Сущность свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:39, реферат

Краткое описание

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических свя зей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "нало говой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Оглавление

I. Сущность свободных экономических зон………………………………………3
II. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
III. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
IV. Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
V. Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 87.64 Кб (Скачать)

С 80-х годов к  созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В  результате в 90~х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных  парков включающих собственно научные  парки, регионы науки, технополисы  и "инкубаторы бизнеса".       

Сервисные зоны представляют собой территории льготным режимом предпринимательской деятельности, для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных  зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ),которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой сек ретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной оффшорной  зоне и претендующей на получение  налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится  оффшорный центр и не извлекать  на его территории прибыль. Налоговые  гавани отличаются от оффшорных зон  тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все  или некоторые виды деятельности. В настоящее время г. мире насчитывается  более 300 оффшорных центров. Сре ди них налоговых гаваней — около 70.

К числу стран, где  уже давно функционируют офф  шорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские ост рова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария  и др. В последнее десятилетие  оффшорные зоны появи лись на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в 03 либо вообще не подлежат налогооб ложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются неболь шим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские ост рова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием ва лютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низ ким уровнем уставного капитала; отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшор ные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании допол нительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом, деле, морском судоходстве, операциях  с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных  операций, в консалтинге. По некоторым  оценкам, капитал, задействованный  в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют  почти 2 млн. вкладчиков (юридических  и физических лиц), и каждый год  регистрируется не сколько тысяч  новых, компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.                        

Деятельность оффшорных  зон оценивается специалистами  весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что  оффшорные центры зачастую являются мес том отмыва "грязных денег" и разного рода банковских афер

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяй ственной деятельности на территории отдельных админис тративных образований.

Комплексные свободные  экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые  из них были созданы с нуля, а  большинство сформировались

на базе зон с  экспортно-ориентированной обрабатывающей! промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень  развития. Отличие комплексных свободных  экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком  поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспортозамещающего  производства, развитие финансового  рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ  можно отнести пять специальных  экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а так же бразильскую  зону "Манаус", территорию "Огненная Зем ля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые  промышленно развитыми странами в депрес сивных районах.

В 90-е годы активизируются процессы по формирова нию международных свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с ис пользованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и ма териалы для переработки. Предприниматели, организовав шие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие грани цы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.

Рис. 1. Зона международного сотрудничества Туманган (обозначена пунктиром)

Отработка деловых  контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела  к появлению так называемых "еврорегионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государства прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия. Венгрия, а, также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания"

В 1994 г. подписано  соглашение о создании российско-китайской  торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование  приграничных свободных экономических  зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей  обеих сторон, прежде всего российской.

3. Особенности инвестиционного  климата свободных  экономических зон

Общей характерной  чертой различных видов свободных  экономических зон является наличие  благоприятного ин вестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравне нию с общим режимом  для предпринимателей, существую  щим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы

имеют некоторые  количественные отличия по зонам  раз ных стран, по существу они, как  правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введе ние особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного по рядка осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельно сти или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные от числения, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уро вень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен ного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы суб сидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

4. Административные  льготы предоставляются админи страцией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граж дан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются  в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным  эконо мическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока  в страну иностранного капитала. Более  существен ными в этом отношении  могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при  таких равных условиях на первый план выступают пре доставляемые зоной  льготы.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон  в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе меж дународного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.                    

Социально-экономические  выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и  др.) достаточно весомы. Эти зоны создали  значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили, внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал  этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно  развитых странах является то, что  они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.                                      

Свободные экономические  зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственнье зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.                                       

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭ3 развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано

c усилением международной  конкуренции между зонами и  Соответственно попытками продемонстрировать  ее сравни тельные преимущества  перед другими подобными свобод  ными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредо точиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Среди развивающихся  стран весьма заметное развитие и  резонанс получили свободные экономические  зоны Китая. Начав с небольших  территорий, объединенных специаль ными зонами в начале 80-х годов, китайское  руководство к середине 90-х годов  распространило их режим на сотни  квадратных километров. Помимо наиболее известных в стра не и за рубежом  свободных экономических зон  —"Шэнь-чжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Щаньтоу", имеющих мно голетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существую щей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и  зоны развития новой и высокой  технологий — технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического раз вития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколь ко десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе  крупным центром про мышленного производства Китая, но, и призвана способство вать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных  экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частью проведения открытой внешне экономической политики, провозглашенной  китайским руководством в конце 70-х годов. При выборе модели разви тия СЭЗ китайское руководство исходило из текущих по требностей страны и опыта функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономичен кие зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику "открытых дверей".                                              

Информация о работе Сущность свободных экономических зон