Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:39, реферат
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических свя зей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "нало говой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.
I. Сущность свободных экономических зон………………………………………3
II. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
III. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
IV. Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
V. Рекомендуема литература……………………………………………………...…16
С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90~х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных парков включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".
Сервисные зоны представляют собой территории льготным режимом предпринимательской деятельности, для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ),которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой сек ретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время г. мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Сре ди них налоговых гаваней — около 70.
К числу стран, где уже давно функционируют офф шорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские ост рова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появи лись на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в 03 либо вообще не подлежат налогооб ложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются неболь шим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские ост рова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием ва лютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низ ким уровнем уставного капитала; отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшор ные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании допол нительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется,
как правило, в банковском, страховом,
деле, морском судоходстве, операциях
с недвижимостью, в трастовой (доверительной)
деятельности, во всех видах экспортно-импортных
операций, в консалтинге. По некоторым
оценкам, капитал, задействованный
в сфере оффшорного бизнеса, достигает
500 млрд. долл. В нем участвуют
почти 2 млн. вкладчиков (юридических
и физических лиц), и каждый год
регистрируется не сколько тысяч
новых, компаний, увеличивающих объемы
оффшорной деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются мес том отмыва "грязных денег" и разного рода банковских афер
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяй ственной деятельности на территории отдельных админис тративных образований.
Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались
на базе зон с
экспортно-ориентированной
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а так же бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Зем ля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрес сивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формирова нию международных свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с ис пользованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и ма териалы для переработки. Предприниматели, организовав шие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие грани цы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.
Рис. 1. Зона международного сотрудничества Туманган (обозначена пунктиром)
Отработка деловых
контактов не на межгосударственном,
а на региональном уровне привела
к появлению так называемых "еврорегионов"
как формы организации
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.
3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного ин вестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравне нию с общим режимом для предпринимателей, существую щим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы
имеют некоторые количественные отличия по зонам раз ных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введе ние особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного по рядка осуществления внешнеторговых операций.
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельно сти или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные от числения, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уро вень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен ного освобождения от налогообложения.
3. Финансовые льготы включают различные формы суб сидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
4. Административные льготы предоставляются админи страцией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граж дан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным эконо мическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существен ными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают пре доставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе меж дународного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.
Социально-экономические
выгоды от создания зон (внешнеторговых
в США, "Шеннон" в Ирландии и
др.) достаточно весомы. Эти зоны создали
значительное число рабочих мест,
оживили международный торговый
обмен, повысили, внешнеторговую результативность,
научно-производственный потенциал
этих стран и др. Важным аспектом
деятельности СЭЗ в промышленно
развитых странах является то, что
они работают не только на мировой,
но и на внутренний рынок.
Свободные экономические
зоны, функционирующие в развивающихс
Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭ3 развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано
c усилением международной
конкуренции между зонами и
Соответственно попытками
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредо точиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специаль ными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стра не и за рубежом свободных экономических зон —"Шэнь-чжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Щаньтоу", имеющих мно голетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существую щей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологий — технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического раз вития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколь ко десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром про мышленного производства Китая, но, и призвана способство вать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создание специальных
экономических зон (СЭЗ) стало важной
составной частью проведения открытой
внешне экономической политики, провозглашенной
китайским руководством в конце 70-х
годов. При выборе модели разви тия СЭЗ
китайское руководство исходило из текущих
по требностей страны и опыта функционирования
таких зон в других странах. Наиболее детально
изучался опыт Сингапура, Тайваня, США.
В ходе подготовки организации специальных
экономических зон было предложено несколько
вариантов режима их функционирования
и в результате был избран путь создания
в их рамках структуры хозяйства, ориентированного
на экспорт, всемерное привлечение иностранного
капитала, а также существенное улучшение
технологии производства. Специальные
экономичен кие зоны стали играть связующую
(буферную) роль с другими районами страны,
реализуя политику "открытых дверей".