданию свободных  экономических зон были предприняты  в середине 80-х го дов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась  государственная концепция развития свободных экономических зон  на территории СССР.

По форме СЭЗ  должны были представлять зоны сво  бодного предпринимательства, компактно  расположенные в районах с  развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о  создании свободных экономических  зон в городах Находка и  Выборг. Через полгода краткие  положения общего характера в  отношении свободных экономических  зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в  СССР".           

К началу 90-х годов  государственная концепция СЭЗ  дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности  свободных экономических зон  и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В  середине 1990-х гг. Верховный Совет  РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР  утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.           

Процесс образования  свободных экономических зон  начале 90-х годов характеризовался следующими чертами

• отсутствием четкого  понимания реальных целей, задач  СЭЗ;                                       

• огромностью отводимых  территорий для СЭЗ: на долю формально  созданных "свободных зон" приходилось  более одной трети территории России;                     

• массовой раздачей льгот и привилегий зонам  лоббированием их интересов в Правительстве РФ;   

• стремлением местных  властей к суверенитету через  создание СЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", в котором  целая глава была посвящена свободным  экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому  закон свободные экономические зоны создаются с цельюпривлечения иностранного капитала, передовой зарубежной тех-кики, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятии с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. ре гистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской федерации для иностранных инве сторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субарен ды (вне СЭЗ этот срок — до 50 лет); понижение таможен ных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граж дан, в том числе безвизового; наличие права безлицензи онного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полнос тью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические  реформы, начатые в 1992 г., и либерализация  всей хозяйственной жизни в стране за метно изменили отношение российского  правительства к проблеме организации  свободных экономических зон  в Рос сии. Новыми законами, регулирующими  внутри- и внешне экономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических  зон. И хотя правительственные положения  о них никто не отменял, государственные  финансово-налоговые службы посчитали  их утратившими силу. Все это вызвало  беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических  зонах, а также заверения администрации  действующих зон о неизменнос ти зональной политики способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве  РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон — разновидностей свободных  таможенных зон и зон экспортного  производства. В основу отбора зон  был полажен принцип сочетания  выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция  закрытия ранее созданных свободных  экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В  печати, высказываниях официальных  лиц появились мнения о малой  перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики  в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:                  

• опасениями, что  будет образовано слишком большое  число различных СЭЗ;                        

• свободные экономические  зоны — это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов  и других негативных явлений;                                              

• уменьшением управляемости  СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и  формированием новых региональных элит.            

Несмотря на сдерживание  процессов развития свободных экономических  зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администрации  и управленческих структур таких  свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская  область), способствовали тому, что  правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был  принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской  области". Этот закон определил  правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской  области, учитывая ее специфическое  географическое положение, значение для  интересов Российской Федерации.                           

Усилилась тенденция  по созданию "налоговых убежищ". и результате в России возникли специальные  зоны офф шорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налого вый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и при родные ресурсы.                              

В апреле 1997 года Государственная  Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных  экономи ческих зонах", который  не был утвержден Президентом  РФ п концу 90-х годов свободные  экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ)[2]

по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенци ал этой идеи пока не получил  своего полноценного раскры тия & России. Вместе с тем достигнутые результаты функ ционирующих СЭЗ свидетельствуют  об их переценивности. 

К числу таких  примеров можно отнести СЭЗ "Наход  ка". На территории свободной экономической  зоны "Наход ка зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В  середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвести  циями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем  экспортной продукции свободной  эконо мической зоны в 1995 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт. С российской стороны в создании пред приятии с иностранными инвестициями принимают учас тие не только предприятия  СЭЗ "Находка", но и привле каются капиталы многих регионов России и  государств СНГ

На территории осуществляются проекты по организа ции и функционированию российско-корейского технопарка и  российско-американского промышленного  парка. Это промышленные комплексы  должны сыграть ключевое зна чение  в индустриализации этой зоны. В  зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка").                                  

Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время  рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало  по ней специальные решения. Например, "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г." В соот ветствий с этим и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых пре вышают 30%, установлены следующие льготы:         

Информация о работе Сущность свободных экономических зон